В центре столицы должен находиться кремль. Или королевский дворец. Или, как в столице империи Жака Мауля — офисный корпус
В СЕРДЦЕ РЕСПУБЛИКИ
Когда я был маленьким, считал, что столица государства должна располагаться в его геометрическом центре. Не для красоты или ради банальной логики, а для того, чтобы если, не дай бог, война, неприятелю, отважившемуся перейти границу (или высадиться на берег), пришлось бы максимально долго топать по чужой земле, давая время и возможность защитникам отечества принять необходимые меры к обороне.
Париж, как легко заметить даже при беглом взгляде на карту, расположен на крайнем севере возглавляемой им Пятой французской республики. Удобно ездить в Англию, но непрактично, если те же англичане (к примеру) соберутся приехать в гости без приглашения и на гусеничном транспорте. Этим ли руководствовался Жак Мауль, основав фирму своего имени в городе Сент Етьене, находящемся далеко от столицы, но довольно близко к центру французской территории — неизвестно. Вряд ли.
Наверное, всё проще: в 70-х выпускник университета, журналист и постоянный автор «l’Audiophile», технический консультант нескольких компаний, производивших Hi-Fi-акустику, мсье Мауль мог довольствоваться съёмной квартирой в Париже. Там же, в квартире, начала работать названная почти в шутку «Лаборатория Жака Мауля». Но когда лаборатория дала первые результаты, её заведующий переместил свою деятельность в центр республики, в Сент Етьен, приколотив (уже не в шутку) табличку с надписью «JM lab» на дверь одного из помещений отцовской механической фабрики.
Сабвуферы — работа не для слабаков
Ещё одна, последняя операция…
… и знаменитая акустика готова
Кстати, знаете, где родился Жак Мауль? Неподалёку от Сент Етьена, в крошечном городке под названием… Bonson. Не требуется высшего филологического образования, чтобы сообразить: на языке Пятой республики это означает «хороший звук». Истинно сказано: «где родился, там и пригодился».
Итак: Сент Етьен, сердце республики и столица небольшой, но тщательно обороняемой империи Жака Мауля. Вблизи Лиона, 450 километров от Парижа (два часа на скоростном поезде за 80 евро или пять — на машине за
100 евро только за платную автостраду). Информационным поводом для поездки была историческая инициатива Focal JM lab. Впервые под этой маркой начинают выпускаться автомобильные усилители, причём с технической точки зрения дебют стал сенсационным.
Первый же взгляд на дебютантов подтвердил: хороший вкус законодателям мировой моды отказывает редко, в этом, эстетическом, отношении усилители Focal не уронили национального престижа. Сенсация не в этом. Привычный ряд моделей (двух-, четырёхканальные, моноблок) возглавляется флагманом серии по имени Dual Monitor, а это очень необычный агрегат — двухканальный усилитель, рассчитанный на системы не с поканальным усилением, а на работу с акустикой через пассивные фильтры, но снабжённый мощнейшим цифровым процессором. Цифровой кроссовер, 30-полосный параметрический(!) эквалайзер и система временных задержек загружают центральный чип процессора, по словам разработчиков, пока всего на 30%. Запас вычислительной мощности предназначен для будущих расширений, реализуемых чисто программными методами. Сейчас к каждому усилителю Dual Monitor прилагается диск с программным обеспечением для настройки процессора (по USB-шнурку) и лицензионным софтом для RTA-измерений в салоне TrueRTA. Софт для настройки — собственный, и там уже сейчас предусмотрены программные «слоты» для дополнительных функций, по поводу которых завершаются переговоры со специализированной фирмой, разрабатывающей звуковые эффекты для профессиональных музыкантов. В этом месте идеолог новой разработки Focal JM lab Ги Бонневиль особо подчеркнул: речь идёт не о дешёвых эффектах, встречающихся в музыкальных центрах и недорогих головных устройствах (это когда «Стадион», «Зал», «Храм божий» и пр.), а о совершенно ином: в профессиональном аудио, например, умеют задавать временные задержки в частотных полосах обычного двухканального звукового тракта, корректировать микродинамику, да много чего ещё умеют. Вот для этого всего и предусмотрены цифровые «ворота» для загрузки в процессор Dual Monitor. Уже на подходе модуль Bluetooth, c помощью которого программировать и настраивать процессор можно будет с ноутбука, ни к чему не подключаясь, с «наладонника», с mp3-плеера (рассматривается и такой вариант), а то и вовсе с продвинутого мобильного телефона. Неслабо для дебюта…
Портрет информационного повода: концептуальный усилитель FP Dual Monitor и прилагаемый к нему диск с настроечным софтом
Интерьер лишён кремлёвского пафоса, но отличается в приятную сторону от типовых конторских коридоров
Первый серийный экземпляр Dual Monitor проходит настройку в «летающей лаборатории» Ги Бонневиля
Однако «информационный повод» потому так и называется, что за ним прячется истинная причина. А ею, разумеется, было желание посмотреть через собственные очки на то, как делается славная акустика имени Жака Мауля. Просвещённый и пропорционально этому циничный читатель здесь вправе криво усмехнуться: «так за этим надо не в сердце Франции лететь, а в подбрюшье Китая — там всё делается». Верно, делается. Даже много делается. Но не всё. Иначе увиденное в Сент Етьене было бы трудно объяснить. Разве только если бы сюда лететь с ночёвкой в Амстердаме…
Первое впечатление: это действительно небольшая империя. Стильное офисное здание, производственные цеха и участки, лаборатория и склады, и всё это — на одной территории. Причём меры безопасности, принимаемые по отношению к посетителям этой территории таковы, что я вновь усомнился в истинных причинах географического положения компании. Как на ракетном заводе: никаких прогулок без сопровождения, фотографировать только то, что разрешили. Не фотографировать то, что не разрешили (мягко, вежливо, с хорошим произношением, но решительно). Например: весь цех пищалок — режимный объект. В особенности — гермозона, где изготавливаются бериллиевые диафрагмы для топовых ВЧ-головок. Здесь, признаюсь, грешен. Тряхнул стариной и кое-что решил нащёлкать, более того, хоть и с купюрами, но тиснуть на этих страницах.
Главная купюра относится к бериллиевому участку. Там, в герметичном прозрачном кубе работает человек, сильно смахивающий на космонавта, из-за специфического костюма. Если процесс изготовления алюминиево-магниевых мембран для пищалок других серий относительно прямолинеен — штамповка и термообработка, то с бериллием всё куда сложнее. По расчётам для получения нужных характеристик нужна бериллиевая фольга толщиной 25 микрон. Такой не делает ни одно предприятие редкометаллической промышленности в мире. В США умеют делать 40-микронную ленту. Её там покупают и уже здесь с помощью очень замудрённого процесса превращают в искомую 25-микронную. Процесс связан с высокими температурами, а нагретый бериллий (в отличие от холодного) — весьма неприятное для здоровья вещество. Отсюда и космонавтский доспех. Из доведенной до нужной кондиции ленты по горячим (буквально) следам формуются будущие обратные купола, которые потом охлаждаются до комнатной температуры по заданному графику, для этого у «космонавта» есть специальная чудо-машина. Бериллиевая труха, оставшаяся после вырубки диафрагм, тщательно собирается, чистый металл стоит вполне конкретных чатлов и отправляется за океан в зачёт свежего сырья. Готовые же почти невесомые «пятачки» диафрагм идут через воздушный шлюз гермозоны на сборку. Стопроцентно ручную, с именной биркой сборщика на каждом экземпляре.
Разработка новой головки начинается с моделирования методом конечных элементов
Для производства диффузоров заготовлены листы акрилового пенопласта разной толщины
Вакуумно отформованные заготовки будущих диффузоров
Участки, где работают над НЧ/СЧ-головками не так засекречен, и мне стало понятно почему. Нет нужды скрывать технологию изготовления диффузоров Sandwich W и K2Power. Всяк волен открыть своё предприятие, а пока он окончательно не разорится, можно сходить в кафе напротив, двойной эспрессо не брать, не успеете. Во-первых, фокаловская технология сэндвичных диффузоров бессмысленна, если не подкреплена мощной исследовательской базой. Процесс таков, что настроить производство на новые параметры диффузора (соотношение массы, жёсткости и внутреннего демпфирования) можно за два-три часа. Но не зная, в какую сторону это соотношение надо менять, будете месяцами заядло переводить качественные материалы и рабочее время французских граждан, неплохо, кстати, оплачиваемое.
Технология вкратце такова. Основа диффузора — вакуумная штамповка из тонких листов очень жёсткого акрилового пенопласта. Толщина листа индивидуальна для того или иного динамика, даже когда размеры и форма диффузора одни и те же. В зависимости от того, в какой динамик предстоит превратиться изготовляемому диффузору, на одной или обеих сторонах пенопластового внутреннего слоя формуются внешние: из кевларовой ткани для K2Power или стеклянной для Sandwich W. Нужна большая жёсткость — берётся более плотная ткань. Нужна меньшая масса — идёт в ход ткань полегче, а пенопластовая заготовка — из более тонкого листа. Что брать — задано конструкторами, они же в любой момент могут проводить тонкую настройку параметров диффузора в процессе изготовления, что невозможно при, например, литье под давлением из полипропилена: там как сделали форму, так и будешь дубасить до перехода на новую модель.
Ещё одним параметром, выбираемым конструкторами на основе полёта их мысли и результатов испытаний прототипа, является вязкость смолы, которой пропитываются кевларовая или стеклоткань. В любом случае это не банальная смола, применяемая для выклейки корпусов сабвуферов, катеров и мотоциклетных шлемов. После окончания термообработки смола остаётся довольно мягкой, как это и необходимо для высокого внутреннего демпфирования. А процесс термообработки, который каждая заготовка диффузора проходит индивидуально, включает не только нагрев при совместном прессовании «бутерброда», но и обработку холодом по нарочно для этого разработанной программе.
Возни с изготовлением каждого диффузора — неимоверно, неправдоподобно много. И каждый (не выборочно, а каждый) окончательно подготовленный к сборке диффузор взвешивается с точностью до 0,1 грамма, допуск, при выходе за который диффузор попадает в отбраковку, очень узкий.
Дальше — относительно просто. Подготовленные детали идут… признайтесь, уже почти увидели слово «конвейер». Слово, может, и увидели, но конвейера увидеть не удастся. На частично автоматизированной линии, действительно, собирают головки младших серий, а сборка топовых линеек, что для снаряжения домашней акустики, что для автомобильных комплектов, организована по принципу «личной ответственности». До самого момента упаковки наших динамиков или установки в корпуса домашних их сопровождают таблички с фамилией ответственного за сборку. Фамилии, кстати, сплошь французские, да поймут меня правильно.
Однако мы начали с середины. Кто-то должен был нарисовать обводы диффузора или купола пищалки, назначить параметры слоёв сэндвичной конструкции и прочее. Специально обученные этому делу люди, как и их оборудование — здесь же, в лабораторном корпусе. Начинается всё с метода конечных элементов, столь изящно реализованного программно, что, когда взрослые дяди дали мне поиграть с параметрами моделируемого купола, оторваться было нелегко. Когда примерно понятно, что надо сделать, это делается на участке рабочих прототипов эдакими французскими Кулибиными. Это — зрелые и очень уравновешенные мужчины, иначе было бы трудно сознавать: большая часть того, что вышло из-под твоих натруженных рук, будет через некоторое время складировано в специальную тару. Как попало, это — отработанный материал, его обмерили, обслушали и с вероятностью 90% забраковали, перейдя к следующему прототипу, с внесёнными по итогам испытаний изменениями.
База для измерений вызвала хорошо понятную бледно-зелёную зависть: и звукомерная камера, и обрамляющая её техника — на высоте. Однако итог испытаний подводится не микрофоном, пусть и дорогим, а экспертом при реальном прослушивании. Для домашней акустики есть студия, а для автомобильной, понятное дело — тестовая машина — Renault 25 (специально для интересующихся, под какие габариты салона оптимизирована акустика Focal), внутри замордованная до неузнаваемости с тем, чтобы можно было исследовать все варианты установки излучателей.
Нет, всё же не случайно Жак Мауль забрался со столицей небольшой империи в самое сердце республики. Подданным этой империи есть что защищать. Даже если никто не нападает…
Одна и та же по форме деталь может стать основой диффузора Sandwich W или K2Power
Пропитанная смолой ткань вручную натягивается на пенопластовый каркас и спекается с ним в нагретой пресс-форме
Один из секретов технологии — в выборе режимов термообработки сэндвичной конструкции
«Мсье никогда не видел, как собирают магнитные системы?»
«Космонавт» Focal-JMlab делает на своей чудо-машине 25-микронные бериллиевые мембраны
Входим в лабораторию…
Домашняя акустика прослушивается в студии. Пара Grand Utopia Be там находится постоянно, как эталон. К тому же немного желающих таскать туда-сюда колонки весом по 220 кг
Интерьер тестового Renault 25 выглядит не так изысканно, зато подготовлен к любым экспериментам
О размерах звукомерной камеры можно судить по стремянке в правом углу
Французам не откажешь в чувстве юмора: акустические измерения — не самый опасный вид деятельности
Магнитная система Flower Power басового динамика для домашней акустики JM Lab
Каждая собранная партия динамиков имеет определённого автора, с него весь спрос