Пока мы не начали разговор, взгляните: в этом году логотип EMMA Россия стал другим. Опытные участники соревнований минувших сезонов старый логотип могут нарисовать по памяти: четыре белых звёздочки, четыре красных и одна синяя. Сейчас мы оставили по одной каждого цвета российского триколора, как-то логичнее, к тому же — символизирует новый этап развития ассоциации.
Дмитрий МАТВЕЕВ, Президент ЕММА Россия
ЗВЁЗДОЧКИ И ЗВЁЗДЫ
Того, к чему мы тогда стремились, мы достигли, закрыв вопрос создания эффективной и устойчивой структуры в регионах. Итог нашей «структурообразующей» деятельности внушителен. В активе ассоциации — около 600 испытанных учстников организации соревнований из самых разных регионов страны и 267 сертифицированных судей. Цифру помню совершенно точно: именно работа с судьями составит главное содержание нового этапа развития ассоциации.
Довести качество судейства до безукоризненного, независимо от места проведения очередного этапа — вот задача, на которой мы сейчас сосредоточились. Нововведений немало. Впервые мы вводим классификацию судей по рангам. Первая ступень в судейской иерархии — кандидат в судьи. Это не человек «с улицы», а специалист, отсудивший за два прошедших сезона до четырёх соревнований, включая национальный финал. Полноправным судьёй становится тот, у кого за это же время «налёт часов» составил более четырёх соревнований (включая финал), а оценки за судейство были не ниже четвёрки. Да-да, теперь арбитрам будут выставляться оценки в их судейские книжки. Оценку ставит главный судья этапа по его окончании, не стану сейчас вдаваться в систему критериев, скажу лишь, что система проверена практикой.
Ещё более строгие требования предъявляются к тем, кто претендует на звание Главного судьи, а тем более — Главного судьи международной категории. Высшее судейское звание нельзя получить, не пройдя международного тренинга, ежегодно проводимого штаб-квартирой EMMA, по традиции — в Германии.
Разумеется, нельзя ставить оценки, не организовав обучения. У нас сегодня разработана целая технология подготовки судей к проведению этапа. За неделю до соревнований в регионе проходит этап теоретической подготовки, когда освежаются в памяти действующие правила, со сдачей экзамена, разумеется.
Накануне же соревнований проходит наиболее важная часть тренинга — практическая, а вернее, настроечная. Ведь даже несложный измерительный прибор нуждается в проверке, чтобы его показаниям можно было доверять, а судья соединяет в себе способности тонкого прибора и музыкального инструмента, только значительно сложнее. И тоже нуждается в подстройке.
Проходит это так. Организаторы соревнований готовят две машины с аудиосистемами (это входит в обязанности организаторов). Эти две машины оценивают два арбитра международной категории. Если в данном регионе таких нет — пришлём из другого. Баллы, поставленные судьями, проходящими тренинг, сравниваются с эталонными, вынесенными «международниками». Возникшие существенные разночтения обсуждаются, а критерии, применяемые судьями — корректируются. Тренируемых — два десятка, тренеров — двое, а они, в свою очередь и в свои сроки, проходят такую же настройку на международном тренинге. В итоге весь разветвлённый, разбросанный по стране и многочисленный судейский корпус приводится к определённому референсу по применяемым критериям. Это хлопотно, но другого способа сделать принципиально субъективные оценки максимально объективными и воспроизводимыми нет. Ещё один критерий, по которому выставляются оценки — время, затрачиваемое на судейство. Если на одну машину ушло больше 30 минут, оценка будет тройкой. Скорость важна не как самоцель. Во-первых, все, кто хоть раз участвовал в соревнованиях, знает, как изматывающее действует на участников затянувшееся судейство. А главное — чем быстрее проведена работа по оценке машины, тем больше времени останется на общение с участником. Ведь это для спортсменов крайне важно, чем менее опытный участник — тем более важно.
Может создаться впечатление, что мы излишне строги к судьям и уж очень ограничиваем их свободу. Впечатление это правильное, но преждевременное. На самом деле мы к судьям ещё строже, а свободу ограничиваем ещё больше. К к этому сезону мы разработали и будем применять Устав судейского корпуса и систему контрактов с судьями. Контракт — документ технический, в нём расписано, что судья обязан делать и на что имеет право, а Устав — скорее этический. Здесь говорится о том, что судья может себе позволить, а что — нет. Опыт, увы, показал: великолепные в профессиональном отношении судьи, сами — звёзды автозвукового спорта, бывает, подхватывают известную болезнь и становятся чересчур безапелляционны в своих оценках брэндов, технологий, достижений коллег. А ведь для рядового участника судья — небожитель, цена его слова высока, именно он пять минут назад определил, быть участнику победившим или проигравшим, здесь следует проявлять такт.
Отдельный и довольно болезненный вопрос, тоже связанный с ограничением личных свобод тех, кто решил заняться судейской работой — участие в качестве судьи в соревнованиях, не санкционированных EMMA Россия. В подготовку (и периодическую переподготовку) судей вкладывается много сил, труда и «ноу-хау», и мы обязаны принять меры по защите своих инвестиций. Сертифицированный судья EMMA Россия может принимать участие (как спортсмен) в любых соревнованиях, а в роли судьи — только с разрешения ассоциации. За нарушение — дисквалификация на три года с разжалованием в кандидаты. Строго? Да, но судьи EMMA Россия, как показало предварительное обсуждение, к мерам по укреплению дисциплины отнеслись с пониманием.
Впрочем, довольно о строгостях. Что ещё нового в грядущем сезоне? У нас запланировано 17 этапов. Отдельной строкой в календаре записан Кубок Сибири, он будет проходить в Новосибирске с особым статусом: занявшие там призовые места автоматически получают право на участие в финале чемпионата России.
Открывать сезон будем 21 — 23 апреля в «Крокус Экспо», на фестивале «Мотор Парк 2006», а вот с финалом, там же, на «Интеравто-2006», наверное, не получится. «Интеравто» закрывается 10 сентября, а уже 22 — 24 сентября состоится Еврофинал в швейцарском Берне. Для подготовки к финалу континента участникам требуется больше времени, чем 10 — 12 дней, поэтому финал чемпионата России мы планируем провести в Москве в августе, с точными датами и местом сейчас определяемся.
Опыт проведения в рамках соревнований гонок по формуле EMMA Racing оказался успешным: в прошлом году эта дисциплина присутствовала на 10 этапах из 15. Положительным этот опыт сочли не только мы, и с вероятностью 90% EMMA Racing войдёт в программу Еврофинала в Берне. А национальный финал EMMA Racing мы запланировали не в Москве, а на пару недель раньше — в Белгороде.
Спонсоров EMMA Россия в этом году стало гораздо больше, чем было в прошлом. Не побоюсь сказать, что происходит нечто вроде соревнования за право спонсорства среди профильных фирм. Генеральным спонсором по-прежнему стал Pioneer, официальным — Prology, категорию SQ поддерживают сразу три торговые марки: Boston Acoustics, DLS и Oris, категория Multimedia спонсируется маркой Alpine, попечители ESPL — Kicx и недавно вновь вернувшаяся на отечественный рынок Diamond Audio. За участниками EMMA Racing будет присматривать Soundstream, а Stinger взял на себя заботу о нуждах сборной России на Еврофинале.
Согласитесь, компания более чем солидная, и каждый в ней — на своём, давно заслуженном месте. Однако, что интересно, на роль спонсоров сезона 2006 года претендуют и непрофильные фирмы, так, генеральным партнёром сезона становится энергетический напиток Burn, партнёрами — Harley Davidson, производители компонентов для тюнинга и автозвука Select Products и MS Design, а также фирма, продвигающая авангардный формат печатной продукции Z-Card, что это такое — увидите, когда придёте.
Есть ещё официальные брэнды EMMA Россия, по их поводу хотел бы сделать комментарий, поскольку заметил: сама концепция порой вызывает непонимание. В принципе, всё просто: если у участника в системе есть компоненты официального брэнда, он частично освобождается от регистрационного взноса, если такие компоненты преобладают — освобождается полностью. На самом деле его взнос берёт на себя фирма, дистрибутирующая брэнд. Случалось читать в Интернет-форумах, что это, мол, дискриминация по отношению к тем, кто избрал НЕ официальные брэнды. А ведь точка отсчёта не там. Спортсмен с системой на усилителях Milbert и акустике Ciare (нормальные марки, дай бог каждому) будет участвовать на общих, справедливых и необременительных основаниях, заплатив почти символический регистрационный взнос. А за того, у кого усилители и акустика Rockford Fosgate (к примеру), взнос заплатит «Русская Игра». Сумма не разорит компанию и не обогатит участника, это просто знак того, что «Рокфорду» интересно, когда соревнуется машина на их компонентах, они это видят и ценят. А Ciare, по той или иной причине — не интересно. Это не бизнес, это — хорошие манеры. Приходя в гости, мы приносим хозяевам бутылочку доброго вина или тортик. Что, у хозяев тортик купить не на что? Они бы тогда гостей не звали…
Ну и последнее на сегодня. В этом году на международный тренинг, в числе других судей, отправится несомненное украшение российского судейского корпуса Мария Гречишникова. Это, будем считать, моё поздравление милым дамам с 8 марта.