Чтобы найти автомобили скандинавской конструкторской школы, мы запустили поисковую машину по всему электронному архиву журнала. Результат оказался не просто необычным, а прямо-таки поразительным. Ни одной, представьте себе, ни одной системы в автомобилях марки Volvo не побывало на страницах журнала с 1998 года.
ВОЛЬВО ДРАЙВЕРЫ
cтудия SOS-AUTO
руководитель проекта Алексей БРУНОВ
Пресса — зеркало жизни. Специализированная пресса — зеркало специализированной жизни. Дополнительное расследование показало, что «Вольво» — действительно и необъяснимо редкий гость автозвуковых студий. Странно, ведь шанс повстречать владельца машины, которому было бы интересно поставить новый звук, должен быть прямо пропорционален тиражу автомобиля и его распространённости на определённой территории. Это правильные предположения, но от них не остаётся камня на камне, если взять другие марки, побывавшие в журнале и годовой выпуск которых едва составляет одну десятую, а то и меньше, от производственной программы Volvo Car Corporation. Возможно, причина в довольно специальном публичном образе шведских автомобилей, вернее, не самих автомобилей, а их водителей. Принято считать, что это люди, более всего (и более всех) заботящиеся о собственной безопасности, у американцев есть даже устойчивое выражение: «Volvo driver». Что ж, у этих драйверов есть все основания для сделанного выбора, в области безопасности у Volvo репутация заоблачная. А может быть, в таинственном гипнотическом эффекте повинна марка Dynaudio, прочно занявшая позиции штатной акустики на борту Volvo. Не надо объяснять, какая репутация у драйверов Dynaudio…
- ТИП СИСТЕМЫ аудио
- СОСТАВ 3-полосный фронт + сабвуфер
- ИСТОЧНИК Nakamichi CD-400
- УСИЛИТЕЛИ Hifonics Eagle HF, Falcon
- АКУСТИКА Alpine SPR-176A, Dynaudio MD140/2
- САБВУФЕР Audiobahn ABP101T
Однако, как известно, некоторый процент людей абсолютно не подвержен действию гипноза. Таким оказался Андрей, владелец одного из Volvo S40. Что, как показал результат, послужило поводом для интересных экспериментов на почве автозвука, которые начались после того, как Андрей продал свою предыдущую машину. Часть компонентов старой системы осталась, и, сложив их в багажник, новоиспечённый Volvo driver (формально, а не по убеждениям) направился в SOS-AUTO.
Разложив имеющиеся компоненты и выслушав пожелания заказчика, Алексей Брунов предложил добавить в систему три усилителя и сделать впереди двойной мидбас. Причём новая «двойственность» предполагала не просто параллельное или последовательное соединение звуковых катушек, а организацию двухкомпонентного мидбаса, переводящего фронтальную акустику в разряд четырёхполосных. В результате эксперимента предполагалось перенести основную часть басовой нагрузки на фронт, оставив готовому сабу-бандпассу лишь функции басового «подпора».
Вкратце схема установки выглядит следующим образом. За формирование сигнала отвечает CD-ресивер Nakamichi CD-400, оборудованный 24-битовым ЦАПом. С него аналоговый сигнал поступает на три усилителя Hifonics, два из которых, четырёхканальные Eagle HF, обеспечивают работу всех фронтальных полос, а третий, двухканальный Falcon, подкреплённый по питанию буферным конденсатором Stinger ёмкостью 1 Ф, мостом работает на саб Audiobahn ABP101T.
Акустическая система фронта построена на основе компонентов двухполосного набора Alpine SPR-176A и среднечастотниках… Dynaudio MD140/2. Датчане так просто своих позиций не сдают. Твитеры Alpine совместно с мидрейнджем Dynaudio делят запасы мощности первого «Орла» Hifonics в прямом включении, без пассивных кроссоверов. Полоса, отведённая пищалкам, ограничена снизу на частоте 5 кГц, к ней вплотную примыкает диапазон средних частот, который заканчивается на 1,2 кГц.
Второй Hifonics Eagle подключен так же, как и первый, напрямую к звуковым катушкам четырёх мидбасов Alpine, по одной на каждый канал. Общая полоса переднего баса лежит в пределах от 70 до 1350 Гц, при этом средний бас заканчивается на 200 Гц, а верхний начинается со 120 Гц, задавая работу двух пар динамиков с небольшим «нахлёстом» по полосе.
Саб срезан довольно высоко, на частоте 100 Гц, но при акустическом оформлении «бандпасс» и работе в закрытом багажном отсеке седана можно не беспокоиться об избыточных внеполосных призвуках, вызывающих дурную локализацию излучателя в задней части салона.
Передние двери, которые были традиционно обозначены как места установки низкочастотных компонентов фронта, прошли массированную акустическую подготовку вибродемпферами и шумоизоляторами. Для акустической развязки излучателей верхнего и среднего баса из небольших листов «Битопласта» были устроены своего рода ящики объёмом около 4 л, на которые и работает более «высокочастотный» мидбас. Его сосед, смонтированный рядом, распущен на весь объём двери.
Твитеры заказчик попросил установить в штатные места на торпедо, разумно считая, что за заводскими решётками они будут меньше бросаться в глаза. Но, оговаривая с Алексеем место монтажа, Андрей поставил во главу угла звук, согласившись на любой другой вариант, если работа твитеров из торпедо на стекло не оправдает надежд. В своём окончательном варианте геометрические оси пищалок повёрнуты вдоль лобового стекла на центр салона.
Заказчик попросил установить твитеры в штатные места на торпедо
Для установки купольников Dynaudio в качестве конкурирующих со стойками и торпедо Алексей предложил кикпанели. Место, на наш взгляд, незаслуженно обойдённое вниманием инсталляторов, которое к тому же отвечает требованиям малой заметности элементов системы чересчур любопытному взгляду. Купольники помещены во вновь изготовленные подиумы (MDF-кольца плюс пена) и направлены на рукоятку КПП.
Монтаж усилителей под задней полкой «предложили» конструкторы кузова автомобиля, сделав снизу большую подштамповку. Её размера хватило с избытком, чтобы заподлицо с кромкой багажника поместить за фальшпанель три усилителя и один конденсатор, при этом полезная площадь и доступный объём отсека практически не пострадали. Из этих же, сугубо практических, соображений сабвуфер специально зафиксирован только на «липучках», которые позволяют легко выложить ящик, пожертвовав на время достоверностью звукопередачи в диапазоне самого нижнего баса.
«Вольво» поспела в аккурат к Новому году, для чего мастерам SOS-AUTO пришлось ударно потрудиться 5 дней. Поводом для такого форсированного темпа был, разумеется, близкий праздник, хотелось порадовать хозяина машины новой музыкой. Но всё же главной причиной трудового азарта стала необычность задачи поселить звук в редкой для установочных боксов машине. Хотелось вырвать Volvo из рук штатной аудиосистемы, пусть и Dynaudio. А то, что двоих «засланных» оставили, так это потому, что купольные драйверы Dynauido — это наши, не штатные, им верить можно…
Геометрические оси пищалок повёрнуты вдоль лобового стекла на центр салона
Монтаж двойного мидбаса в дверь потребовал больших подиумов
Для акустической развязки излучателей верхнего и среднего баса в дверях были устроены небольшие ящики
От чересчур любопытных взоров купольные мидрейнджи убраны в кик-панели
Глубокая заводская подштамповка задней полки легко вместила три усилителя и конденсатор
Основа кикпанельной конструкции — кольца из MDF и монтажная пена
Фальшпанель крепится снизу к фанерным стойкам
Сабвуфер зафиксирован только на «липучках»
Андрей собрал в своей дорожной сумке с компакт-дисками всевозможные музыкальные стили и направления, поэтому я не чувствовал никаких ограничений по выбору материала для прослушивания и остановился на «Расскажи Чайковскому новости». Высокочастотные гармоники (1-й трек) были в меру мягки, бас же прозвучал уверенно и явно был ведущим. Подача ритмической части 3-й композиции оказалась очень быстрой, при этом детали верха были неожиданно чёткими при отмеченной ранее общей мягкости звучания. Передний бас (7-я дорожка) несомненно хорош, великолепная скорость, отличная атака. Самой впечатляющей оказалась «скорострельность» басовой секции на 9-м треке, никаких слившихся звуков или затягивания не было и в помине. Возникли вопросы по небольшому количеству «песка» на верхах (11-я дорожка) и каким-то невыразительным барабанчикам. Мощная работа басовой секции вновь порадовала на 14-м треке, отличный подхват без какой-либо дополнительной коррекции тембра. В 17-й композиции качественно передан женский вокал, а басы, как и с самого начала, были хороши.
Кто бы сказал, что такая АЧХ на низах получена с помощью бандпасса — поверили бы с трудом. Здесь, правда, басовые регистры отыгрываются не столько сабвуфером, сколько согласованными усилиями разнесённых по частоте мидбасов, результат внушает глубочайшее уважение. Вообще, АЧХ системы, лишённой, заметим, сколько-нибудь развитых средств частотной коррекции, была бы более похожа на АЧХ чемпионской машины на автозвуковых соревнованиях, чем обычного «клиентского» автомобиля, если бы не отчётливо выделенная полоса «презенса» на средних частотах. Зная, что у «Накамичи» традиционно применяется трёхполосный регулятор тембра, легко сообразить, что убрать его можно было в три секунды. Но не убрали, потому что так звучание получалось более комфортным и искренним.