Не знаете, что такое РФЯЦ-ВНИИТФ? А я вот знаю, и очень хорошо. Это Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики. Находится в городе Снежинске, в сотне километров от Челябинска, здесь я работаю инженером.
Написать о проделанной работе меня побудили два факта: во-первых, за всё время, которое я знаю журнал «АЗ», на его страницах побывала всего одна самодельная «Нексия», это несправедливо. А во-вторых, об использовании пятидюймового фронта тоже было написано всего один раз, а это — тем более несправедливо, у такой акустики огромный потенциал.
Юрий ЛОБАЧЁВ, г. Снежинск, Челябинская обл.
У нас в РФЯЦ-ВНИИТФ
Все началось, как обычно, с простой случайности. Осенью позапрошлого года, проходя мимо ларька «Роспечати», увидел ярко-красный «Корвет» («АЗ» №10/2004) на обложке журнала с компакт-диском «Антология российского блюза». Скажу по секрету: журнал купил из-за диска. Однако дальше произошло (как я понимаю, не у меня первого) самое «страшное»: полистав «АЗ», понял, что все мои представления о правильном звуке в авто уже рассыпались в прах. Тогда и началась то самое, о чём все говорят как о неизлечимой болезни. Сначала ставил эксперименты на своем древнем Opel Rekord, и результаты опытов подтверждали то, о чём я давно мог бы прочитать в журнале. Затем появилась новенькая «Нексия», в девичестве тот же «Опель», и открылся простор для новых звуковых экспериментов. Я в этом деле новичок, послушать у кого-то готовую систему или посоветоваться нет возможности, поэтому решил идти от простого к сложному и для начала сделать двухполосный фронт с сабом.
Задачу я себе поставил такую:
— получить качественный звук без экстремизма на басах и с ровной в целом АЧХ, поскольку музыка у меня водится разная;
— расходы на затею не должны заставить меня голодать следующие полгода, поэтому размер денежных вливаний попал под определение «бюджетная система».
Итак, концепция определена, можно приступать к подбору компонентов. После прослушки самых разных изделий я остановился на марке Mystery, что бы там ни говорили, отношение качество/цена у этих изделий очень хорошее.
Работы по установке начались с фронтальной акустики. Выбирая динамики, я остановился на MJ550, внешних претензий к сборке не обнаружилось, да и смотрятся очень симпатично, единственный минус — кроссовер, но о нём позже. Архитектурный план был довольно стандартный: мидбасы поставить в двери, а пищалки закрепить на стойках.
Занявшись дверьми, я быстро понял, что у «Нексии» это далеко не подарок. В комплектации GLE обивка двери имеет довольно хитрую форму, да и стеклоподъёмник стоит в самом неподходящем месте. Поэтому пришлось изготовить такой подиум, чтобы динамик встал без заглубления во внутреннюю часть двери. К тому же мне хотелось довернуть мидбас немного вверх, на рукоятку КПП, чтобы за счёт диаграммы направленности компенсировать отсутствие СЧ-звена. С помощью монтажной пены снял слепок с обивки, придал ему нужную форму и оклеил стеклотканью в пять слоёв. Получился симпатичный компактный подиум, в который после удаления остатков пены были вклеены рёбра жёсткости. Для крепления подиума на дверь изготовил специальные проставки, через которые с помощью длинных болтов подиумы намертво притянуты к металлу.
Также была проведена виброшумоизоляция дверей, причём возникла проблема: два слоя никак не хотели помещаться под дверной обивкой, поэтому пришлось немного схитрить и наклеить один слой изнутри. Если спросите, как я это сделал — отвечу: кровью! Все руки изрезал, но оно того стоило. С помощью «Вибропласта» был заглушен вечно брякающий карман и все пластмасски.
За время работы над проектом я стал экспертом по бюджетным головным устройствам, могу давать консультации. «Голова» MCD-550MP, которую я выбрал — это практически копия Cadence, а за такую цену — вообще класс. Но во время её установки меня ждала засада: протянул межблочник, подключил питание, начал запихивать корпус на место, а он вошёл на 2/3 и встал! После осмотра (пришлось удавом залезть под торпедо) увидел, что RCA-разъёмы уперлись в воздуховод, приехали. Дырявить систему вентиляции не хотелось, поэтому RCA-колодку на магнитоле аккуратненько демонтировал и вывел её вбок на проводах. После такой «хирургии» всё встало как надо.
Пульт в руле — это безопасно и очень удобно
Кроссовер в штатном месте передней акустики
«Родные» кроссоверы MJ550 не очень впечатлили качеством компонентов, поэтому я взял их аналоги из комплекта Lada SL 217 и немного доработал. Платы кроссоверов удалось смонтировать в штатных местах передней акустики.
Правильный угол — залог успеха
Путь к поиску оптимального расположения пищалок был таков. Сначала прикрепил в нижней трети передних стоек мягкие металлические пластины, на них посадил пищалки и крутил-вертел их, выбирая наилучшее положение. Лучшим вариантом оказалось направление на внутрисалонное зеркало. Подиумы под твитеры сделал «чулочным» методом с помощью монтажных чашек из комплекта и обтянул винилом.
Защита бортовой сети прежде всего
Несколько слов о проводке силовой и сигнальной. На мой взгляд, для бюджетной системы лучше всего пользоваться готовым установочным комплектом. В них есть практически всё, что нужно, и в приятном изобилии, начиная с колбы с предохранителем и заканчивая хомутами для крепления проводов. Силовые кабели я проложил по левому борту, акустические провода по правому, а межблочник для исключения наводок пущен по передней стойке через крышу в багажник.
Четырёхканальный усилитель MR 4.75, который мне приглянулся, имеет полный комплект фильтров и весьма неплохие данные по мощности. Верхнюю границу ФВЧ можно было бы сделать и повыше, там она всего 250 Гц, но для моей системы это не стало препятствием. Усилитель я смонтировал в багажнике, на дальней стенке, которую изготовил заново из фанеры взамен «родной» пластмасски. Новое основание обтянуто карпетом, в роли которого отлично выступила заготовка под названием «коврик от ВАЗ-2108», этим же ковриком был отделан корпус саба.
Готовим ящик под саб
Сабвуфер, как много в слове этом! Саб построен на основе НЧ-головки MJS10 и по первым прикидкам должен был стать закрытым ящиком объёмом 30 л. После вторых прикидок ЗЯ трансформировался в ФИ с настройкой на 32 Гц. Корпус изготовлен из ДСП толщиной 18 мм, а для уменьшения затрат на материал мне удалось сделать заготовки на местной мебельной фабрике, причём по смешной цене — 180 рублей за всё про всё! Качество деталей оказалось просто изумительным, всё точно по чертежам, без сколов, а отверстие под динамик такое круглое, что самому так не сделать, это точно. Так что если кто будет твердить, что «богатство России будет прирастать Сибирью», пусть и про Урал не забывает. Ящик собран с помощью саморезов, и все швы пролиты эпоксидкой. Получилась жёсткая и добротная конструкция.
По замыслу сабвуфер должен был висеть под задней полкой, причем портом фазоинвертора прямо напротив штатного отверстия для тыловой акустики. Воплотить это практически оказалось непросто, багажник у «Нексии» глубокий, и, только вооружившись домкратом, удалось ровно и точно разметить места под крепления. Саб подвешен на четырех кронштейнах с использованием заводских отверстий — их там полно. К слову, о лишних дырках: я не люблю дырявить кузов без нужды, поэтому при установке сделал только одно новое отверстие, да и то в моторном щите, через которое пропущен питающий провод.
Вот она, кладезь теории
Самое волнующее время началось тогда, когда я приступил к настройке системы. Провозился долго, очень сложно шло согласование пятидюймового фронта с сабом. А ведь предупреждали…
И всё же я справился с задачей. Фронт отфильтрован выше 85 Гц, а саб — до 95 Гц. Так же долго определялся с положением аттенюатора пищалок. Во время настройки использовались тестовый диск «Аудиодоктор FSQ», изданный «АЗ», причём, судя по отзывам в рубрике «Своя игра», он стал уже почти официальным настроечным инструментом, и тестовый «Beringer Master Disk» — это мой вклад в методическую базу. После всех процедур последовала еще одна — устранение призвуков, издаваемых декором салона.
Работы в машине и около неё наполнили новым смыслом всё лето прошлого года. Самой большой трудностью, с которой я столкнулся, было отсутствие качественных отделочных и конструкционных материалов, постоянно приходилось их где-то что-то доставать и заказывать.
Подводя итог проделанной работы, я бы сказал, что система удалась, звучание очень чистое и ровное, с неплохим запасом мощности. Наверное, можно остановиться? Нет, об этом думать рано, хочется и моноблок на саб поставить, и что-нибудь среднечастотное установить, да и кондёр в цепь питания неплохо бы воткнуть. Эксперименты продолжаются, и не только в области «технической физики»…