Кто помнит, лет пятнадцать назад, была такая рубрика в некоторых изданиях. Потом перестройка плавно перетекла в перестрелку, потом — в реформы, в общем — формат процесса менялся в широких пределах при неизменности внешних границ.
Марк ГАСАНОВ
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПЕРЕСТРОЙКА НА МАРШЕ
Mystery MCD-978MP • Pioneer FH-P5000MP • Cheetah CH-D580D • Kenwood DDX6027Y • Eclipse AVX2404
НЕТ, НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ У НАС РЕФОРМИРОВАТЬ общество по своему расписанию, может, и потому, что истинные интересы тех, кто им управляет, не совпадают с их же декларациями.
Впрочем, не зря нашу цивилизацию называют технической — перестройка в технических отраслях человечеству вполне доступна, точнее говоря, она идёт непрерывно, являясь непременным атрибутом этих самых отраслей. И хотя со стороны, для людей, далёких от техники, заметны лишь основные вехи (вроде появления «металлической» авиации, транзисторов или персональных компьютеров), «перестройка на марше» (то есть на ходу) является единственной формой существования технических отраслей.
Несколько строчек избитых истин мне потребовались для того, чтобы плавно «въехать» в ситуацию с двухдиновыми «головами». Действительно, в наше время минимизации габаритов аудиотехники «кубики» размера 2DIN в машине могут показаться явным анахронизмом. Ведь в чём главное преимущество двухдиновых головных устройств перед обычными? Конечно, в их универсальности, ибо они позволяют воспроизводить не только компакт-диски, но и кассеты. Однако в наши дни слово «кассета» постепенно начинает помечаться в словарях как «устар.», именно по этой причине мы уже в прошлом году перестали «приглашать» в тест кассетные магнитолы. Под универсальностью же понимается совсем иное: способность воспроизводить файлы всевозможных форматов, записанных на диске той или иной структуры, а то и вовсе не на диске. Такая универсальность обеспечивается уже не моторчиками и шестерёнками, а соответствующим программным обеспечением, и физические размеры становятся ни при чём. Казалось, что двухдиновые аппараты тихо сойдут со сцены вместе с кассетным форматом. А что в Штатах и Японии выпускались (и выпускаются) авто с нишами «2DIN» — так они нам не указ, мы, мол, люди прогрессивные. Тем более что и гранды car audio, придерживаясь прогрессивных взглядов, после 2004 года прекратили обновление техники этого формата.
А дальше — резкий поворот сюжета, почти как в детективе. Сыграли свою роль два фактора. Первый мною уже упоминался. Ну, привыкли американцы с японцами к двухдиновым «сундукам», и автомобильные концерны вынуждены учитывать их мнение. Фактор номер два — широкое распространение мультимедийной техники (и навигационных систем). А в этой сфере преимущества двухдиновых аппаратов налицо. Или на лицевой панели. Если мультимедийная «голова» обычного размера вынуждена иметь выдвижной монитор, то двухдиновой передней панели достаточно для расположения на ней дисплея жёстко и без шестерёнок. Правда, если выдвижные дисплеи могут уместить экран с диагональю 7 дюймов, на двухдиновых панелях надо ещё оставить место для кнопок, так что экран получается чуть меньше: от 6 до 6,5 дюйма. Разница, кстати говоря, не столь эфемерна, как кажется — площадь экрана с диагональю 6 дюймов составляет лишь 75% от таковой у семидюймового дисплея. Ну а плюс в том, что стационарный экран всегда готов к выдаче картинки (это особенно ценно при работе с навигацией), да и отсутствие выдвижного механизма, надо думать, положительно сказывается на надёжности.
Собирая технику, мы заняли позицию летописцев эпохи и зафиксировали ситуацию, как она есть (точнее, как она была на тот момент — перестройка идёт полным ходом). Новых «старых» кассетно-дисковых ресиверов, которые не попали в наш тест 2004 года, нынче совсем немного. Но и новых мультимедийных аппаратов тоже ещё мало, хотя, кажется, у всех солидных производителей автомобильной техники запланирован на этот год выход головных устройств такого рода. Поэтому в сегодняшнем тесте представлены и те, и другие — у нас тоже своего рода перестройка на марше. Только в данном случае не надо понимать название рубрики буквально — аппараты из первой и второй части одноклассниками определённо не являются. «Одноразмерниками» — да, но не одноклассниками.
Начнём с новых «старых» — CD-ресиверов с кассетником. Пятикомпонентный формат рейтинга таких «голов» всегда был тесноват, поэтому, в частности, оценку технических показателей тюнера и кассетного проигрывателя мы умещаем в одну строку. Точно так же (через дробь) представлена в таблице оценка качества звучания CD-проигрывателя и кассеты, только теперь между ними вклинился показатель качества работы декодера компрессированных форматов. Тот факт, что декодирование форматов mp3/WMA относится к числу стандартных функций современного CD-ресивера, нами уже не раз декларировался, поэтому одного их присутствия уже недостаточно, чтобы участник теста мог претендовать на высокий балл в графе «Оснащённость». Для этого надо, чтобы головное устройство было оснащёно эквалайзером и фильтрами, желательно также присутствие цифрового процессора с цепями задержки. Сами знаете, какой нынче год, недавно встречали, номер — на слуху.
В отличие от чисто звуковых двухдиновых «комбайнов», мультимедийные головы проходили по нашим тестам уже в этом году (см. №1), и с тех пор компоненты вектора оценки не изменились. Показатель, который мы называем «мультимедийностью», определяется не только количеством входов-выходов, но и тем, насколько подготовлено данное устройство для интегрирования в единую систему с ТВ-тюнером и навигационной системой. Оценка качества видеотракта распадается на две составляющие: одна из них относится к проигрывателю DVD, вторая — к дисплею. Здесь мы опираемся частично на измерения (яркость, контраст — для дисплея, разрешающая способность — для дисплея и проигрывателя), частично — на субъективную оценку. Впрочем, субъективные оценки (уровня шумов, в частности) тоже проводятся с использованием тестовых таблиц, а значит, могут быть перепроверены, если кому-то очень уж захочется это сделать. (По случаю напоминаю: мы используем диски «Video Essentials», NTSC, регион «All», и «Reference TEST-DVD», PAL, регион «0».)
Сколько-нибудь подробное рассмотрение измеряемых нами технических показателей явно выходит за рамки любого конкретного теста, поэтому проще всего оставить его там (за рамками) полностью. Но несколько замечаний сделать очень уж хочется. Взять, например, такой чисто «аналоговый» показатель, как коэффициент детонации. Он характеризует колебание скорости носителя (магнитной ленты, винилового диска или киноплёнки с оптической записью) с учётом частотной характеристики чувствительности слуха. Кстати, данная характеристика чувствительности никакого отношения к кривым равной громкости (Флетчера) не имеет, но существенно то, что она разрабатывалась для обслуживания нужд аналоговой техники (а другой тогда и не было). У цифровой аппаратуры другой спектр временных искажений, поэтому для неё использование детонометра бессмысленно. И по сей день для меня остаётся загадкой, почему изготовители CD-проигрывателей упорно указывают в технических характеристиках, что детонация «ниже предела измерений» (в международном стандарте на параметры CD-плееров такая позиция отсутствует). А у реликтовых аналоговых систем, чтобы детонация не слишком вмешивалась в звучание, её коэффициент не должен быть выше 0,1%.
К совсем другой епархии относится такой показатель, как контрастность дисплея. Суть его ясна — это отношение максимальной яркости к минимальной. Не так давно автору пришлось выдержать напряжённую дискуссию с представителем весьма уважаемой (без всякого подтекста) фирмы, который утверждал, что контроль по этому показателю проходит 100% продукции и заявленные изготовителем характеристики чуть ли не вдвое лучше «наших». Не знаю, по какой методике измеряют яркость чёрного изготовители (и, в частности, при какой температуре), но нам ещё не попадался ЖК-дисплей, у которого при комнатной температуре яркость чёрного была бы меньше 1 кд/м2. Дальше всё просто: если максимальная яркость 300 кд/м2, то контрастность дисплея может быть 270:1, максимум — 300:1, но никак не 600.
Ну вот. После красивых слов о том, какая у нас динамичная отрасль, я взялся в очередной раз пересказывать то, что было уже писано не раз. Пожалуй, пора всё же остановиться и перейти к тому, ради чего мы тут собрались. Тем более что по ходу теста предстоит перестройка. Вернее — резкое перестроение.
МЁД & ДЁГОТЬ
Подведение итогов этого теста весьма условно, как условным было отнесение участников к разряду «одноклассников», мы уже говорили: это, скорее, «одноформатники», а сам формат сейчас — на пороге решительного переосмысления. Однако же «двуспальные» гнёзда исчезать с горизонта не намерены, да к этому никто и не призывает. Появляются всё новые примеры, когда производители аудио-, а пуще того — мультимедийной техники умело пользуются благословенным простором в приборной панели. А пока «площадку держат» те, кто двойной формат освоил и знает, как им пользоваться. Воздадим же им по заслугам.
Разумеется, оценка заслуг тех, кто пошёл по пути аудио и кто пошёл по направлению мультимедиа, должна быть раздельной. Итак: в области аудиотехники формата 2DIN безусловным победителем стал Pioneer, это действительно серьёзное устройство и значок «Лидера» на форменном кителе будет уместен. Однако нельзя не рекомендовать второго участника парада двухдиновых аудиоустройств. При относительно скромных возможностях Mystery со своими задачами (даже довольно многочисленными) справляется, в качестве бонуса предлагает расширенный УКВ-диапазон, а материального вознаграждения за это, можно считать, почти не требует. Присоединим к материальному вознаграждению моральное, оценив редкий по доступности аппарат нашей «Рекомендацией».
Среди мультимедийных устройств выделяется Kenwood, закономерно становясь «Лидером» в своей группе. Eclipse ему несколько уступил, но нельзя не отметить прецедент внедрения на борт двухдиновых устройств твердотельного расширения информационной ёмкости, это -перспективно. Так что «Эклипсу» — звание «Фаворита».
Третий участник видеотурнира по сравнению с грандами скромен. Тем не менее это полновесный мультимедийный комбайн, готовый поступить в собственность за примерно половину цены одного из конкурентов и примерно треть — другого. Если этот факт, на ваш взгляд, не стоит «Рекомендации», то вы чересчур строги. Или чересчур богаты.