Широко известна, даже заношена красивая (и тем не менее правдивая) легенда про Августа Хорьха. Когда после шумной размолвки с бизнес-партнёрами выяснилось, что Хорьх уже не вправе использовать собственную фамилию для вновь создаваемой фирмы, он перевёл своё имя на латынь и, как говорилось в русских сказках, «был таков». Таков и поныне остаётся автоконцерн «Ауди», что на немецкий переводится как «Хорьх». В смысле — «слышу».
СОВРЕМЕННАЯ ЛАТЫНЬ
cтудия «АВТОБАМ»
руководитель проекта Константин ВАЦЛАВСКИЙ
- ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
- АУДИО 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Alpine IVA-D900R, TUE-252TX, Garmin GVN 51
- МОНИТОР Alpine IVA-D900R
- ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H701
- УСИЛИТЕЛИ Genesis Profile Five, Audiosystem F2>130, F2>190
- АКУСТИКА Dynaudio MD140/2, Rockford Fosgate X162S, T162S
- САБВУФЕР Infinity Kappa Perfect 12.1
С мобильным звуком тогда, в 1910 году, было кисловато, а если точнее и прописью — никак. В то время и электричество на борту было только для искры в цилиндрах, фары головного освещения спичками приходилось разжигать, а электрический стартёр и генератор были на полпути между дерзкими местами и сырыми прототипами.
Однако время, как это за ним водится, неумолимо шло, обращение к латинским корням всё чаще стало происходить на англоязычный манер, и на повестке дня появилось car audio. Немцы из Volkswagen AG уж не стали перелицовывать на современный лад название отделения компании, оставили Audi как есть, но многие владельцы машин упомянутой марки смотрят шире на консерватизм традиций и запросто ставят знак равенства между Audi и Audio (именно так, с большой буквы).
Именно такой человек заглянул в «АВТОБАМ» на своей Audi A6 и поинтересовался, как наилучшим образом добавить «Ауди» очень нужную ему букву «о». А для начала разговора продемонстрировал свою дорожную сумку с компакт-дисками, которая озадачила установщиков не столько своими размерами, сколько выдающимся разнообразием музыкальных стилей. Беседа была подкреплена обязательными к установке усилителем Genesis, двумя комплектами акустики Rockford Fosgate и пожеланиями по мультимедийным возможностям будущей системы. Аудио в «Ауди», конечно, актуально, но нельзя же ограничиваться буквальными аллюзиями.
Поразмыслив над тем, как лучше увязать все явные и прямо вытекающие из них неявные требования, главный конструктор системы Константин Вацлавский предложил вариант с 3-полосным фронтом раздельного усиления и фильтрации, подкреплённый тыловой подзвучкой и сабвуфером. В источники сигнала были записаны DVD-ресивер Alpine IVA-D900R, ТВ-приёмник той же фирмы TUE-252TX и навигационная система Garmin GVN 51. Вся обработка звука — декодирование многоканального сигнала, деление полос, коррекция и временные задержки — полностью возложена на процессор Alpine PXA-H701. В дополнение к уже оговоренному элементу усилительной части установки, пятиканальному Genesis Profile Five, были добавлены два стереоусилителя Audiosystem F2>130 и F2>190 (это не формулы, а обозначения моделей, честное слово). Их суммарные канальные возможности разделены следующим образом. Фронтальные твитеры из набора Rockford Fosgate X162S, как самые нетребовательные по мощности, но требовательные к быстродействию усилителя, подключены к зажимам Audiosystem F2>130 и работают через фильтр ВЧ с частотой среза 8 кГц (12 дБ/окт.). Довольно необычное значение частоты среза позволило несколько ослабить высокочастный напор, свойственный продукции RF. Диапазон средних частот размером почти 3,5 октавы, от 710 Гц (6 дБ/окт.) до 7,1 кГц (6 дБ/окт.), полностью отдан купольным мидрейнджам Dynaudio MD140/2, которые подключены ко второму, более мощному, но столь же «скорострельному» двухканальнику Audiosystem F2>190.
На средних и верхних басах, сформированных фильтрами первого порядка в полосе 80 — 710 Гц, эстафету принимают мидбасовые динамики Rockford Fosgate X162S, которым отдана первая пара каналов Genesis Profile Five. Ещё два канала «Генезиса» из имеющихся пяти нагружены тыловыми двухполосными комплектами Rockford Fosgate T162S, их рабочий диапазон ограничен только снизу 6-децибельными фильтрами на частоте 80 Гц. Нижний бас находится целиком в ведении 30-сантиметрового динамика Infinity Kappa Perfect 12.1, заведённого на акустические клеммы пятого, сабвуферного канала Genesis, и соответствующий фильтр нижних частот ограничивает его полосу третьим порядком на частоте 80 Гц.
Практически все компоненты системы собраны в багажном отсеке «Ауди», причём против обычая заводской размер в глубину сохранён без изменений, они установлены в крыльях и под задней полкой. Признаться, давно мы не видели багажник A6 в исходном варианте, и его глубина оставила приятное впечатление простора. Чтобы оно «и было таковым», бригаде мастеров во главе с Константином пришлось за неделю кропотливой работы тщательно скомпоновать и установить все основные и вспомогательные блоки.
В левом крыле, за фальшпанелями со стеклянными окнами (стекло бронированное, но не от страха, а для прочности), смонтированы второй блок «головы», процессор и буферный конденсатор Stinger 1,2 Ф. За ними, вторым слоем, упрятан ТВ-тюнер. Правое крыло смогло вместить сабвуфер-стелс типа ЗЯ объёмом 28 л и пять каналов «Генезиса». Всего-то. Что касается итальянских «Аудиосистем», то для них пришлось сделать подиум под задней полкой и аккуратно закрыть его плавными обводами фальшпанели. Финишная отделка отсека выполнена из натуральной кожи двух цветов, синей и чёрной, пол оставлен в практичном заводском карпете.
Для придания необходимых аудиосвойств кузов «Ауди» прошёл масштабную обработку вибродемпферами и шумопоглотителями. Кроме дверей много внимания потребовали багажник, панели которого приходили в самовозбуждение от близкого сабвуфера, и потолок салона, чей вклад в шумовую картину часто бывает недооценен.
Затейливая форма накладных подиумов под мидрейнджи задана заводскими обводами торпедо
Задние двери приняли тыловую акустику практически без переделок, оба динамика, мидбас и твитер, смонтированы в заводских посадочных гнёздах на дверной обивке. Передние двери, которым традиционно отводится самая важная роль в подаче верхнего и среднего баса, прошли капитальную доводку. Мы уже не первый раз встречаемся с оригинальной, даже уникальной авторской манерой конструирования дверей автомобилей Audi, когда внутренний металлический лист практически отсутствует. С позиции пессимиста это — головная боль установщика, которому не за что зацепиться. Оптимист же отметит, что конструкторы автомобиля никак и ничем не ограничили фантазию специалистов car audio по монтажу передних мидбасов. Приняв за руководство к действию оптимистический вариант, в «АВТОБАМе» изготовили из алюминиевого листа нужную монтажную площадку и закрепили на ней проставку под динамик. Для мидрейнджей понадобились специальные накладные подиумы, с помощью которых верхняя полка торпедо приобрела новый элемент оформления и «подровнялась». Выравнивание понадобилось для горизонтального расположения мидрейнджей, играющих на отражение от лобового стекла. В третьей, высокочастотной полосе фронта наилучшим для звука оказалось место для твитеров на стойках, с разворотом на лобовое стекло. Таким способом удалось придать звучанию нетипичную для акустики этого брэнда мягкость, что было отмечено во время прослушивания.
Для установки мидрейнджей понадобились специальные накладные подиумы
Новое оформление салона не ограничилось отдельными деталями, связанными с монтажом динамиков, а получило всеобъемлющее исполнение. Новая обивка потолка, сидений и дверей потребовала демонтажа и покраски всех, даже самых мелких, деталей, включая пластиковые пистоны, ручки, рамки и крючки. Снаружи автомобиль тоже получил лёгкий оптический «фейслифт», задние фонари затонированы, а передняя оптика целиком заменена газоразрядной. «Целиком» означает ближний свет, дальний свет и противотуманные фары.
Нельзя сказать, что добавка всего одной буквы «о» к слову «Ауди» прошла легко и незаметно. Заказчик поначалу обозначил довольно осторожные границы бюджета и только после прослушивания установленной «вчерне», на пластилине, фронтальной акустики дал добро на увеличение расходов, вызванных полномасштабной переделкой машины под звук и видео. Сжатые сроки проведения работ, всего неделя, пока оставили в планах на будущее монтаж акустики центрального канала, да и владелец машины взял тайм-аут для того, чтобы определиться, насколько это необходимо для полноценного озвучивания видеопрограмм. Согласитесь, зная традиционную латынь, широко употребляемую во времена зарождения новой эры и бывшую каноном ещё какую-то сотню лет назад, не так просто перейти на современный англосакский новояз.
Твитеры сближены с динамиками средних частот и повёрнуты на лобовое стекло
В месте установки мидбаса смонтирована монтажная площадка из алюминиевого листа
При установке DVD-ресивера внизу дефлекторы вентиляции остаются открытыми даже с выдвинутым монитором
Двери оформлены натуральной кожей в новой двухцветной гамме
Небольшой пустующий ящик под сиденьем водителя стал постоянным местом для блока навигации
Размер дорожного кофра для CD и музыкальный ассортимент впечатляют
После тщательной акустической подготовки ничто не напоминает про «пустые» двери Audi
Задние двери приняли тыловую акустику практически без переделок
Для двух стереоусилителей осталось место только под задней полкой
Фальшпанель состоит из нескольких частей довольно сложной формы
По левой стенке багажника смонтированы процессор и второй блок головного устройства
Правое крыло полностью занято сабвуфером и пятиканальным усилителем
Богато оснащённый подсветкой конденсатор стал неплохим элементом декора левого борта
Блоки фронтальных усилителей расположены гуськом, один за другим
Положение, как говорят в таких случаях, обязывает, уровень системы и её универсальность потребовали адекватного тестового материала, который, по моему (и не только) мнению, лучшего всего представлен на компакт-диске «NAIM Sampler». Женский вокал 1-го трека оказался очень натуральным и естественным, а давно мной отмеченный в одном месте акцент на звуке «п» был чётко передан басовой секцией системы. Рояль 3-й дорожки казался расположенным ближе, чем обычно, и я отметил некоторую преувеличенность нижнего регистра. Скрипки и прочие смычковые (4-я композиция) были в меру наполнены техническими подробностями, сопровождающими игру музыкантов на этих инструментах. Оркестр (5-й трек) сыграл бодро и быстро, хотя впечатление от верхнего и нижнего баса было противоречивым. Близость стерепанорамы подтвердила Сабина (7-я дорожка), которая была близка до интимных подробностей, как, впрочем, и сопровождающий её контрабас. На 9-м треке порадовали верхние частоты, они звучали мягко, скромно, но вместе с тем с достаточной степенью ясности. На их фоне мидбас показался вялым. Вопросы к верхнему и среднему басу остались и после 10-го трека, ударная установка звучала непривычно деликатно для своей профессии.
Нижний бас, как и было слышно, не даёт поводов для нареканий. Как, впрочем, и бас средний и верхний, на этом участке АЧХ вышла удивительно ровной. Однако взаимная согласованность уровней нижнего баса и мидбаса вызывает некоторые вопросы, дефицит мидбаса становится особенно заметен на слух на фоне довольно сильно выпяченной голосовой форманты в полосе 600 — 1200 Гц. Смягчённым звучанием на верхах система немалым обязана получившемуся в результате выбранной схемы монтажа пищалок плавному спаду их отдачи выше 8 кГц.