Когда железные дороги выросли из пелёнок чудаковатых экспериментов и стали серьёзными транспортными артериями, никому и в голову не приходило, что путей должно быть два, а не один. Ну, может, всё-таки приходило, но положить на грунт в два раза больше денег считалось непозволительной роскошью. Поэтому во всём мире народ довольствовался «однопуткой», а чтобы как-то решить задачу про два поезда, которые движутся навстречу друг другу, на крупных станциях ставили стрелки и прокладывали ещё одну рельсовую колею.
ДВЕ КОЛЕИ
cтудия «Рольф-Химки»
руководитель проекта Дмитрий ТАРУЛИН
- ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
- АУДИО 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Kenwood KVT-920DVD, KDC-C719MP, CARMANi CB200, Mazda
- МОНИТОР Kenwood KVT-920DVD
- УСИЛИТЕЛИ DLS RA20, RA40
- АКУСТИКА DLS PS6A, 426
- САБВУФЕР DLS OA10
Молодость автозвуковой отрасли, относительная, конечно же, поначалу допускала на борт автомобиля лишь одну систему, на которую до последнего времени и возлагались все задачи по достоверной передаче звука и видео. А встретить две звуковые установки в пределах одной машины было редкой и непредсказуемой удачей (например, «семёрка» BMW в «АЗ» №5/2004).
Однако всё в мире меняется, и банальный калькулятор, бывший когда-то страшно дефицитной и дорогой вещью, теперь стал удобным дополнением к настольным часам, даже не удостоившись отдельного чипа на плате. Прогресс не останавливается, объёмы производства растут, цены падают, бывший эксклюзив становится доступен тысячам и миллионам потребителей. Как мы уже неоднократно отмечали, наша отрасль всегда находилась в фарватере новейших инженерных и экономических достижений, поэтому было бы странно не обнаружить первые «переходные» модели двухсистемных машин, в которых каждая была бы остро заточена под свои задачи. Видимо, уже пришло время прокладывать второй путь для наших локомотивов.
Среди первых машин, обладающих явными признаками двухсистемности, мы недавно нашли седан Mazda6, сработанный в установочном центре компании «Рольф-Химки». Не без помощи конструктора Дмитрия Тарулина глубоко интегрированный в центральную консоль штатный CD-ресивер был столь же полноценно вписан в гораздо более сложную (суммарно) мультимедийную систему, став одним из многих источников сигнала. Именно многих, а то какая же мультимедиа?
Главным источником и центром управления всеми потоками аудио- и видеоданных стал DVD-ресивер Kenwood KVT-920DVD из старой серии Mask. Его внешнее оформление наилучшим образом вписалось в интерьер салона, и это преимущество оказалось непреодолимым для других претендентов. Место и способ установки главной «головы» потребовали от инсталляторов соответствующих навыков по работе с фанерой, шпатлёвкой и натуральной кожей. А после того как всё закончилось, DVD-«Кенвуд» занял место верхнего бардачка, ровно посередине торпедо, там, где ничто не мешает выдвижному ЖК-монитору. Антенны для ТВ-тюнера, входящего в состав головного «Кенвуда», смонтированы под задним бампером.
Другое изделие марки Kenwood, 10-дисковый CD-чейнджер KDC-C719MP, ставший одним из вспомогательных источников, установлен по левому борту багажного отсека. Штатный CD-ресивер Mazda, как вы уже поняли, никто никуда не двигал, а звуковой сигнал с него заведён на линейные входы главного «Кенвуда». Входов у него, к счастью, хватило и для ещё одного источника — навигационной системы CARMANi CB200.
Собранный под правую руку водителя звуковой сигнал после необходимой коммутации и коррекции поступает на два усилителя DLS. Передняя и задняя акустика запитана от четырёхканального RA40, а сабвуферу выделен в монопольное владение двухканальный RA20, скоммутированный мостом. Качество питающего напряжения для обоих усилителей поддерживает буферный конденсатор DLS CAP-150.
Полноценные подиумы, обтянутые кожей, заняли место штатных сеточек
Сохранить полезный литраж багажника в семейном седане удалось благодаря подвесному монтажу обоих компонентов, когда усилители крепятся снизу к задней полке. Эти же мотивы двигали Дмитрием при выборе марки сабвуфера и типа его акустического оформления. Ведь для организации суббаса седан оказывается, пожалуй, единственным типом кузова, который никак не ограничивает замысел конструктора. Тут работают все варианты ящиков, с портами или без, и даже ящики без ящика, то есть акустический экран, который получить, например, в хэтчбеке можно, лишь врезав саб в крышу. Или в пол, сварщику всё едино, что резать, если позволят, конечно.
Суббасовый динамик DLS OA10 диаметром 25 см закреплён на толстом фанерном основании, наглухо прикрученном к задней полке. Отверстие в металле кузова было разделано по заводской подштамповке, которая предусмотрена для более дорогих комплектаций Mazda6, когда штатный звук уже обозначается маркой Bose. Со стороны салона защитная сетка саба украшена простым, но эффектным объёмным грилем, стилизованным под фирменную «галочку» автопроизводителя. На поиск этого решения ушла примерно неделя из двух, отведённых на всю систему.
Японские корни автомобиля вызвали необходимость тотальной обработки кузова вибродемпфирующими и шумопоглощающими материалами по всем дверям, полу, потолку и багажнику. Наверное, только на Востоке конструкторы умудряются сделать столь жёсткий кузов, отвечающий современным требованиям на кручение, из столь тонкого металла, готового поспорить своей толщиной с алюминиевой банкой из-под прохладительных напитков.
Большая глубина новых деталей задана изрядной толщиной передних стоек
Двухполосная передняя и задняя акустика марки DLS размещена по штатным заводским местам, но с необходимой подготовкой посадочных площадок. Передний компонентный набор DLS PS6A потребовал массивного переходного подиума с овала 5 на 7 дюймов для установки круглых 16-сантиметровых мидбасов. Твитеры DLS явно не рассматривались заводскими дизайнерами в роли кандидатов на установку в уголки боковых зеркал, поэтому вместо штатных сеточек пришлось вывести шпатлёвкой новые подиумы и обтянуть их кожей. Большая глубина новых деталей была задана толщиной передних стоек, которые в противном случае создавали бы ненужный боковой отражатель, искажающий стереопанораму. Геометрические оси ВЧ-динамиков направлены на дальнего слушателя. Тыловые коаксиалы DLS 426 смонтированы в нижних углах задних дверей на проставках, повторяющих конструкцию передних.
Железнодорожные рельсы кладут в оба направления только на тех маршрутах, где интенсивность движения становится столь велика, что избежать коллизий со встречным потоком становится трудно. Или, иными словами, чем больше ездят, тем больше рельсов нужно, вон, на тех маршрутах, где есть скоростные поезда, в местах остановок пригородных электричек специально прокладывают ещё и третий путь, ровно посередине. У нас плотность пассажиро- и грузопотока ещё не настолько велика, чтобы выйти на такие рубежи, но вы не забывайте и про возраст отрасли. Сколько поездам понадобилось, чтобы освоить два пути? А ведь в автозвуке детство только закончилось, и две системы в одной машине — уже не редкость. Не верите? А взгляните на соседние страницы…
Верхний бардачок был преобразован в подиум для DVD-ресивера
Оформление старой серии Kenwood Mask неплохо вписалось в дизайн центральной консоли
Задняя коаксиальная акустика смонтирована за фабричным грилем
Передний мидбас потребовал массивного переходного подиума под заводской овал «5 на 7»
Традиционное место для чейнджера — правая или левая сторона багажного отсека
Простой, но эффектный объёмный гриль стилизован под фирменную «галочку» автопроизводителя
Не затрудняясь определением музыкальной стилистики системы, я решил прибегнуть к универсальной по волшебности палочке в виде компакт-диска «Аудиодоктор FSQ». Первый трек отметился ровным и сбалансированным звучанием, каких-либо явных огрехов заметно не было. Аплодисменты (8-й трек) выглядели натурально, барабаны (9-й трек) встали совсем недурно, можно было лишь придраться к слипшимся 2-му и 3-му. Хорошо заглушенный кузов позволил отгородиться от окружающих шумов и оценить хорошие микродинамические возможности системы (10-я дорожка). Работа ударной установки была хороша по-всякому, на месте и атака, и основной тон, и послезвучие. Качественно записанная 12-я композиция была достойно передана системой, хотя мужской вокал показался излишне возвышенным. Сигнал большой амплитуды (12-й трек) не вызвал каких-либо затруднений у системы, и своеобразная звуковая «грязь», слышимая на иных системах, отсутствовала напрочь. Даже капризный турецкий барабан (14-й трек) прозвучал довольно близко к тексту.
Не отыграть турецкий барабан с 14-го трека для этой системы было бы даже как-то неловко, все данные для этого налицо. АЧХ сабвуфера показывает спад (и то невеликий) только ниже 25 Гц. А если идти от сабвуферной полосы вверх, обращает на себя внимание безукоризненный переход к полосе мидбаса, без каких-либо швов и колдобин. Единственный, правда довольно капитальный, дефект общей АЧХ системы — провал на 500 Гц (большой) с последующим подъёмом на 1 — 1,2 кГц (небольшим), а дальше до самого верха всё опять безоблачно. Плавный спад на самых верхних частотах закономерен для мягких пищалок, его можно встретить в самых «звучащих» системах.