Военные знают, что это такое. Это когда чтобы поразить цель, попадают именно в цель, а не разносят вокруг всё подряд. Дело за малым: точно знать, где цель, и иметь технику, способную именно в это место попасть. Военные научились проделывать такое только к концу прошлого века. Они бы и рады раньше, но технологии не позволяли…
Новообращённым аудиофилам предлагается всего одна модель CD-ресивера. Но зато вобравшая в себя многое из того, что раньше было только в двух топовых компонентах
ТАКТИКА ТОЧЕЧНОГО УДАРА
Из военного обихода в мирную жизнь приходят не только технологии, но иногда и тактика. В марте компания Pioneer анонсировала новую серию своих компонентов. Она получила название Pioneer Reference Series. Банальная весть — когда это было, чтобы гранды не объявляли, не начинали и не представляли очередную серию, в которой всего навалом? Головные устройства — от сих и до сих, пять двухканальных усилителей, шесть — четырёхканальных, а уж на акустике по таким поводам оттягиваются от души, все калибры и все фасоны, каждый — по три раза. Типичная ковровая бомбардировка.
На поверку оказалось: нет, всё-таки точечный удар. Что, спросим у военных, пока те не ушли, надо сделать прежде всего? Точно определить цель. Всё, спасибо, дальше мы сами. Цель Pioneer локализовал с предельной однозначностью, и засекречивать найденные координаты не стал. Целью стали аудиофилы «первого призыва». Для широкой публики модельного ряда хватает за глаза. Для профессионалов высокого полёта сделана серия ODR. Что может предложить фирма тем, кто решился вступить на путь аудиофилии? «Пионер» сформулировал своё предложение (именно для этой части публики) с конкретностью, достойной точности целеуказания. В новой серии один (повторим прописью, хотя вроде и первый раз было не цифрами: один) CD-ресивер, по одному усилителю с наиболее востребованным числом каналов (2, 4 и 1, в таком порядке обычно подают модельные ряды усилителей) и в общей сложности четыре динамика, из которых, правда, можно составить несколько комбинаций по вкусу. Но тоже немного.
Второе, что нужно для успешного поражения (в данном случае — не в военном, а в эмоциональном смысле) выбранной цели, как мы запомнили — адекватные технологии. Этим новая серия оказалась насыщена выше крыши. Пойдём, как это делает ведущий рубрики «Системы», по пути, проделываемому сигналом, от головного устройства.
В голове серии — CD-ресивер DEH-P88RS. Основной концепцией его создателей было перенести в новый аппарат всё что можно из эксклюзивного тандема DEH-P90RS + DEQ-P90, не перенимая при этом эксклюзивной цены и упаковав перенесённое в один корпус. Перенести удалось немало, да потом и ещё кое-что от себя добавили.
Для начала — чем пожертвовали, спускаясь c заоблачных высей ODR на тернистый путь начинающего аудиофила. Графический эквалайзер, который в DEQ-P90 строго третьоктавный (31 полоса), переехав в один корпус с ресивером, стал 16-полосным, по 2/3 октавы на полосу, сохранив при этом возможность раздельной регулировки по каналам. От себя добавили режим автоматической коррекции АЧХ от штатного микрофона. Блок временной коррекции был даже усовершенствован: у него меньший шаг регулировки (1,25 см против 1,7), чем у DEQ-P90. От себя добавили и здесь: временные задержки могут быть установлены не только в ручном, но и в автоматическом режиме по технологическим сигналам. Пожертвовали имеющимися у DEQ-P90 встроенным сабсоником и ультразвуковым фильтром в блоке кроссовера. Остальное — на месте, включая выбор пяти(!) возможных значений крутизны характеристики фильтров. От себя — доработали программное обеспечение процессора для улучшения работы в области малых сигналов.
От себя же, вернее от Burr-Brown, добавили ЦАП, применённый, если только не ошибаюсь, в нашей (а может, и не только) технике впервые. Это — Advanced Segment DAC, технология, сочетающая мультибитовое преобразование с методом «дельта-сигма». Верхние 6 разрядов преобразуются по мультибитовому методу, остальные 18 — по дельта-сигма. Усугубили триумф технологии раздельными источниками питания ЦАП по каналам.
В отличие от «технологического донора», DEH-P88RS — CD-ресивер, свои усилители у него есть, правда отключаемые, здесь намёк сами понимаете на что. Это — отключить, другое — подключить. Решение, предложенное «Пионером» в отношении дальнейшего усиления сигнала, мягко говоря, нетривиальное. Очень мягко говоря. Для усиления всего диапазона сигналов предложено воспользоваться импульсными усилителями, в миру известными как «класс D». Стойте, не уходите, вы главного не услышали. Pioneer впервые в своей биографии вступил в технологический союз с фирмой, известной своим нешаблонным отношением к звуковым компонентам. Называется Bang & Olufsen. Там для своих, не автомобильных целей разработали технологию ICE Power, призванную излечить импульсные усилители от врождённых недостатков, так, чтобы их энергоэффективностью можно было бы наконец насладиться в полной мере, а не только в рамках басового применения.
Три врождённых порока импульсных усилителей: чувствительность к характеристикам собственного источника питания (из-за того, что ключевые каскады щёлкают от нуля до напряжения питания, а не качаются где-то в середине, как в обычном усилителе класса АВ); временные ошибки, вызванные инерционностью переключающих приборов, и зависимость сигнала на выходе от импеданса нагрузки, поскольку последний каскад импульсного усилителя — пассивный фильтр нижних частот.
В усилителях ICE Power каноническая схема импульсного усилителя дополнена двумя контурами обратной связи, один из которых охватывает и выходной фильтр. Сигналы обратной связи поступают в патентованный импульсный компаратор, где, как и положено по принципу обратной связи, результаты деятельности усилителя в каждый конкретный момент сравниваются с тем, чего в этот момент от него ждали (то есть что подали на вход), и вырабатываются соответствующие поправки. Помимо прочего, техника ICE Power позволяет снизить рабочую частоту усилителя, которую прежде все конструкторы пытались, наоборот, повысить в погоне за точностью восстановления исходного аналогового сигнала. Результаты при этом оказывались прямо противоположны надеждам. На нерационально высоких тактовых частотах возрастало влияние конечного быстродействия ключевых транзисторов и росли временные ошибки, а кроме того, с повышением рабочей частоты к.п.д. неумолимо падал, сводя смысл затеи если не к нулю, то к небольшой величине.
Говоря о достигнутом, Pioneer сопоставляет характеристики нового импульсного PRS-D200 с характеристиками своих же моделей. Например, коэффициент нелинейных искажений, предмет наибольших претензий к импульсным аппаратам, у PRS-D200 на номинальной мощности составил 0,005%. У разработанного в прошлом году аналога класса АВ PRS-A500 — 0,003%, что, конечно, впечатляет, но у своего же, бюджетного GM-5100T (тоже работающего в классе АВ) — 0,015%, то есть втрое больше, чем у импульсного.
Усилителей предлагается всего три, все — одного размера (небольшого, почти ровно с эту страницу). Уже упомянутый двухканальный PRS-D200 (2 х 150 Вт RMS на 4 Ом, 1 х 600 Вт на ту же нагрузку мостом), четырёхканальный PRS-D400 (4 х 75 и 2 х 300 Вт соответственно) и моноблок PRS-D1000M (400 Вт на 4 Ом).
Акустика для неофитов включает 30-миллиметровую пищалку TS-T031PRS, 10-сантиметровый среднечастотник TS-S101PRS и две мидбасовые головки TS-M131PRS и TS-M171PRS калибра 13 и 17 см соответственно. На базе «пятёрки» и «шестёрки» сделаны компонентные наборы, с кроссовером, а среднечастотник (вместе с пищалкой и 17-сантиметровым мидбасом, но без кроссовера) составляют комплект для трёхполосного фронта с активным делением частотных полос.
При проектировании пищалки особое внимание уделялось оптимизации акустической нагрузки купола, то есть выбору геометрии задней камеры. Результаты сравнивались уже с другими производителями и обнадёжили: содержание гармоник в излучении вблизи частоты резонанса оказалось ниже, чем даже у знаменитых динамиков ручной работы Microprecision.
В мидбасах технологии пустились во все тяжкие. Диффузоры — трёхслойные (арамид — полипропилен — стекловолокно), магнитная система — с короткозамкнутыми медными кольцами, звуковая катушка — диаметром 48 мм (это у «шестёрки»-то), фазовыравнивающая «пуля», и самое необычное: материалом для гофра стал композит из микроволокна, по-другому — искусственная замша, по заверениям конструкторов, этот материал обеспечивает большую линейность подвеса, нежели традиционные. У среднечастотника диффузор другой — с криволинейной образующей и двухслойный (арамид и целлюлоза), так у него и задачи другие. Однако и у одного, и у другого, по данным из фирменной лаборатории, линейность хода диффузора достигнута высочайшая.
Новая серия компонентов Pioneer — на подходе к складам дилеров. Сможет ли она поразить разведанную цель? Вероятно — да. Не в военном, в хорошем смысле…
Секрет ICE Power: простой модулятор уступает место компаратору, собирающему сигналы обратной связи
Все усилители PRS строго одного размера, с эту страницу
У составляющих трёхполосной акустики «под поканалку» немало особенностей: геометрия акустической камеры пищалки, двух-трёхслойные диффузоры НЧ/СЧ-головок, магнитная система с повышенной линейностью, необычный материал гофра…
На базе мидбасов 13 и 17 см и пищалок собраны компонентные наборы
Результаты, достигнутые с новой пищалкой, подтверждают сравнительные измерения. На правом графике — пищалка Microprecision, одна из лучших известных. Она проигрывает и по АЧХ, и по уровню гармоник
Специального сабвуфера для новой серии PRS не разрабатывали, предлагают уже зарекомендовавший себя TS-W12PRS предыдущего поколения
При отработке компонентов PRS их отслушивали в сравнении с аналогами конкурентов (динамики на съёмных досках) и в специально для этого построенной системе в Alfa Romeo