Национальный японский напиток сакэ у нас не нарасхват по практическим соображениям. Пиву уступает, потому что дорого, водке — потому что не берёт. И тому и другому проигрывает по технологичности, потому что употребляется в подогретом виде. Однако хлопоты и расходы, похоже, дают эффект, который ещё будет оценен в car audio.
ЕЩЁ ПО ОДНОЙ?
Превратившись из KD-AVX1 в X2, новый DVD-ресивер не только стал широкоэкранным, но и научился читать DivX, DVD Audio и WAV-файлы, записанные на DVD-болванку
Наибольший эффект достигается, как выяснилось, когда рисовый алкоголь употребляется не по прямому назначению, а в инновационных целях. Впрочем, по порядку. В этом году JVC, компания, которая всегда смотрела на car audio (и видео) под несколько иным углом, чем другие гранды индустрии, представила публике целый ряд своих инноваций, лишь отчасти идущих в ногу с тенденциями. В ногу, но на полшага впереди и на шаг — в сторону, ровно на косинус «иного угла».
Серия, вернее, даже целое поколение техники JVC было наречено EXAD и снабжено лозунгом «Perfect Experience», а это в приблизительном (но артистичном) переводе на могучий я бы сформулировал как «Совершенство впечатлений».
Подобный лозунг (извините, слоган, слово «лозунг» теперь не в моде) вполне подошёл бы торговой марке, под которой видят свет образцы извратного хай-энда, неудобные, архаичные и функционально обделённые, но гипнотизирующие полумифическими красотами звуковой нюансировки. JVC на совершенство впечатлений смотрит шире, включая в категорию «впечатления» не одно, а четыре понятия. Качество звучания — да, это «раз», кто бы спорил. «Два» — расширение форматного поля, совершенство впечатлений не должно омрачаться неспособностью дорогой и продвинутой техники воспроизводить что велено. «Три» — многофункциональность с точки зрения органов чувств. Чтобы переход от мобильного аудио к мобильному видео не походил на полную перезагрузку. Работа с традиционными носителями, а равно и с «импортированными» из гигантского мира компьютерной техники, должна происходить гладко, без швов и зацепок.
«Четыре», отчасти пограничное с «два»: техника, собравшаяся преподнести совершенные впечатления, должна жить в дружбе и согласии с другой, старающейся внести в процесс свой вклад. По-английски это короче: connectivity.
И вот, разъяснив цели и определив задачи, уполномоченные специалисты JVC предложили ряд новинок, основанных на пунктах с первого по четвёртый.
Первой новинкой стала модель всеформатного и многофункционального головного устройства KD-AVX2. В прошлом модельном ряду был предшественник этого DVD-ресивера, KD-AVX1, где инженеры JVC утилизировали по максимуму жёстко детерминированные габариты DIN, раздвинув фронтальную панель до границ разрешённого пространства. В результате стало возможно прямо на передней панели разместить приличного размера видеоэкран. При работе с обычными компактами или с mp3, или вообще при слушании радио это — обычный дисплей, только больше и лучше. Но если в головное устройство зарядить DVD — один экран уже есть, стало быть, и одной проблемой меньше. Модель этого года, KD-AVX2 — примерно то же, но экран стал широким, 16:9, как большинство контента, записанного на DVD, а его диагональ, 3,5 дюйма, составила рекорд отрасли для 1-диновых головных устройств.
Что, и всё? Разумеется, нет. Одновременно с переформатированием экрана KD-AVX2 получил способности, каких сегодня нет ни у одного аналогичного головного устройства. Врождённая всеформатность DVD-проигрывателей оказалась доведена до мыслимого на сегодня предела. В смысле видео аппарат читает не только DVD, но и диски, записанные в стандарте DivX, в популярности которому сегодня трудно отказать. Ну и фотофайлы JPEG, если вдруг понадобится. В смысле аудио — CD, как любой другой, mp3 и WMA — как большинство других, DVD-Audio — как мало кто сегодня и, впервые в индустрии, звуковые файлы WAV. То есть ещё по одной.
Про последнее могут сказать: позвольте, ведь это то, что составляет основу стандарта CD-DA, в чём фишка? Фишка в том, что новым аппаратам JVC безразлично, на каком носителе записаны несжатые звуковые файлы. Да и сжатые — тоже. Прошлой инновацией JVC было внедрение технологии Giga MP3, когда на DVD записывался лютый объём сжатых аудиофайлов, до 70 часов звучания с одной болванки. Аудиофилы всполошились: «А мы как же? Использовать информационную ёмкость DVD мы тоже хотим, а сжимать файлы, теряя в качестве звучания — дудки». С учётом пожеланий трудящихся теперь появилась технология Giga MP3 Multi. С её помощью можно воспроизводить с DVD не только загнанные туда с компьютера mp3 и WMA-файлы, но и исходные WAV, c которыми одна DVD-болванка окажется способна нести до 7 часов музыки.
Упомянутая connectivity реализована и в этой, и в других моделях нового модельного ряда головных устройств обильно и радикально. Разумеется, все модели EXAD (и не только они) способны обмениваться информацией с iPod, без этого теперь неприлично. Но и здесь JVC пошёл дальше многих, сделав один полный шаг на опережение конкурентов и два раза по полшага. Полный шаг: компания разработала собственный хард-дисковый плеер, разумеется, полностью совместимый с головными устройствами, надо только определиться с моделью внешнего адаптера. Во-вторых, сразу на нескольких моделях один из органов управления на лицевой панели нарочно воспроизводит ставший для многих привычным управляющий «кружочек» iPod, так что переучиваться не придётся. А в-третьих, было доработано программное обеспечение головных устройств, в результате чего сегодня только аппараты JVC оказались способны реализовать все функции навигации по файловой структуре, присущие iPod.
Теми же возможностями обладает и закономерно дополнивший модельный ряд 2-диновый мультимедийный комбайн KW-AVX706, но помимо увеличенного экрана, здесь реализована мысль «ещё по одной»: аппарат располагает ещё и читающим устройством для карточек памяти стандарта SD.
Другие, не вошедшие в серию EXAD «головы», как на базе DVD-транспорта, так и традиционные СD-ресиверы, по части connectivity тоже не стали обделенными. Значительная доля устройств теперь снабжается USB-портом, нет нужды говорить, насколько это сегодня востребовано, а одна модель, KD-SH1000 — и «ещё по одной»: USB на передней панели, слот для SD — под ней.
Вижу на лицах некоторое недоумение: сакэ здесь при чём, и о чём автор думает в рабочее время? Отметаю: автор думает о качестве звучания, которое было достигнуто не без помощи рисового алкоголя. История вот какая: несколько лет назад один из инженеров акустиков JVC пришёл к выводу, что лучше материала для диффузоров громкоговорителей, чем натуральное дерево, нет. Были целые выкладки насчёт анизотропии, изгибных мод, декрементов затухания и модуля Юнга, одна беда — не хотело дерево штамповаться в диффузор. А когда хотело, потом безбожно коробилось или растрескивалось.
У трудящихся Страны восходящего солнца принято после работы идти с коллегами на предприятие японского общепита с целью насладиться напитками и поговорить о работе. Если останется время — о бейсболе. Будущий автор нашумевшей разработки и там, за чашечкой подогретого сакэ, думал свою думу. И в какой-то момент обратил внимание, что традиционная лёгкая закуска под сакэ, что-то вроде наших сушёных кальмаров под пиво, в подогретом рисовом алкоголе удивительно ловко размягчается, не теряя природной упругости. С наступлением нового рабочего дня был проведен опыт, результатом которого (не сразу, конечно, а в своё время) стала нашумевшая акустика JVC с деревянными диффузорами.
Дебютировала эта акустика в домашних мини-системах, набрала призов по всему свету (включая один от ассоциации EISA в 2004 году), нам бы до этого и дела не было, но в этом году фирма выпустила комплект автомобильной акустики на базе деревянной технологии, в виде отдельных компонентов и как двухполосный комплект.
Предвижу ухмылку скептиков: это, мол, чистый маркетинг, только чтобы внимание привлечь. Возражу: мини-система с такой акустикой некоторое время назад проходила тестирование в братском (а вернее — отцовском) журнале «Салон Audio Video», что от нас за стенкой. Трудно было удержаться и не полюбопытствовать. Так вот, заявляю на основе личного опыта: играют «деревяшки» просто исключительно. Особенно трудно было поверить, что пищалки с очевидно деревянными куполами могут отыгрывать за 20 кГц, но это подтвердили и измерения, против факта не попрёшь. Автомобильные Wood Cone будут выпускаться ограниченным тиражом, фирма предупредила, но те, кому эту акустику удастся раздобыть, окажутся в настолько завидном положении, что могут даже пересмотреть свои пристрастия по части напитков. Ещё сакэ закажем?
Двухдиновый универсал умеет всё то же, что и «одинарный», плюс читает карты памяти SD
На передней панели KD-SH1000 разъём для подключения по USB, а за откидной панелью — слот для карточки SD
На нескольких моделях этого года управляющая «качалка» рядом с энкодером намеренно повторяет аналогичный узел iPod, им же и управляет, если подключить. И, разумеется, вы видите: все новые JVC читают русские ID3-тэги
Немого сакэ, дерева и дьявольское упорство — вот что потребовалось для создания акустики Wood Cone, теперь ограниченно доступной и в автомобильном варианте