Приставка «нео» при всей её античности — одно из самых мощных языковых средств. Формально, по энциклопедии — это просто «новый», а на деле, соединённая с любым употребительным словом, эта приставка подаёт сигнал: «новый, потому что раньше так не умели». Хрущёвские пятиэтажки — конструктивизм. Неоконструктивизм — это Центр имени Помпиду в Париже, посмотреть на который водят экскурсии.
Студия Auto HiFi, руководитель проекта Николай ПОЛЯКОВ
НЕОМИНИМАЛИЗМ
Или вот «минимализм». Оставив в покое живопись и прочую архитектуру, что в автозвуке принято было относить к примерам этого стиля? В лучшем случае — фронт и сабвуфер от четырёхканального усилителя, в худшем — фронт «от башки» и активный сабвуфер на ремнях в багажнике. Что умеем? Играть компакты. Что ещё? Всё, больше ничего.
Система, о которой пойдёт речь сейчас, вполне может быть отнесена к построенным по принципу минимализма. «Голова» в штатном месте, компонентники спереди и сзади (эка невидаль), один саб, один усилитель на всё, вот разве что блок процессора между «головой» и усилителем выдаёт амбиции, выходящие за рамки старого минимализма. Что умеем? А вы что, мужчина, хотели? Аудио в экстренном качестве — пожалуйста, видео — не вопрос, причём с полновесной раскладкой звука по схеме 5.1, без купюр. Всякие консервы типа mp3 — опять не вопрос, хотите — по старинке с диска, хотите — по неомоде, с вездесущего теперь iPod. И при всём при этом схему системы можно было бы запросто нарисовать на спичечном коробке, если бы её создатели и заказчик признавали столь древние технологии генерации огня в бытовых целях.
- ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
- АУДИО 2-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Alpine IVA-D310R, iPod
- ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H701
- УСИЛИТЕЛЬ Xetec G5-900 Mk II
- АКУСТИКА Alpine SPX-177, MB Quart QSD-210, KEF Ci50
- САБВУФЕР Sony XS-LD125-P5
Автомобиль — Audi A4, принято считать, что это — выбор практичных, не склонных к безрассудству и приключениям горожан, где бы ни находился их город. Впрочем, здесь опять некоторые признаки выдают амбиции, на этот раз — автомобильные. Практичная машина тюнингована в стиле того же минимализма, ничего, хватающего за глаза, а смысл — ясен. Низкопрофильная резина на выросших в диаметре дисках, «подточенная» подвеска, аэродинамика со вкусом и без фанатизма.
Владельцу машины не потребовалось долго объяснять будущему конструктору заказанной им мультимедийной системы в своей Audi, в каком стиле её надлежит строить. Конструктор — Николай Поляков, один из ветеранов нашего цеха, а полвека жизненного опыта общего назначения дают возможность получать некоторые ответы, не задавая некоторых вопросов. Николай предложил мультимедийную систему в стиле неоминимализма.
Источник в такой системе должен по определению брать на себя много. В данном случае это мультимедийная станция Alpine IVA-D310R, совмещающая функции проигрывателя CD, DVD, всеразличных mp3 с функциями монитора для видеоряда. Работающий в связке с головным устройством процессор PXA-H701 обеспечивает и все виды коррекции, и декодирование многоканального звука.
Чейнджера в системе не предусмотрено, это выходило бы за рамки изящного стиля, зато есть легко вписывающаяся в эти рамки возможность подключения волшебной коробочки по имени iPod.
Фронтальная акустика составлена из компонентов Alpine и MB Quart. Именно составлена, а не просто смонтирована
Усилитель в системе — единственный, но, как нам известно по результатам тестирования («А3» №1/2003), он как был, так и остался одним из самых удачных представителей своего вида техники. В компактном корпусе (280 х 280 мм) — четыре канала за сотню ватт (честных) в основных каналах плюс четыре сотни на 4-омную нагрузку — в сабвуферном. Впрочем, тут мы немного слукавили. В системе есть и ещё один усилитель, но в силу исчезающе малых размеров его и найти в машине непросто, поэтому простительно не посчитать. Это — миниатюрный блок усилителя центрального канала Alpine SBS-0715, работающий в полном соответствии с назначением — превратить систему в полноценную многоканальную. Сигнал для центрального канала вырабатывает процессор, а в качестве акустики выбрали малогабаритную головку KEF Ci50, предназначенную для встраиваемой акустики. Благодаря размерам её удалось безбедно поселить на акустическом экране в центральном воздуховоде торпедо, а чтобы избежать перегрузки несвойственными низкими частотами, рабочую полосу ограничили снизу на частоте 200 Гц фильтров с крутизной 30 дБ/окт., благо процессор такую опцию предоставляет.
Прочая широкополосная акустика была составлена из компонентов Alpine и MB Quart. Именно составлена, а не просто смонтирована. По ходу опытов, которые, между прочим, вместе со всей остальной работой по этому проекту заняли всего 4 дня, Николай обнаружил, что наиболее удачный вариант звучания достигается, если Alpine и MB Quart причудливо поженить. В итоге на фронте работают мидбасы из комплекта Alpine SPX-177, а кроссоверы и пищалки — квартовские. В тыловой акустике — всё наоборот: мидбасы MB Quart, остальное — Alpine. По мнению Николая, в силу более низкой частоты раздела кроссы MB Quart дают более ровное звучание фронта на средних частотах, в то же время мидбасы Alpine всегда были намного басовитее германских коллег, что для того же фронта важно, не надо объяснять. Результат: фронт удалось состыковать с сабвуфером на частоте 70 Гц (ФВЧ 30 дБ/окт., ФНЧ сабвуферного канала 18 дБ/окт.)
Источник в такой системе должен по определению брать на себя много. В данном случае это — мультимедийная станция Alpine IVA-D310R
Для сабвуфера решили взять пятиугольную головку Sony Explode, критерием выбора здесь была минимальная резонансная частота, а «пятиугольники» этим славятся. Чтобы не быть голословными: в своё время в групповом тесте «двенашек» этот сабвуфер у нас показал частоту резонанса ровно 20 Гц, тогда как ни у одного из полутора десятков остальных этот параметр не опускался ниже 26 Гц, а у половины был выше 30. Правда, тогда же мы отмечали, что в фазоинверторе получить ровную АЧХ с этой головкой нельзя, тем более — в фазоинверторе компактном. Однако Николай так задачу и не ставил. Он (по согласованию с заказчиком, естественно) поставил цель получить кинематографичный звук, с очень низкой граничной частотой и явно выраженной басовой составляющей. Это удалось при выборе объёма корпуса сабвуфера 60 л с настройкой двух тоннелей на частоту 27 Гц. Корпус сабвуфера выполнен из 20-миллиметровой фанеры с многочисленными усиливающими рёбрами внутри. Вместе с пристроившимися на его задней стенке усилителем и кроссоверами он, несмотря на немалый объём, очень ловко встал в дальнюю часть багажника, так что головка сабвуфера оказалась напротив люка-«лыжницы» в заднем сиденье.
Тыловую акустику смонтировали без особых затей в задней полке. Только твитеры направили в салон напрямую, а не через отражение от стекла, а полосу ограничили частотой 160 Гц. На фронте затейливая форма дверных обивок обусловила некоторые причуды по линии сопряжения подиумов и обивок, а традиционно «пустые» двери Audi потребовали установки металлической диафрагмы с проставкой под динамик там, где у других машин в дверях какой-никакой металл.
Неоминимализм в виброизоляции машины выразился в том, что вместо привычных материалов была использована гамма покрытий, выпускаемых под торговой маркой «Абрис» одним из отечественных заводов, что привело к тому, что соответствующая строка в смете работ оказалась в стиле минимализма. Или всё же неоминимализма?
Дань неоминимализму: возможность подключения волшебной коробочки по имени iPod
На фронте затейливая форма дверных обивок обусловила некоторые причуды по линии сопряжения подиумов и обивок
Пятиугольную головку Sony Explode выбрали по критерию минимальной резонансной частоты, «пятиугольники» этим славятся
G5-900 как был, так и остался одним из самых удачных представителей своего вида техники. В компактном корпусе — четыре канала за сотню ватт каждый плюс ещё четыре сотни — в сабвуферном
Хозяин машины однозначно поместил свои музыкальные предпочтения в электронную плоскость, поэтому в головное устройство был решительно заправлен «Electric Motion». Диск выявил и сильные, и слабые стороны системы. Сильная сторона, безусловно, бас. Ключевое слово по отношению к нему — «большой». Почти всё время большой и массивный. Слабым местом показались самые верхние частоты, щёточки на 2-м треке прозвучали глуховато, в то же время на 13-й дорожке колокольчик был излишне настойчив, как незваный гость. На 10-й композиции понравилась передача темпа, которой «крупный» бас удивительным образом совсем не мешал. В целом звук нельзя (совсем нельзя) отнести к академичному, наоборот, он — квинтэссенция бурного и мощного современного стиля.
Измерения показали: бас реализовался в полном соответствии с тем, что получалось при моделировании сабвуфера в «спикершопе». Мощный, ничем не умеряемый подъём на 30 Гц с характерным для ФИ спадом ниже частоты настройки. Но поскольку спад начинается с очень высокой точки, частоты 20 — 25 Гц воспроизводятся на уровне дай бог каждому.
На верхних частотах, действительно, наблюдается довольно ранний спад, совсем не характерный для металлических пищалок MB Quart, возможно всё же, что эксперименты по перекрёстному опылению динамиков и кроссоверов оказались чересчур смелыми.