Помнится, был когда-то у нас материал, посвящённый цифровым звуковым процессорам и названный «Мастера иллюзий». С той поры процессоры переместились в «тело» дорогих головных устройств, которые были и остаются главным звеном в аудиосистеме. А одно из значений английского слова master как раз и будет «главный».
ДЕЛО МАСТЕРА
Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Kenwood KDC-PSW9531 • Alpine CDA-9855R • JVC KD-SHX851 • Eclipse CD 8455 • Clarion DXZ858RMP • Nakamichi CD-700 II • MP3/WMA/AAC
ТЕСТ ГОЛОВНЫХ УСТРОЙСТВ КАТЕГОРИИ «ОТ 500» подразумевает, что его участниками станут топовые модели в линейке производителей. Но на тот момент, когда мы набирали технику для теста, «головы» 2006 года в Россию ещё не подошли, а сливки модельного ряда прошлого года мы уже сняли в №11/2005. К тому же розничные цены на технику 2006-го, естественно, уже снизились, так что нам даже пришлось чуть опустить нижнюю планку. Сейчас, когда вы держите в руках этот номер, полным ходом идёт раскрутка модельного ряда нового года. Однако топовый (и прилегающий к нему) сегмент довольно консервативен, радикализма в новых моделях мы не ожидаем, да и вообще есть тут у нас один участник, который уже лет семь выпускается без особых изменений (и слава богу).
Нами уже не раз было писано, что «головы» топ-класса можно разделить на две категории. К первой относятся чистые источники сигнала, в которых возможности обработки звука реализованы в минимальном объёме. Проще говоря, кроме пары тембров (с непременной возможностью их обхода) там ничего и нет. Вторая категория дорогих «голов» вбирает в себя все достижения цифровой звукотехники и теперь располагает таким набором функций, который даже в отдельно стоящих звуковых процессорах (DSP) прежних лет реализовывался не всегда. Например — переключение кроссоверов из двухполосного в трёхполосный режим и широкий выбор крутизны спада фильтров. Дело это вполне естественное: растут вычислительные возможности специализированных процессоров (вместе со снижением издержек на их производство) и расширяется объём программных наработок, которые в дальнейшем входят в ротацию.
Становится ли при этом лучше звук? Вопрос интересный, но некорректный. Сразу возникает встречный вопрос: в каких условиях прослушивания? Допустим, что таковые близки к идеалу. То есть у вас, во-первых, просторное и акустически нейтральное помещение с временем реверберации 0,27 — 0,33 с (это стандарт для комнаты прослушивания) и частотой трёхдецибельного подъёма ниже 20 Гц. Во-вторых, у вас так называемая минимально-фазовая акустика, то есть центр излучения каждой головки одного канала находится на одинаковом расстоянии от слушателя и в одной плоскости. Для таких условий ответ будет до пошлого ожидаемым: добавление средств обработки практически неизбежно приводит к снижению детальности звучания, либо восстановление детальности приводит к утрате естественности, которая проявляется как прозрачность, лёгкость, как пресловутая вовлечённость, в конце концов. Это процесс обычный: цифровая обработка требует либо дополнительного аналого-цифрового/цифро-аналогового преобразования (если источник аналоговый), либо пересчёта цифрового кода источника (того же CD) в код, с которым работает DSP, с неизбежной интерполяцией (потеря деталей) и промежуточной фильтрацией, вносящей амплитудные и фазовые искажения (потеря связности).
Но только перечисленные выше условия прослушивания даже отдалённого, граничащего с математической абстракцией, отношения к car audio не имеют. Типичная частота трёхдецибельного подъёма (граница компрессионной области) у нас 55 — 70 Гц, время реверберации исчисляется миллисекундами, редко превышает 0,01 с и к тому же из-за остекления салона сильно зависит от начального направления излучения. Акустика решительно не может быть установлена ни в общей плоскости, ни на одном расстоянии от слушателя, если, конечно, ваш автомобиль вынужден хотя бы изредка выполнять иные функции, кроме как служить комнатой для прослушивания. Вдобавок многочисленные резонансы салона, который никогда не бывает акустически нейтральным. В результате потеря детальности и естественности, обусловленная естественными причинами (каламбур неумышленный), оказывается по порядку эффекта несравнима с той, которая диктуется присутствием DSP в тракте сигнала. Для того чтобы «выстроить» разделённые в пространстве головки, используется цифровая задержка. Угомонить резонансы салона помогает параметрический корректор (эквалайзер). Ну а для чего служит кроссовер, думается, нашим читателям объяснять не надо. Разумеется, как кроссовер, так и параметрик можно реализовать и в аналоговой форме, но они никогда не получатся столь универсальными, как цифровые, а если мы договоримся исходить из того, что введение задержек всё равно необходимо, то тут уже не избежать появления DSP. А тогда на него вполне естественно возложить и остальные задачи из перечисленной триады (задержка, амплитудная коррекция и частотное разделение). Так что «чистые» источники (несмотря на их выигрыш в «чистом» звуке) в последнее время встречаются всё реже, а новых разработок, похоже, мы уже и не увидим.
Для современных головных устройств этой ценовой категории обязательным является присутствие кроссоверов на всех трёх парах выходов (о том, что выходов должно быть именно столько, мы даже не говорим), равно как и наличие мощных эквалайзеров. Ввод временных задержек по каналам — атрибут мощного звукового процессора, и только присутствие этого атрибута позволяет «голове» рассчитывать сегодня на повышенную оценку в графе «Оснащённость». Разумеется, все такие устройства не откажутся при случае поуправлять чейнджером, хотя эта возможность нынче им предоставляется всё реже: спрос на чейнджеры стремительно падает. Стремительно — потому что синхронно с распространением компрессированных форматов. Так что в наше время куда важнее, что по той же шине можно организовать вход от внешнего источника и даже управлять этим источником (если это i-Pod). Для кого-то (и где-то) немаловажно и то, что по той же шине подключается тюнер DAB (цифрового радиовещания), но в России на организацию такого вещания, как водится, «нема грошей».
Кстати, о компрессированных форматах. Мы, как всегда, оцениваем работу декодеров mp3/WMA. Но, по мнению автора, если некто приобретает головное устройство с богатейшими инсталляционными возможностями, стремясь к достижению соревновательного качества звуковоспроизведения в машине, то качество звучания в mp3 вряд ли будет иметь для него решающее значение. Поэтому при подведении итогов в пределах данного теста качество работы декодеров mp3/WMA мы не учитываем, а соответствующая оценка проставлена в рейтинговой таблице не через дробь, а в скобках.
Про характеристики ЧМ-тюнера нынче уже как-то неудобно говорить, но без этого у нас обходится редкий номер. Отставим на сей раз в покое шумы и немного поговорим о чувствительности. Ещё буквально пару лет назад ЧМ-тюнеры с чувствительностью 0,7 — 0,8 мкВ, а то и ниже, не были исключительной редкостью. (Напомню: чувствительность — это то минимальное напряжение высокочастотного сигнала в антенне, при обработке которого тюнер выдаёт низкочастотный, то есть звуковой, сигнал с превышением над шумами на 30 дБ.) Нетрудно понять, что при нарастании общей шумности тракта демодулятора (всё же без шумов не обошлось) чувствительность тоже будет иметь тенденцию к снижению. Так оно и происходит, поэтому пора уже договориться о пороговом значении чувствительности, при превышении коего тюнер будет «штрафоваться» на один балл. Реально дальность приёма зависит как от мощности передатчика, так и от высоты антенны и даже от рельефа местности. Конкретно по опыту московского региона при чувствительности 1,5 — 1,6 мкВ можно без насилия над своим естеством слушать радио на расстоянии 60 км от Останкино. Дачная местность для среднего класса. Этот показатель и будем впредь считать границей нормы. Кстати, если чувствительность будет вдвое выше (0,8 мкВ), радиус приёма увеличится в 1,4 раза и в нашем случае составит примерно 85 км, цены на землю упадут, но не так значительно.
Теперь вкратце перечислю те технические особенности современных дорогих CD-ресиверов, которые на деле являются общими для всех (или почти всех), а потому в описании конкретного аппарата будут подразумеваться по умолчанию. Это кроме тех, о которых уже было. Прямой вход Aux для подключения внешнего устройства в пределах этого теста будем считать нормой, как и присутствие гнезда, куда подключается адаптер для связи со штатным ДУ аудиосистемой автомобиля (кнопками на руле). ЧМ-тюнеру отводятся три банка пресетов (по шесть в каждом), тюнеру АМ положен только один, хотя отступления от этого правила всё же попадаются. Декодер RDS, если он есть, должен обеспечить поиск по любому из установленных стандартом 29 типов программ, ожидание по News, а также синхронизацию часов по коду CT. CD-проигрыватель должен выполнять все сервисные функции и отрабатывать все дополнительные режимы воспроизведения — в этом плане за 20 лет существования CD в автомобиле консенсус достигнут. Конечно, читается CD-текст. Декодируются файлы mp3 и WMA (куда без них?). При работе с компрессированными форматами выводятся имена папок, файлов, а также тэги, но не все сразу — дисплей не позволяет, а по очереди. Конечно, диммер в обязательном порядке присутствует в аппаратах и на ступеньку ниже, а здесь — тем более. Но вот возможность отключения встроенных усилителей только в этой ценовой категории является, по сути, нормой. Похоже, что на наших глазах становится обычной вчера ещё считавшаяся экзотикой возможность загрузки настроек DSP с помощью Интернета с использованием CD-ROM в качестве промежуточного носителя. Сами «головы» в Сеть пока не выходят, но это, наверное, лишь вопрос времени. А когда появится ещё и обратная связь, то наработка статистики по самым разным моделям авто ускорится во много раз. Это мечты, конечно, но сегодняшние участники на них вдохновляют, сами увидите…
МЁД & ДЁГОТЬ
Ровненько финишировала группа, да при такой квалификации это и не удивительно. Реально на лавры высшего сорта претендуют Kenwood, JVC и Nakamichi. Но здесь мы припомнили аппарату JVC довольно неожиданное поведение его кроссоверов, это другому бы сошло с рук, а ресивер такого класса себе подобного позволять не должен. Оставшиеся же два претендента каждый по-своему заслуживают высшей награды, хотя надо признать: при действительно прекрасном звучании набор возможностей ортодоксального Nakamichi не идёт в сравнение с навыками умелого «Кенвуда», здесь группы пользователей почти не пересекаются. При оценке качества звучания в отношении «Эклипса» мнения разошлись: он реально претендовал на «девятку», и лишь не совсем корректное обращение его с басами привело к тому, что оценка оказалась на балл ниже, что не дало возможности этому аппарату присоединиться к «Лидерам», а переводит в «Фавориты».