Ротация участников между дисциплинами в конном спорте не проходит — «спортсмены» к таким переходам не приспособлены. Ну не может рысак участвовать в скачках, если его всю жизнь за проскачку снимали с дистанции. А скакун не может «бежать» — рысаком надо родиться. Стипль-чез — это вообще очень специфичная дисциплина, сюда «со стороны» не попадают…
НА ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Единственная вариация — это переход с одной дистанции на другую. К примеру, жеребцы-трёхлетки выступают на дистанциях от мили до двух. А дистанции для «состоявшихся» скакунов назначают от двух до четырёх миль с половиной. Опыт, понимаете ли, обязывает. Откуда аллюзии к конному спорту? А они сами виноваты, и логотип торговой марки — стилизация на тему брыкающегося жеребца, и название — в тему…
Kicker — не из трёхлеток. Компания была организована в 1973 году, но в первые семь лет своего существования занималась решением акустических проблем, далёких от car audio. Успех пришёл в 1980-м вместе с появлением на рынке акустики в оформлении Original Kicker, предназначенной именно для автомобиля, именно с тех пор компания Stillwater Designs переориентировалась на нашу отрасль. Для большинства из нас марка Kicker означает прежде всего сабвуферы, усилители и только потом — акустику широкого диапазона. Да и действительно, линейка акустики Kicker до последнего (в историческом плане) времени была ограничена общедоступными сериями ES и KS. (Кстати, модель KS 5.2 была в тесте прошлого номера.) А это, переводя на язык ипподрома, как раз для трёхлеток. В нашем мире временные категории выглядят несколько по-иному, но после того, как компания в 2003 году отметила 30-летний юбилей, назрела необходимость испытать себя на более длинной дистанции. В 2004-м появилась новая, не в пример более наукоёмкая и столь же более дорогостоящая серия SS, которая впитала в себя многолетний опыт фирмы. Спустя год ценовой разрыв между сериями KS и SS заполнила следующая серия RS. С акустикой RS мы, надо думать, ещё познакомимся, а сегодня у нас на «ковре» шестидюймовая SS65.2.
Как и большинство известных нам моделей этой марки, акустика Kicker серии SS относится к разряду трансформируемой. Впрочем, это общее определение в данном случае не является исчерпывающим. Действительно, внутрь 38-миллиметровой звуковой катушки можно установить стойку с пищалкой либо вместо неё поставить фазовыравнивающее тело. Но фазовыравнивающие тела присутствуют в удвоенной комплектации. Если сепаратный мидбас монтируется без комплектных решёток (ну мало ли, живём и трудимся в свободной от предрассудков отрасли), то устанавливается ФВТ попроще, похожее на традиционную «пулю», но с выемками для рассеивания отражённых волн. Если предусматривается использование защитной решётки из комплекта, надо установить другое центральное тело — на нём сделан кронштейн под специальную гайку, которая прижимает защитную решётку вместе с рамкой. Сама решётка металлическая, в форме цветка с тремя лепестками, а рамка культурно закрывает крепёж и 12 крепёжных отверстий обода корпуса. Корпуса пищалок тоже снабжены внешней резьбой: на них можно установить те же прижимные кольца для решёток либо, если использование решёток не предполагается, выбрать почти такие же колечки, но чёрного цвета — они же подготавливают пищалки для сепаратной установки «в тело». Естественно, опорную стойку при этом надо удалить. В комплект входят ещё подставочки для полузаглублённого монтажа пищалок с разворотом оси на 10 градусов относительно нормали к поверхности.
29-миллиметровый купол твитера из похожего на шёлк материала Tetoron (одна из бесчисленных насмерть зарегистрированных торговых марок DuPont) относительно прозрачен, так что видны некоторые особенности конструкции головки. Под куполом находится демпфер из вспененного материала, подавляющий отражения от внутренней поверхности купола, что благотворно для частотной характеристики пищалки. Пространство под куполом соединяется с задней камерой (этот тот «закрытый ящик», который все купольники несут с собой) посредством шести отверстий, они расположены максимально близко к звуковой катушке, обеспечивая тем самым и эффективный отвод тепла.
Диффузор мидбаса трёхслойный, наружный слой образован тканью из чередующихся пучков волокон углерода и полимера, внутренний слой — стеклоткань. Между ними — вспененный материал Rohacell. Вы удивитесь, но хозяин этой разработки — не DuPont, а германский химгигант Degussa, а основные поставки чудо-пенопласта идут на линии по производству несущих поверхностей самолётов Airbus, причём только самых новых моделей — А340 и А380. Что остаётся — в Stillwater на диффузоры…
В литом диффузородержателе всего четыре «спицы», а корпусные резонансы подавлены полностью и бесповоротно. Ширина подвеса самая обычная, 10 мм, но резиновый гофр имеет переменную толщину (снаружи тоньше), что повышает линейность упругих сил (потом проверим, повышает или как). Магнит с габаритами 100 х 18 мм закрыт чехлом из резины, помещённым в тонкостенный алюминиевый «стакан». Чехол, надо сказать, жёсткий, снимать его нелегко, но надо, это — часть процесса «трансформации».
Понравилась солидная конструкция кроссовера — литое алюминиевое основание корпуса и нарядная круглая крышка из того же тонкостенного алюминия. Зажимы тоже недурны — они уверенно фиксируют и тонкий, и толстый (до 3,5 мм) акустический кабель. Все три катушки фильтра намотаны на немагнитных сердечниках. Конденсаторов шесть, один из них плёночный, остальные электролитические. Некоторые из конденсаторов включены в параллель, так что формула кроссовера выглядит как II(Zobel) + IV. В цепи твитера установлены две лампы накаливания в параллель — очевидно, разработчики стремились обеспечить выживаемость пищалок в самых лютых условиях эксплуатации. Переключатель на три положения позволяет выбрать уровень твитера: 3,0/1,5/0,0 дБ.
Прослушивание начали в компонентном варианте сборки. Сразу же отметили чересчур выделенное звучание тарелок, что не удалось полностью устранить при любом положении аттенюатора. Даже женский вокал приобрёл неласковую сухость. Меняем полярность включения твитеров. Звучание вокала сразу же становится более ласковым, но на этом фоне выделяются свистящие звуки. Если установить аттенюатор пищалок в нижнее положение, сибилянты встают на свои места, но тарелки в некоторой степени теряют материальность, а флейты звучат простовато. Решено: переходим к коаксиальному варианту и сразу включаем пищалки «наоборот». Здесь уже можно выбирать между двумя нижними положениями аттенюатора. Во втором снизу (и сверху) положении переключателя тарелки немного легкие, но яркие и чистые, звучание флейт, однозначно, не назовёшь примитивным. В нижнем положении аттенюатора саунд несколько академичный, но довольно породистый. Тарелочки реалистичны, скрипки легки и одновременно спокойны, без лишней нервозности. Динамика рояля редкостная: отчётливо слышен каждый молоточек. Достоинства динамики очень заметны на гитарной музыке (не важно, акустической или электрической) — щипок струны рельефный и сильный. Бас достаточно глубокий, рельеф и атака на очень достойном уровне.
Переходим к характеристикам звукового давления по компонентам. Ровная и протяжённая в высокочастотную область характеристика пищалки внушает здоровый оптимизм. Признаки перехода мидбаса в модальный режим (1,3 кГц) выражены не слишком явно, но верхний пик (от 4 до 5 кГц) жёсткого диффузора хорошо заметен, и кроссоверу не удаётся его подавить в полной мере.
В компонентном варианте работы системы этот пик складывается с излучением пищалки, и на суммарной АЧХ появляется заметный (и слышный) подъём на этих частотах. При реверсном включении твитера горб исчезает, но возникает довольно широкий провал на частотах от 2 до 3,5 кГц.
В коаксиальном варианте установки и при реверсном включении пищалки провал исчезает почти полностью: корпус твитера затеняет «вредную» центральную часть диффузора мидбаса. Вероятно, такой вариант и будет оптимальным, хотя характеристики в реальной инсталляции могут несколько различаться. Если всё же необходимо монтировать пищалки отдельно, рекомендуем установить центральное тело с кронштейном и прижимным кольцом независимо от того, используется комплектная решётка или нет. Несомненно и то, что суммарная дисперсия излучения коаксиального варианта выглядит интереснее.
В объёме двери предсказанная полная добротность 0,697 — настолько близко к Баттерворту, насколько практика может приблизиться к теории. Нижняя граничная частота 68 Гц, в салоне получится почти идеально ровная АЧХ «до упора». Так что Kicker справится с басами и без сабвуфера, хотя не думаю, что, выложив достаточно солидную сумму за эту акустику, кто-нибудь станет экономить на сабе. Реально частота сопряжения с сабвуфером берётся любая выше резонанса мидбаса в двери (67 Гц) — если без фильтра ВЧ, то можно 70 Гц. Если настроить фильтр ВЧ на 80 Гц, то фильтровать саб на частоте 90 Гц будет в самый раз. Чем и хороши «шестёрки» — избавляют от проблем при согласовании с сабвуфером.
- Пиковая/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт 200/100
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 62 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,638
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,91
Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки
- Fs, Гц / Vas, л / Qts
- 59,1 / 10,4 / 0,612
Допустимую RMS-мощность разработчики задали довольно осторожно, притом что 1,5-дюймовая звуковая катушка способна выдержать многое из того, c чем её дюймовому аналогу никак не сдюжить. Раз уж в этом номере есть тест «шестёрок» с групповой статистикой, легко заключить: значение силового фактора (4,7 Тл м) близко к осреднённому показателю, а масса подвижной системы (15,1 г) несколько выше средней. Благодаря вкладу пищалки общая чувствительность (аттенюатор в среднем положении) оказалась, однако, не самой низкой. Нелинейные искажения на басах действительно невысоки, ультралинейный подвес себя оправдал. А искажения на средних частотах — вообще на уровне лучших представителей племени «шестидюймовых». Импеданс типичен для двухкомпонентных систем, минимум (3,1 Ом) приходится на 11,5 кГц. Интереснее импеданс отдельных компонентов, в частности — характеристика пищалки. По форме она напоминает характеристику фазоинвертора (на приличествующих пищалке частотах, разумеется): именно так себя проявляют отверстия, соединяющие две полости твитера.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Акустика 6 дюймов
КТО
Kicker SS65.2
ПОЧЕМ
$715
ЭТО — ПЛЮС
Широчайшие инсталляционные возможности
Высокая допустимая мощность
Низкие искажения
Ровная дисперсия излучения в коаксиальном варианте
ЭТО — МИНУС
Неидеально работает фильтр
НЧ кроссовера
ОДНИМ СЛОВОМ…
Басовитая акустика для мощных систем
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика (коаксиальное включение) 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 9
Звук 8
ИТОГ 42