Молодые читатели могут и не знать, что это такое. А ведь было: кино хорошее, но есть мнение, что «народ не поймёт». А те, кому положено было понимать, это кино смотрели в отлично приспособленных помещениях, внешне никак не напоминающих кинотеатры. Попасть тогда на закрытый просмотр извне номенклатуры — это как сейчас оказаться на праздновании дня рождения Потанина. Или Фридмана.
Студия Dellson
руководители проекта Дмитрий ШУБИН, Олег ПИНДИЧУК
ЗАКРЫТЫЙ ПРОСМОТР
Ловко перетасовав компоненты, установщики сохранили «стоковый» вид центральной консоли. Под экраном, как и положено — акустика центрального канала
«Мерседес» Е-класса. Эталон, даже стандарт делового автомобиля. Если обратите внимание, при всей распространённости этого типа кузова на наших улицах тюнинговыми изысками он редкостно обойдён. Трудно представить себе «глазастый» с огромным спойлером спереди и антикрылом на багажнике. Не тема.
А что происходит с этими машинами, когда речь заходит о звуковом (или мультимедийном) тюнинге? Надо отметить: тоже меньше, чем с другими, и, как правило, в более банальном по сравнению с ними же ключе. Причин для этого несколько. Первая — устоявшийся образ сугубо делового автомобиля, это понятно. Вторая, отчасти сопряжённая с первой: своеобразный до уникальности, узнаваемый с полувзгляда стиль оформления салона, который большинство пользователей «глазастых» не желают нарушать, а крутая аудиосистема — это, как правило, затея травмирующая, многим машинам идёт на пользу и поощряется хозяевами, вот только владельцы «глазастых» в это число не входят.
- ТИП СИСТЕМЫ мультимедиа
- АУДИО 2-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер
- ИСТОЧНИКИ Alpine IVA-D310R, PS2
- ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H701
- УСИЛИТЕЛЬ Audison LRx6SR
- АКУСТИКА Focal K2Power 165K2P, 165KF, Alpine SBS-05DC
- САБВУФЕР Focal 27 KX
Причина третья может показаться пустяковой на фоне первых. Она — чисто техническая (а те — мировоззренческие, куда тягаться). Однако именно техническая причина часто тормозит полноформатное озвучивание машин в кузове W210. Оберегая жизнь и здоровье сильно занятых и по-деловому настроенных пассажиров этой модели, концерн «Даймлер-Крайслер» предпочитает ставить бензобак за спинкой заднего сиденья, резко умеряя тем самым пыл инсталляторов сабвуферной техники в багажнике. А аудиосистема без сабвуфера — что свадьба без невесты. Встречается в последнее время, но редко и ни к чему.
Соответственно автомобилю занятый и по-деловому настроенный владелец «глазастого» приехал в студию Dellson, тем не менее, для установки в свою машину не просто музыки, а полноценного мобильного кинотеатра. Вернее — кинозала для закрытых просмотров, который при взгляде снаружи (да даже и изнутри, пока не расчехлён экран и не открыто окошко проекционной будки) никак не выдаёт своего элитного назначения. Требованием к стилю оформления стало его тотальное отсутствие за пределами, установленными штутгартскими дизайнерами. По-нашему это называется «сток».
Игровой приставке отдали весь бардачок, снабдив его держателем системного блока
На фоне этого особенно вдохновляющим было задание построить мобильный театр без скидок, по полной шестиканальной формуле. Установщиков центра Dellson такое сочетание поначалу смутило, тем более что аллергию «глазастых» на сабвуфер в багажнике они успели изучить. Пошли смотреть автомобиль, и вот с этого места начались хорошие новости.
Оказалось, что владельцу повезло. Ему досталась нечастая модификация W210, в которой бензобак сделан не в виде сплошной стены, а с дыркой, вернее — тоннелем, напротив подлокотника заднего сиденья. Там, где у других машин встречается и очень помогает при установке аудиосистемы люк для длинномеров (в просторечье — «лыжница»). «Можно работать», — взбодрилась команда, а раз можно, то и начала.
Выбор головного устройства для «закрытых просмотров» был прост и логичен. Мультимедийная станция Alpine IVA-D310R (уже не первая, кстати, в установках такого типа в этом номере). К её врождённой функциональности недостающее, то есть возможности обработки звукового сигнала и декодирования многоканальных форматов, добавляет естественный и привычный спутник мультимедийных станций Alpine — процессор PXA-H701.
В качестве «бонуса» к имеющимся у головной «связки» возможностям на борту появилась игровая приставка PlayStation 2. Ей дали в безраздельное пользование бардачок, а чтобы системный блок не болтался как попало, устроили для него кармашек с мягкой обивкой, на дне которого — все разъёмы (питание, видео и Toslink). То есть — лёгким движением руки…
Пищалки было решено переместить в углы приборной панели за штатные решётки
Оба источника ко входам процессора прицеплены по оптике, поэтому расположение процессора в багажнике оптимально со всех точек зрения. В непосредственной близости к центру обработки сигналов оказался усилитель. Он — единственный, обслуживающий всю систему, что возможно только потому, что именно для таких систем он и создавался. Audison LRx6SR — редкий пример шестиканального усилителя, имеющего архитектуру 5 + 1: пять широкополосных каналов плюс один повышенной мощности — сабвуферный. У типового шестиканального усилителя чаще всего шесть идентичных каналов, два из которых при соединении в мост превращаются в пятый повышенной мощности, или же (совсем редко) — четыре канала обычной мощности и два — повышенной, тоже под сабвуфер (или сабвуферы). В любом из этих случаев конвертация каналов усилителя в формулу 5.1 логичным образом не реализуется, а это означает появление в системе ещё одного, пусть и ерундового по габаритам усилительного блока для центрального канала.
Самым логичным образом на все каналы повешена нагрузка, для которой они предназначены. Два использованы для компонентного фронта, два — для компонентного же тыла (что естественно в кинотеатральной системе), один канал ведёт центр, оставшийся, форсированный — сабвуфер.
Фронтальная и тыловая акустика — из серии Focal K2P. Одного калибра, но разных модификаций. На фронте стоит комплект 165K2P, с пищалкой TN-52 и мидбасом с фазовыравнивающей «пулей». Мидбасы, с учётом концепции «закрытого просмотра», помещены в вибродемпфированные двери за штатные сетки, пищалки, правда, перенесли на новое место — в углы торпедо (но тоже под штатные решётки). Попытка поставить пищалки в штатные места в уголках зеркал даже не предпринималась: по прошлому опыту в этой машине получить с такой установкой связную сцену нереально.
Стиль мереседесовских дверей настолько узнаваем и любим владельцами, что вмешательств не терпит
Места, предусмотренные для акустики в задних дверях, для тыла не использовали, это сильно уменьшало размеры виртуального «просмотрового зала». Акустику для тыла выбрали той же серии K2P, но модели попроще, 165KF, с более простыми кроссоверами, без фазовой «пули» и с менее дорогой пищалкой TN-47. Изготовитель, кстати, сам рекомендует эту модель для тылов в многоканальных системах. Компоненты поставили в заднюю полку, без изоляции мидбасов от объёма багажника, благо сабвуфер работает непосредственно в салон.
Снаряжение сабвуфера — одна 11-дюймовая головка Focal 27 KX. Корпус сабвуфера объёмом 30 л (ровно посередине диапазона, рекомендованного изготовителями сабвуферной головки) сделан в виде усечённой пирамиды. На образовавшихся боковых гранях смонтированы выносной блок головного устройства, усилитель и процессор, в этом порядке, если слева направо. Внутри корпус оклеен рельефным поролоном AZ Comp, что хорошо видно через прозрачную стенку. Головка установлена на стенке, обращённой вперёд, и «дует» в салон через тоннель, проходящий через бензобак, довольно длинный (30 см вверху, 40 — внизу). Это, как позже показали измерения и прослушивание, бас ни в малейшей степени не испортило.
Некоторой вольности потребовала компоновка центральной части консоли, где надо было разместить и головное устройство, и акустику центрального канала. Чтобы экран оказался в нужной позиции по высоте, блок климат-контроля перенесли вниз, а «голову» пристроили на его место. А непосредственно под головным устройством (а значит, и под экраном, там где надо) установлен единственный в своём роде блок акустики центра — Alpine SBS-05DC. По размерам (анфас) — ровно габарит DIN, поэтому переделанная и заново укомплектованная центральная консоль осталась совершенно «стоковой». Как и требуется в зале для закрытых просмотров…
Обычно на этом месте подлокотник есть, а люка за ним — нет. Здесь же сабвуфер работает в салон через довольно длинный прямоугольный тоннель в бензобаке
Корпус сабвуфера сделан в форме усечённой пирамиды. На боковых гранях разместились ключевые компоненты системы
Мидбасы тыловой акустики не изолированы от объёма багажника: сабвуфер им ничем не мешает
Audison LRx6SR — редчайший пример профессионального театрального аппарата архитектуры 5 + 1
Во время прослушивания под рукой (благодаря любезности Дмитрия Шубина) оказались записи Роджера Уотерса «In the Flesh» в виде DVD и в форме обычного CD. Процессор, надо отдать ему должное, своё дело знает, из-за чего в многоканальном варианте сцена (фронтальная, заметим, а не «звук вокруг») сводилась чётче, чем при воспроизведении той же фонограммы с компакта. Омрачало картину то, что процессор при восстановлении басового канала из кодированного завышает уровень баса по сравнению с «прямой» записью на CD, из-за этого приходится вмешиваться в звуковые регулировки при смене источника.
На «Gothic Party» понравилась подача басового материала, бас был субъективно быстрым, чётким и не «бросающимся в уши». Очень корректно воспроизвелись клавиши и мужской вокал на 3-м треке, хотя показалось, что в верхних составляющих есть «песочек». В целом у системы выдающаяся артикуляция, звуки не мешают друг другу, отлично передана атака и темп исполнения. Вовлекает…
Посмотрев на экране анализатора, как отыгрывает басы эта система, усомнились было в собственных представлениях. Дело в том, что у 27KX собственная полная добротность составляет… 0,9. Это, как принято считать, не позволяет рассчитывать на приличную АЧХ в закрытом ящике. Однако, когда мы «задним числом» смоделировали поведение этой головки в 30-литровом объёме, убедились: всё так и получается, благодаря достаточно высокой резонансной частоте и очень жёсткому подвесу. В любом случае, посмотрите и запомните: вот одна из лучших басовых характеристик, попадавшихся нам в последнее время, и получена она весьма лаконичными средствами. Очень неплохо система ведёт себя на средних частотах, а вот на верхних работа пищалки на полном отражении внесла некоторую дозу дёгтя в отлично приготовленный десерт: пик отдачи приходится на 10 кГц, после чего интенсивность излучения довольно быстро падает.