Прелесть армейских уставов и инструкций — в их однозначности. «Военнослужащий обязан…» «Разборка автомата производится…» «Запрещено самовольное оставление…» И не надо никаких интеллигентских сомнений, типа: «А что, если?..» Словом, если вы такие умные — почему строем не ходите?
«МОЖНО» И «НЕЛЬЗЯ»
NRG SS-FC1620 • Ivolga VC-6.21 • Mystery MO 65.1 • Magnat Classic 216 • Kicx GFQ-6.2 • Phoenix Gold RSd 6.5cs • Soundstream LS.60c • Phase Evolution PCS 165.20 • JVC CS-FS6 • DLS RS6 • Dragster DSC 682 • MB Quart DSF 216
ВСЁ ПРАВИЛЬНО: В МИРНОЕ ВРЕМЯ В АРМИИ думать надо (если есть чем), составляя соответствующее наставление — тогда в боевой обстановке думать придётся только о том, что инструкцией не предусмотрено. Пространство для ошибочных решений резко сужается, открывая простор для решений талантливых. Вот пример: командование американских ВВС перед началом военных действий против Ирака неделями составляло подробное расписание (на каждый день, за месяц, кажется, вперёд) — какое подразделение и какими силами какой объект должно уничтожить. Но ни одна инструкция не предусмотрела ситуацию, с которой американо-британское воинство столкнулось в мусульманском государстве, где начисто запрещено употребление алкоголя. У американцев был объявлен сухой закон, а вот британская интендантская служба призадумалась… и пошли в Саудовскую Аравию контейнеры с шампунем. Говорят, американцы до конца войны гадали: что это бритиши так часто моют голову (это в пустыне-то) и отчего они сидят вечером перед палатками с бутылками содовой и флаконами шампуня? Талантливое решение, не выходящее за рамки уставов: по ним бухло — нельзя, а шампунь — можно.
В науке инструкции не в почёте. Акустика — частично раздел физики, частично — прикладная техническая дисциплина, здесь давать какие-либо предписания и запреты особенно затруднительно, поскольку оценка конечного результата производится по самым разным критериям, в том числе субъективным. Допустим, мы напишем: «Запрещается самовольное изготовление динамических головок с чувствительностью менее 85 дБ/Вт (1 м)». И тут же получим ваучер на пешее эротическое путешествие от эспиэльщиков — именно сабвуферы с низкой чувствительностью способны выдержать непревзойдённую кратковременную мощность. Попробуем поставить вне закона динамики, нелинейные искажения у которых хоть где-то превышают 10% — и нам опять предстоит поход по маршруту: не каждый эти искажения (на басах) и услышит, а некоторым именно такие басы нравятся больше всего, в них гармоники отчасти имитируют недостающие основные частоты.
Так что запреты не проходят. Почти такая же ситуация и с рекомендациями. Скажем, наиболее ровная АЧХ получается при полной добротности, такой же, как у фильтра Баттерворта — 0,707. Давайте построимся и станем делать все громкоговорители только по Баттерворту. Ну вот, сразу два похода в адрес. Одни, с высокоразвитыми ушами, справедливо замечают, что наиболее чётко артикулированные басы воспроизводят громкоговорители с полной добротностью Qtc от 0,4 до 0,6. Другие, попроще, гнут свою линию: акустика с повышенной полной добротностью позволяет получить много баса (хотя и не самого музыкального) при относительно высокой частоте резонанса, а значит, и более высокой чувствительности головок.
И всё же идея хоть что-то разложить по полочкам остаётся по-прежнему привлекательной. Давайте разберёмся хотя бы с акустикой 6,5 дюйма: чего от неё ждать можно, а чего нельзя. Можно: требовать от «шестёрок» более низких искажений, нежели от их меньших братьев. Можно: ожидать от них повышенной чувствительности или повышенной допустимой мощности — опять же по сравнению с головками меньшего размера. Обратите внимание: я написал «или» — размен допустимой мощности на чувствительность — это закон жизни. Можно: ожидать, что такие мидбасы будут работать с басом более уверенно, чем динамики меньшего калибра. Мало того, если в домашних условиях громкоговорители, оснащённые басовыми головками, воспроизводят в основном наиболее информативную часть басового спектра, то в машине на помощь приходит передаточная функция салона. И если нижняя частотная граница (по -3 дБ) добралась до отметки, соответствующей частоте 3-децибельного подъёма АЧХ за счёт компрессионных свойств салона, то всё пойдёт как по маслу. Для нашей усреднённой передаточной функции частота 3-децибельного подъёма составляет 60 — 65 Гц, значит, акустика с нижней граничной частотой не выше 65 Гц имеет шанс отыграть весь басовый диапазон. Не с рекордным уровнем неискажённой громкости, но весь.
Перечень «нельзя» будет несколько уже (что неплохо). Нельзя: ожидать даже от самого басовитого фронтального мидбаса калибра 6 дюймов звукового давления на басах, сравнимого с тем, что развивает сабвуфер 10 дюймов и выше. Нельзя (если хотите избежать разочарований): требовать, чтобы 165-миллиметровые мидбасы уживались в ящиках с теми же объёмами, что и 130-миллиметровые. Даже поставив более либеральный предел объёма полости кикпанели для «шестёрки» на уровне 3, а не 2,5 л, как мы считали для «пятёрок», надо будет признать: динамики, которые хоть как-то «басят» в таком объёме — редкость чрезвычайная, большинство из них изначально рассчитаны на объём двери. По крайней мере, в данной ценовой категории.
Критерии басовитости, предъявляемые нами к динамикам 6,5 дюйма, по понятным причинам будут более строгими. На высокую оценку по этому показателю сегодня могут рассчитывать те мидбасы, у которых по измерениям в условиях, имитирующих безэховое помещение, нижняя частотная граница оказалась ниже 65 Гц. Если та же граница находится в диапазоне от 65 до 80 Гц, значит, акустика может воспроизвести основную долю информативного баса и не накладывает суровых ограничений на частоту среза сабвуфера, которая может быть выбрана начиная, по меньшей мере, с 70 — 80 Гц. Нижняя граничная частота в диапазоне от 80 до 100 Гц — это для «шестёрок» уже как-то не совсем то, оценка за басовый потенциал будет снижена. Если эта частота окажется выше 100 Гц… впрочем, таких мидбасов в сегодняшней группе не оказалось, так что не будем для себя придумывать «ужастики».
Если помните, диаметр звуковой катушки 25,4 мм является для большинства компонентных (и коаксиальных тоже) мидбасов фактически стандартом, и именно такой размер мы принимаем по умолчанию. Вот только «шестёрки» стоят в этом плане особняком. Примерно у половины из них катушка дюймовая, но есть и вторая половина: в этих используются 32-х, а то и 38-миллиметровые. Естественно, такие катушки способны выдержать увеличенную входную мощность, но столь же естественно и то, что для сохранения высокого значения силового фактора Bl потребуется существенно увеличить магнит. Правда, ограничения на габарит магнита здесь не столь жёсткие, как у тех же «пятёрок», так что на круг значение силового фактора у шестидюймовых мидбасов всё же выше. Однако масса подвижной системы у 165-миллиметровых головок отличается ещё сильнее, поэтому (в среднем, опять же) шестидюймовые мидбасы славятся более высокой полной добротностью и рассчитаны, как было сказано, преимущественно на инсталляцию в двери.
По недавно сложившейся традиции для любителей статистики приводим значения некоторых осреднённых по сегодняшней группе параметров. Их можно при желании сравнить с аналогичными характеристиками для «пятёрок» из теста позапрошлого номера (№3/2006). Кстати, чуть ли не половина (5 из 12) моделей шестидюймовой акустики, представленных в нынешнем тесте, имеют ближайших родственников в тесте №3, сравнение средних характеристик «тех» и «этих» будет наиболее корректным.
Частота собственного резонанса Fs: 77,4 Гц.
Эквивалентный объём Vas: 8,68 л.
Масса подвижной системы с присоединённой массой воздуха (такое её полное имя) Mms: 13,18 г.
Значение силового фактора Bl: 4,60 Тл м.
Теперь приводим традиционный перечень конструктивных особенностей компонентной акустики, которые в тесте будут приняты по умолчанию. Диффузородержатели мидбасов считаются штампованными, если не сказано иного. Центральный колпачок, как правило, пластиковый, даже если сам диффузор выполнен из целлюлозы или из модного нынче «плетения» из пучков двух разных волокнистых материалов. Подвес подразумевается резиновый с шириной гофра 9 — 10 мм. Уплотнительное кольцо на внешнем ободе корпуса низкое и жёсткое — этого, как правило, хватает для монтажа мидбасовых головок в штатные места салона. Кольцо мы считаем «низким», если оно стоит вровень с отбортовкой внешнего обода штампованного корпуса или же вровень с внешним фланцем корпуса литого, а «высоким» — если оно возвышается над верхушкой гофра подвеса. Кольца, высота которых заключена между этими границами, принимаются как средне-высокие. Рамка решётки дополнительного уплотнения не обеспечивает: «шестёркам» эта услуга и не требуется, их корпуса и так хорошо садятся в правильно подготовленные монтажные отверстия. Стандартной высотой магнитов для мидбасов этого калибра остаётся 15 мм. Присоединительные контакты, как правило, самые обычные, рассчитанные на использование клемм типа «лопаточка». Мембрана твитера купольная (почти без вариантов) обычно изготовлена из тканого материала, шёлка, его синтетических аналогов или их смеси. В комплект монтажных принадлежностей непременно входит так называемая «чашка» — корпус для установки твитера в толщу материала. Таковы общие черты. Теперь — об индивидуальных…
МЁД & ДЁГОТЬ
В отрыв по сумме благодетелей ушли трое: Phoenix Gold и DLS с наибольшим числом набранных очков, MB Quart — на очко меньше. Так что здесь вопросов нет: два «Лидера» и «Фаворит» определились без споров. На известном удалении от только что финишировавшей группы идут сразу многие, у каждого из них расстояние до «Лидеров» обусловлено своими причинами, но уравновешено другими факторами, тоже своими. Из группы претендентов на «Рекомендацию» мы склонны выделить две модели. Нечастый гость наших тестов Phase Evolution действительно произвёл впечатление качеством звучания, его прослушивание не торопились заканчивать, отменно играет акустика. Вторая «Рекомендация» поступает в адрес Ivolga, уже не в первый раз демонстрирующей отличное отношение качество/цена.