Демографический факт: восьмидюймовые сабвуферы пребывают в неоспоримом меньшинстве как в сфере домашнего звука, так и в car audio. Причины этого в той и другой отрасли, однако, разные, и до жизни такой «восьмёрки» на дому и в машине дошли разными путями. Чтобы понять, какими и почему, надо разобраться, как говорили в старину, «где имение, а где вода»…
Марк ГАСАНОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
КОМПАКТНОЕ МЕНЬШИНСТВО
Audiobahn AW 831T • Hertz ES 200 • Earthquake SWS-8 • Polk Momo MM2084 • DLS OA8
НАЧНЁМ С ИМЕНИЯ, ТО ЕСТЬ С ДОМАШНЕГО аудио. Дома, если уж говорят о сабвуфере, понимают под этим законченный басовый громкоговоритель с акустическим оформлением и в подавляющем большинстве со своим усилителем. Однако и здесь под определением «сабвуфер» подразумевают изделия разного назначения. В первом варианте использования к паре громкоговорителей, более или менее успешно справляющихся с информативным басом, добавляют громкоговоритель особой басовитости, который позволит опустить планку нижней частотной границы до 30, реже — до 25 Гц (мы, как всегда, имеем в виду частотную границу по уровню -3 дБ, остальные критерии её оценки оставим для рекламных буклетов). Здесь «саб-вуфер» и действительно «под-басовик», поскольку его рабочий диапазон простирается ниже частотной границы басовых динамиков. Такие системы назывались Tri-Phonic и в своём изначальном двухканальном варианте широкого хождения не получили. Одновременно и параллельно существовали системы, нашедшие наиболее яркое воплощение в акустике фирмы Bose, где сабвуфер никакой не «саб», а самый настоящий вуфер, работающий с верхним и средним басом, ибо остальные компоненты воспроизводить бас не могут вовсе. Нынешние системы для домашнего театра представляют собой многоканальное развитие либо первого (фронтом и тылом работают полноценные в плане басов громкоговорители), либо второго варианта (все «домашние театры в коробке»). Для обустройства сабвуфера по первому варианту восьмидюймовые динамики недостаточно басовиты, для второго — чаще всего великоваты, ибо «коробка» получается довольно объёмистой.
Покинем отапливаемое помещение и поразмыслим: по какому варианту использования работает сабвуфер в машине? Наводящий вопрос: многие ли наши фронты отрабатывают информативный бас до, скажем, 60 Гц? Ответ: очень немногие, чаще всего этому критерию удовлетворяет трёхполосная акустика со специально разработанными НЧ-динамиками. А в большинстве случаев мы просто обязаны оградить фронты от частот ниже, к примеру, 70 — 90 Гц. Получается, что в машине сабвуферы работают не только с нижним, но и с музыкально значимым средним басом, а «сателлиты» берут на себя определённые басовые обязанности. Но если наши сабвуферы выбрали для себя некую промежуточную нишу обитания, то тогда попробуйте ответить на вопрос, почему их «рост» чаще всего начинается с 10 дюймов?
Сдаётся мне, что причины перманентного и безнадёжного меньшинства «восьмёрок» стоит искать в области психологии и гносеологии. Car audio — отрасль экстравертная и рассчитана на людей с соответствующим типом поведения. Многое, очень многое у нас делается напоказ (в хорошем смысле этого слова), с этим никто и спорить не станет. Сабвуфер обязан быть не только громким, но и красивым, а чтобы эту красоту все видели, она не должна быть слишком компактной. Ну а гносеологические корни кроются в незнании: кое-кого всерьёз беспокоят опасения типа: «а вдруг мощности не хватит»? И нет ему дела до того, что те самые ватты для акустики и сабвуферов — показатель расходный, а основная выходная характеристика выражается в децибелах на ватт, и называется она «чувствительность».
Конечно, если уж быть до конца честным, у восьмидюймовых динамиков чувствительность на круг будет ниже, чем у «десяток», и вообще с ростом площади диффузора этот показатель имеет тенденцию к росту. (Мы здесь говорим только об опорной чувствительности, то есть о такой, которая соответствует прямолинейному участку АЧХ, где она не подвержена влиянию акустического оформления.) Причина ясна: при равных значениях силового фактора (то есть одинаковой конструкции магнитной системы) более чувствительным окажется тот динамик, у которого меньше массы приходится на единицу площади диффузора. Чем меньше калибр диффузора, тем выше процент «бесполезной» массы — центрирующей шайбы и звуковой катушки вместе с её каркасом. Вдобавок головки с меньшим диаметром звуковой катушки накладывают и более жёсткие ограничения на допустимую мощность. Влияния этих двух факторов достаточно для того, чтобы в соревнованиях по SPL участвовали только динамики максимально доступного диаметра — 15 дюймов.
Но если забыть про спортивные нужды (или, скажем, ограничить круг пристрастий соревнованиями по SQ), окажется, что в некоторых случаях использование «восьмёрок» не только допустимо, но и наиболее целесообразно. Да, одна и та же величина звукового давления достигается головкой меньшего размера ценой увеличенного хода диффузора, что, как правило, означает соответствующее возрастание нелинейных искажений. Но…
По объёму оформления «восьмёрки», естественно, вне конкуренции со стороны более «взрослых» калибров. Мало того, потребный объём ящика для двух восьмидюймовых динамиков (при прочих равных условиях) окажется заметно меньше, чем для одной «двенашки», тогда как по эффективной площади тандем «восьмёрок» проиграет «двенахе» лишь процентов 25. Искажения у восьмидюймового дуэта при том же звуковом давлении просто обязаны снизиться, что же касается чувствительности… Есть такое явление, которое называется «совокупным эффектом». Суть его в том, что у двух близко расположенных басовых динамиков чувствительность окажется на 3 дБ/Вт выше, чем у одного, у четырёх — ещё на 3 дБ выше и т.д. Область действия этого эффекта тоже имеет ограничения, но пусть над ними бьются команды по дБ-дрэгу. Для нас с вами важнее, что у пары «восьмёрок» по сравнению с единичной «десяткой» или даже «двенашкой» есть определённые достоинства, которые, как ни удивительно, не имеют продолжения в виде недостатков. Тогда почему же «восьмёрки» по-прежнему в меньшинстве? Скромность, может, и украшает человека (что тоже не постулат), но уж точно не сабвуфер.
Впрочем, мы же хотели разобраться, какое место занимают восьмидюймовые головки в иерархии автомобильных сабвуферов, и, смею надеяться, поставленную задачу выполнили. Вот только термин «сабвуфер» я бы рекомендовал толковать применительно к 200-миллиметровым головкам как собирательный. Есть, в частности, мнение, что они просто созданы для работы в паре и в качестве басового звена («вуфера») трёхполосной системы при пятидюймовых среднечастотниках. Сабвуфер тогда вообще не нужен, если не требуется убийственная громкость. Если громкость требуется именно такая, можете добавить два «двенадцатых» саба для работы только ниже 60 Гц. В этом случае они будут уже самыми настоящими «саб-вуферами».
По конструкции сабвуферов всё было уже сказано не раз и не два. Но ничего не поделаешь, вдруг это первый номер «А3» в вашей жизни. Итак, основное отличие «восьмёрок» от всех прочих калибров заключается в их размерах. (Даже меня потрясла глубина последней реляции.) Скромный размер диффузора и корпуса накладывает ограничения и на габариты магнитной системы. Чтобы сохранить достаточно высокое значение силового фактора, приходится уменьшать размер катушки — если для других типоразмеров минимальный диаметр звуковой катушки 51 мм, то «восьмёрки» и с 38-миллиметровыми катушками не редкость (в дюймы можете перевести сами, мне захотелось немного отдохнуть в объятиях метрической системы). От умолчаний по части размеров катушки мы на этот раз воздержимся, невелик труд обозначить этот параметр явно. По умолчанию будем предполагать, что корпус головки штампованный и что в нижней шайбе магнитной системы выполнена внутренняя кольцевая проточка (о её присутствии сигнализирует характерный конусный выступ на внешней поверхности или же её закруглённая форма). Будем хранить молчание и по поводу формы центрирующей шайбы, если она плоская и с постоянным шагом гофров. Не пророним ни слова, если подводящие контакты головки рассчитаны на использование всем привычных клемм-«лопаточек». Наиболее широкое хождение в «сабвуферостроении» по-прежнему имеют ферритовые кольца высотой 20 мм, так что во всех случаях, когда указан только внешний диаметр магнита, высоту можете додумать сами.
Оценочный вектор не изменился, и только балл за «Компактность оформления» мы решили сделать более прозрачным и «наценку за фри-эйрность» теперь указываем явным образом, например, так: «7 + 1».
МЁД & ДЁГОТЬ
Как и было сказано ещё в заголовке, группа собралась небольшая. Однако заметим: работать с ней было столь же легко (по количеству), сколь и приятно (по качеству). Ни одна из представленных моделей не вызвала реакции «ну и что?», все — со своим лицом, а лица — с достойным выражением. Отсюда и структура наград. На лидерство претендуют Polk MOMO, отличный, несмотря на трудный для самовыражения калибр, сабвуфер, и экзотической конструкции Earthquake SWS. Необыкновенная конструкция не пошла в ущерб техническим характеристикам, а лишь дала новые возможности нешаблонных инсталляций, ради чего, собственно, и была задумана. Оба звание «Лидера», на наш взгляд, заслужили.
Звание «Фаворит» достаётся сабвуферу Hertz, очень многообещающему изделию для тех, кто гонится не за децибелами, а за качеством басов.
Без малейших колебаний берёмся рекомендовать читателям остальных участников теста. Открывающий дефиле «компактного меньшинства» Audiobahn предоставляет интересные опции при инсталляции, а оценен продавцами весьма скромно. Закрывающий показ DLS возможности предоставляет более простые: исключительно ровную АЧХ в исключительно компактном оформлении. За что и рекомендуем…