Во времена глухого средневековья геоцентрическая схема мира была популярна совершенно естественным образом.
Гелиоцентрическая система
Это же очевидно: мы где сидели с утра, там и сидим, а Солнце — видите, как мечется по небосводу? Сделанное одним поляком в начале XVI века открытие, что всё наоборот, считалось ересью, а запрет на книгу «Об обращениях небесных сфер» мудрая церковь сняла только в год рождения Льва Толстого.
Дабы не тягаться в мудрости своей со святыми отцами, скажем сразу: фирма Diamond Audio Technology, возникнув на небосводе 11 лет назад, никогда и никуда не закатывалась. Это земля (не планета Земля, а наша земля, родная, где каждый колосок) поворачивалась к светилу то одним боком, то другим.
Сейчас вроде наступил день, хотелось бы, чтобы как минимум — полярный по длительности, с тем, чтобы хватило времени разобраться с не самым знакомым для нас брэндом. Экскурс в историю и идеологию фирмы показывает: совершенно нас не спросив, она тоже устроена по гелиоцентрическому принципу: всё вращается вокруг светила. Звезды.
Переход от стартовой серии акустики D3 к продвинутой D6 ясно обозначен сменой материалов и конструкции
В серии D6 есть возможность выбора типа пищалки: с металлическим или шёлковым куполом, а кроссовер выполнен на самых отменных компонентах
Называется звезда Рикки Фарр. Как и полагается хорошему американцу, родился и возмужал он в Великобритании. Возмужавший Рикки оказался одним из самых успешных на планете организаторов рок-концертов. А также суперконцертов и гиперконцертов, тоже «рок». После шоу на стадионе Уэмбли, поставившего мировой рекорд по числу зрителей, Род Стюарт сказал: «Это всё произошло благодаря Рикки. Только он знает, как я хочу звучать». Это же Рикки Фарр знал про Дэвида Боуи, Элтона Джона, про всех участников знаменитого концерта в Бангладеш в 1971 году (включая Джорджа Харрисона и Боба Дилана). Только он знал, как хотят звучать «Лед Зеппелин» на сцене вживую, иначе почему бы первый такой концерт был организован и звукорежиссирован не кем иным, как Рикки Фарром.
Если это не звезда, то мы, вероятно, имеем разные представления об астрономии. Это — звезда-гигант, а они обладают огромной силой притяжения. Звезда по имени Рикки Фарр притянула к себе другую, числящуюся в справочниках под названием Дрю Кэллен. Класс звезды — аудиоинженер. Величина — первая. Вспоминая о том времени, Рикки Фарр признавался, что, хотя слава создателя уникального сценического звука доставалась ему, секрет во многом был в том, что никто другой не мог дать столько и такого баса. А бас давали громкоговорители, разработанные Дрю Кэлленом. Масса звёздной системы возросла, и она затянула на свою орбиту ещё одного инженера, на этот раз — специалиста по усилительной технике экстренной силы и надёжности (объяснять Джими Хендриксу, почему на его выступлении сгорел усилитель — не лучший отдых в выходной день, Джими разносил в щепки «Стратокастеры» о ни в чём неповинные предметы). Дж Швиталла (Дж — это имя, а не инициал, никто никогда не называл этого человека иначе) присоединился к команде в 1995 году, на этом всё и… началось.
Что умели делать составные части тройной звезды? Создавать звук, который нужен, разрабатывать динамики, которые такой звук производят, строить усилители, которые заставляют эти динамики производить такой звук, в общем — дом, который построил Джек. По причинам, наукой не изученным, но за которые мы должны быть глубоко признательны законам мироздания, вся эта звёздная энергия была без колебаний направлена не на сцену, под ноги знаменитости, не в записывающую студию, что было бы тоже логично, даже не в богато обставленное жильё, а в автомобиль.
Логика модельного ряда усилителей Diamond Audio: от довольно традиционных D3 через продвинутые D6 к новаторским D9
И сабвуферы, и акустика серии D9 основаны на неодимовых магнитах, интегрированных в литые теплоотводящие корпуса, а кроссоверы напоминают компактные усилители
Почему так, отчасти ответил основатель фирмы. «Нашей целью было создать продукт, сравнимый только с лучшими образцами домашней и профессиональной техники. Это означало создать нечто, чего не существовало в царстве мобильного звука. Цель достигнута». Вот в чём секрет: достойно встретить вызов — неодолимый соблазн для любой звезды.
Что пришло к нам вместе с восходом «тройной звезды»? Три серии автомобильных аудиокомпонентов, логично и просто названных D3, D6 и D9. В каждой — по три сегмента, жизненно важных для автомобильного аудио: усилители, акустика и сабвуферы. Усилители начального (по меркам фирмы) уровня серии D3 в принципе — обычные добротные усилители, со всем полагающимся (не только для начального уровня) оснащением: полный набор фильтров, для моноблоков — с переключающейся крутизной 12/24 дБ/окт., бас-буст (для моноблоков — с регулируемой центральной частотой), все дела. Усилители серии D6 — это уже отдельная история. Прежде всего здесь радикально изменена схемотехника блока питания. Вместо традиционного принципа PWM (широтно-импульсная модуляция) Дж Швиталла применил PAM (амплитудно-имульсную), при которой происходит модуляция тока, а не напряжения. Результатом стал намного более низкий уровень паразитных высокочастотных шумов и более высокий к.п.д. на частичных нагрузках. Новый источник питания — один из факторов, давших основание конструкторам Diamond Audio констатировать: усилители серий D6 и D9 не имеют равных в индустрии car audio по уровню шумов и величине переходного затухания (100 и 80 дБ соответственно, по данным изготовителя). Фильтрами D6 упакованы по максимуму: полный комплект с частотой среза, регулируемой (с использованием множителя) от 15 Гц до 15 кГц, у моноблоков — ФНЧ на 24 дБ/окт. и отдельные сабсоники. Редкая особенность усилителей D6 — возможность принудительного обхода каскадов предварительного усиления и фильтрации, если во встроенных фильтрах нет нужды. В гамме D6 есть отдельный аппарат, предназначенный для мобильно-театрального применения под названием D6 5.2. Индекс модели отражает её топологию: пять широкополосных каналов и два повышенной мощности для питания сабвуфера (или двух).
Во флагманской серии D9 применена фирменная технология TDX (Thermal-Dyne eXtreme). Это — сочетание внутреннего вентилятора, управляемого процессором, и системы воздушных каналов в радиаторах, причём процессор контролирует не только температуру, когда она достигает небезопасного уровня, но и ток, потребляемый цепями источника питания, что обеспечивает упреждающее управление и жёсткую стабилизацию рабочей температуры.
В акустике D3 нововведений относительно мало (хотя и больше, чем у многих): отдельные выходы на акустику тыловой подзвучки (Rear Acoustic Fill), например. А начиная с D6 новаций хватает. Композитные рамы, индивидуальные (а не усредненно-универсальные) кроссоверы на толковых компонентах, возможность выбора типа пищалки (с алюминиевым куполом или с шёлковым), отдельный комплект из мидбаса и приданного ему фильтра для преобразования двухполосной системы в трёхполосную.
В серии D9 модель акустики одна-единственная, но вобравшая в себя все результаты деятельности аудиоинженеров под руководством «тройной звезды». Сэндвичный диффузор, арамидные центрирующие шайбы, конструкция привода, на которую поданы четыре патентные заявки, неодимовый магнит, интегрированный в литой корпус, при этом даже зазоры при сборке заполняются теплопроводящей пастой, какую применяют при монтаже мощных транзисторов, чтобы обеспечить максимальную стабильность теплового режима, пищалка с двойной тыловой камерой и резонансной частотой меньше 900 Гц, в общем — патронов не жалели.
Аналогичный подход применён и в отношении сабвуферов, от довольно традиционных D3 до чуда техники D9, с неодимовым магнитом, поставленным не ради уменьшения габаритов, а ради оптимизации режима работы привода и его охлаждения, композитный диффузор, сдвоенная центрирующая шайба, — всё, что надо для звёздных технических характеристик. Гелиоцентрическая система обязывает…
«НАШЕЙ ЦЕЛЬЮ БЫЛО СОЗДАТЬ ПРОДУКТ, СРАВНИМЫЙ ТОЛЬКО С ЛУЧШИМИ ОБРАЗЦАМИ ДОМАШНЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. ЭТО ОЗНАЧАЛО СОЗДАТЬ НЕЧТО, ЧЕГО НЕ СУЩЕСТВОВАЛО В ЦАРСТВЕ МОБИЛЬНОГО ЗВУКА. ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА.»
Рикки Фарр, президент Diamond Audio Technology, Inc.
«МЫ ИСХОДИЛИ ИЗ ТОГО, ЧТО НУЖНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОГУТ БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНЫ ФИЗИКОЙ, А НЕ ФОКУСАМИ. АКУСТИКА D6 ПОДТВЕРДИЛА НАШУ ПРАВОТУ»
Дрю Кэллен, вице-президент и главный специалист Diamond Audio Technology, Inc.