Сообщать в рекламе неверные сведения — дело подсудное. Тогда неясно, откуда взялась поговорка «факт, а не реклама».
СТУДИЯ «CAC»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА АЛЕКСЕЙ ХЛЕБОРОДОВ
ФАКТ И РЕКЛАМА
Раз по закону это одно и то же, читаем факты из проспекта на Land Rover Discovery 3: «установленная в Discovery 3 аудиосистема высшего класса позволит Вашей любимой музыке зазвучать совершенно по-новому — ярко, насыщенно, живо. Благодаря 13 динамикам и встроенному в заднюю дверь сабвуферу качество звучания просто ошеломляющее».
Тринадцать динамиков, представляете, как всё будет насыщенно и живенько? Это всё вместе с сабвуфером в двери способно ошеломить разве что ценой, как мы знаем. Там в проспекте дальше сказано, что цена-то на самом деле скромная, за эти фунты и стерлинги «голова» будет даже читать CD-R и mp3, про которые вы, поди, и не слыхали.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер
- Источники: Alpine DVA-9860R, SHA-S634
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Монитор: Alpine TME-M710
- Усилители: Phoenix Gold Xenon100.4, Xetec 240.2
- Акустика: Soundstream TSC6, Helix Blue 6
- Сабвуферы: Kicker Solobaric S10L5
Вот вам другой факт (а не реклама): жизнь во вселенной идёт по законам, которые мало зависят от воли составителей проспектов, да и от их начальства — тоже. Даже когда к штатной системе приколочена табличка с очень уважаемым в мире аудио именем, это никак не сокращает времени, проходящего между созданием этой системы и её выходом в свет на борту новой модели автомобиля, машины даже на Западе делаются подолгу, а отрасль car audio — динамична до молниеносности. Mp3 у нас уже в зубах навязло, а на упоминание о талантах в области CD-R вы сами полминуты назад приподняли бровь, хотя бы одну. А цены на штатную музыку? Из этой же зависимости: все годы, пока аудиосистема тестируется и сертифицируется по автомобильным нормам, а они строги не в пример афтермаркету, участников процесса надо кормить, поить и социально страховать с уплатой всех налогов. Конечно, набегает…
Поэтому афтермаркет по-прежнему рулит. Возрулил он (классное слово получилось, предлагаю внести в словари) и в этом Discovery 3, причём даже дважды. Первый раз владелец Discovery (по определению человек не совсем бедный) приехал в студию «САС» слегка ошеломлённый яркой, насыщенной и живой ценой, которую в автосалоне предложили внести в обмен на аудиосистему с 13 динамиками. Которую к тому же довелось послушать, что почему-то ошеломило куда слабее. Дальше дело пошло по привычному нам пути, первый год, что ли, женаты?
В машину поставили настоящую (а не «высшего класса») аудиосистему. Источник — Alpine CDA-9855 с чейнджером, два усилителя (по топологии «туда, сюда и на сабвуфер»), собственно сабвуфер (увы, не в задней двери, а на полу в багажнике) и акустику. Штатная 13-динамичная схема предполагала трёхполосный фронт и тыл, стреляющий вперёд, в затылки водителю и пассажирам. Алексей, взявшийся поконкурировать с Harman/Kardon на своём, так сказать, поле, пришёл к уверенному выводу: в этом салоне трёхполоска работать не будет. Вернее — не покажет преимуществ перед обычной двухполосной акустикой, но проявит все свои недостатки. В итоге фронт стал двухполосным, на базе комплекта Soundstream TSC6, его рекомендовал заказчик, приглянулся, значит.
Выбор тыловой акустики был уже за руководителем работ, в тыл отправились коаксиальные Helix Blue 6, добротно и без фанаберии. Поставлены они были в задние двери аналогично мидбасам фронтальной акустики. Позиция фронтальных мидбасов, кстати, довольно нетипична, они стоят высоко в дверях, в этом есть и плюсы, и минусы. Плюс — в близости полосных излучателей, минус — в значительной разности хода волны от дальнего и ближнего излучателя, что потребует при настройке очень интенсивной временной коррекции. Зато с точки зрения дизайна — безукоризненно.
Место штатного дисплея занял другой, с обратным отношением цены к качеству
Фронт и тыл запитали от четырёхканального Phoenix Gold Xenon 100.4, возложив на него и обязанности формирования рабочих полос фронта и тыла. Фронтальный ФВЧ настроен на 70 Гц, тыловой — на 80. Второй усилитель — ставший известным своим сочетанием мощности и компактности Xetec 240.2. Его нагрузка — по одному десятидюймовому Kicker S10L5 на канал. Десятидюймовому, но не в диаметре, а вдоль стороны, они ведь квадратные, и по площади такой диффузор примерно эквивалентен круглому 12-дюймовому. Все L5 двухобмоточные, в данном случае взяли версию с двумя секциями по 4 Ом, соединили параллельно, так, чтобы Xetec каждым каналом работал на 2-омную нагрузку, отдавая ей всю душу согласно спецификации.
Корпус для сабвуфера изготовили из стеклопластика с фронтальной панелью из МДФ, он получился очень компактным, по 17 л на головку, и почти не возвышается над плоскостью пола, использовав то, что пол в этой части багажного отделения не совсем плоский. Сверху диффузоры закрыты съёмными решётками по индивидуальному проекту, сделанными на лазерном станке по просьбе трудящихся студии «САС».
Перед сабвуфером (если стоять где положено — в проёме пятой двери) разлеглись оба усилителя, а в ниши по сторонам багажного пространства частично заняты чейнджером и общей для двух усилителей буферной ёмкостью.
За решёткой под лобовым стеклом — динамик центрального канала: среднечастотник от BMW
В таком виде система владельца устроила вполне, но — только на первое время. Нет, претензий к звуку не было, появились претензии к изображению. Главная: изображения не было и не могло быть. Решено было переделать систему в мультимедийную с сохранением большинства компонентов.
Для начала была предпринята искренняя попытка поддержать международного автопроизводителя, установив штатный дисплей в приборной панели. Оказалось: за экранчик среднего качества берут около 4000 долларов, при этом прямого видеовхода у него нет, а попытка его сделать означает конец гарантии на, мягко говоря, недешёвое изделие. За существенно меньшие деньги в торпедо был установлен экран существенно лучшего качества (и на гарантии) — Alpine TME-M710. Видеосигнал для него (и аудиосигнал для всей оставшейся системы) теперь поставлял DVD-рестивер Alpine DVA-9860R, немедленно сговорившийся по шине Ai-Net с уже прописанным в системе чейнджером. Для полной мультимедийности между головным устройством и остальным трактом поставили процессор PXA-H710, обеспечивший и все звуковые регулировки, и дешифровку сигналов многоканального звука. Заодно уж, раз такое дело, добавили последнее звено, которого недоставало для магической формулы 5.1, — центральный канал. Его составили из двух разнородных компонентов — усилителя центрального канала Alpine SBS-0715 и диффузорного среднечастотника из фронтальной акустики BMW, там он был не на месте, а здесь — в самый раз. Теперь получилось и ярко, и насыщенно. По факту…
Основной блок процессора скрылся под сиденьем
Мидбасы фронта и коаксиалы тыла расположены довольно высоко в дверях
Диффузоры сабвуферов защищены «заказными» решётками
Сабвуфер получился редкий по компактности, он почти не возвышается над полом
В верхней части бортовой ниши расположился чейнджер, в нижней — буферная ёмкость
Если честно, прослушивание оставило смешанное впечатление. С одной стороны, голоса и инструменты звучали очень сбалансированно, даже временами несколько академично, общий тон симфонического оркестра был на редкость реалистичным. Кроме басовых партий. Бас в этой системе норовит буквально выпрыгнуть из общей картины, сам по себе он хорошо оформлен, но уж очень агрессивен. Алексей, впрочем, пояснил: таково понимание роли баса заказчиком: там, где он бы прибрал уровень, заказчик, наоборот, его поднял. Цифровой коррекцией сцену удалось «натянуть» на водителя, что непросто при таком расположении мидбасов, хотя фокусировка отдельных источников звука на сцене не стала безукоризненной. При просмотре видеоматериалов избыточный бас как раз оказался уместен, всевозможные неприятности на экране сопровождались очень убедительным звуковым пояснением.
Общая АЧХ как будто принадлежит двум разным системам. От 100 Гц и выше — как у чемпиона. Хотя не совсем: слишком рано падает отдача на верхних частотах, не исключено, что в угоду дизайну зря оставили штатные решётки у пищалок в уголках зеркал. А ниже 100 Гц ясно виден тот самый басовый Монблан, который так ясно проявлял себя при прослушивании. Если вдруг на соревнования — надо его срыть почти до основания. А так — дело вкуса.