Компактный 12-сантиметровый диск был гениальным и своевременным изобретением. Но никто (и никогда) не обещал ему монополии на вечные времена. Но и никто, правда, не сказал, что станет альтернативой компакту.
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ХОЧЕШЬ ЖИТЬ — УМЕЙ НЕ ВЕРТЕТЬСЯ
Pioneer DEH-P4850MP | Vieta CCM660BT | Alpine CDE-9848RB | JVC KD-G727 | Sony CDX-GT500EE | KenwoodKDC-W6534U | Nakamichi CD-300 | Panasonic CQ-C7303N | mp3/wma
Жёсткий диск? Это альтернатива, спору нет. Однако музыкальные релизы на харде представить себе трудно, значит, пользователь должен потратить какое-то время, чтобы этот диск заполнить. Возлюбленный всем прогрессивным человечеством принцип «plug&play» реализуется с трудом, даже никак, а это — несовременно. И потом, жёсткий диск пусть и в тепличных условиях, но всё же вращается, а именно это движение и стараются исключить из запоминающих устройств. Чтобы память стояла как вкопанная. Не просто жёстко, а твёрдо…
На радость упомянутой части человечества твердотельная память в последнее время быстро дешевеет, хотя постойте… В середине апреля я лично приобрел флэшку на 1 Гб за 1300 рублей, это где-то 46 у.е. В формате WAV на неё входит полтора компакта, ни туда ни сюда. Однако в сжатом виде, даже с «расточительным» битрейтом 256 Кбит/с, сюда можно закачать больше 8 часов музыки. По 160 рэ за час приемлемого звучания это, по-моему, нормально. Эту же задачу можно решить с помощью двух болванок CD-R (за сумму в 50 — 70 раз меньшую), но тогда «эта музыка будет вечной». Или с помощью двух CD-RW, вдвое дороже, но пиши не хочу.
За что такие финансовые предъявы? Да за то же, за что мы уже заплатили, выбрав в качестве опций автоматическую коробку, климат-контроль, датчик дождя, парктроник и прочие приятные, но (суммарно) недешёвые вещи. За удобство. Вот ещё одна альтернатива, хотя тоже неоднозначная.
Итог: 12-сантиметровый диск не собирается уходить в одночасье, хлопнув дверью. Он учится новым профессиям (читай — форматам), обзаводится компаньонами, и длиться это биоразнообразие может очень долго. Но процесс пошёл, только не сразу заметишь «величие исторического момента». А между тем из восьми далеко не самых дорогих участников сегодняшнего теста головных устройств трое оказались приспособлены для считывания звуковых файлов через порт USB.
Жёсткий диск тоже продолжает атаковать, но только он зашёл как бы с тыла — именно там у головных устройств находятся входы AUX для подключения внешних устройств. Если раньше похвастать такими входами могли только наиболее одарённые «головы», то сейчас их присутствие считается чуть ли не необходимым для любых аппаратов, которые переросли начальный уровень. Прикиньте: пятеро (из восьми, как сказано) участников оснащены прямыми входами AUX, ещё у двоих входы можно организовать при наличии шинного переходника, и лишь один по этому признаку выбивается из общего контекста. В четырёх случаях из пяти к этим входам будут подключены устройства на жёстком диске (а из них половина, наверное, придётся на разные модели iPod’ов от Apple Computer). Всё логично: пока перенос контента на жёсткий диск осуществляется в стационарных условиях (дома или в офисе, для нас не важно, это пусть ваш начальник интересуется, отчего вдруг на вашем компьютере рекордный трафик), удобнее, чтобы для автомобильной системы устройство на жёстком диске было внешним.
Так что в ходе представления участников теста мы будем предполагать по умолчанию, что у него уже есть прямые входы AUX, так же как и две пары линейных входов. Так же как декодеры компрессированных форматов mp3 и WMA. Мало того, если присутствие декодера CD-текста раньше можно было полагать само собой разумеющимся только у аппаратов Sony, то теперь даже недорогие аппараты в большинстве своём оснащены этой опцией, что объяснимо: классический компакт CD-DA не желает оставаться «малограмотным» рядом с таким же с виду, но компрессированным, где прописаны ID3-тэги. Отсюда: CD-text — по умолчанию. Привычный сервис — это включение диском, его выгрузка без включения аппарата, а также функция «спрятать диск» также реализован в большинстве CD-ресиверов, и мы будем вспоминать об этих функциях, только если какая-то из них «недовложена», типа — ай-ай-ай, нехорошо. То же относится и к режимам воспроизведения — сканирование и повтор треков и воспроизведение их в случайной последовательности.
Набор функций тюнера давно уже приведён к «общему знаменателю». ЧМ-тюнер по «стандарту» оснащён тремя банками памяти на шесть частот, АМ-тюнеру положен лишь один такой же по объёму банк. Между прочим, больше всего вариантов устройства относится как раз к этой наименее употребительной составляющей автомобильного головного устройства. АМ-тюнер может работать только на средних частотах (по умолчанию) либо на длинных и средних, тогда ему иногда даже «дают» два банка памяти. Декодер RDS способен выполнять довольно много функций, большинство из которых мы даже не упоминаем, поскольку: а) они реализованы практически во всех тюнерах и б) в российском вещании они не используются (как EON или Alarm) либо используются не по назначению (как TA). Мы будем только предполагать, что декодер осуществляет поиск станций по списку из 29 типов программ (PTY), режим ожидания по одному из них (News) и что работает синхронизация часов по специальному коду CT.
Наверное, можно в очередной раз напомнить, что аналоговое ЧМ-вещание ведётся с предыскажениями: верхние звуковые частоты усиливаются больше, чем нижние, чтобы спектр музыкального сигнала приблизить к белому шуму, при этом модулирующая способность передатчика используется более рационально, а уровень демодулированных шумов оказывается ниже. На частотную характеристику контура предыскажений существует два стандарта: европейский (75 мкс) и американо-азиатский (50 мкс). Частотная характеристика тюнера представляет собой зеркальное отображение (относительно горизонтальной оси частот) характеристики передатчика, поэтому если в тюнере коррекция американская, а вещание ведётся с предыскажениями по европейскому стандарту, то верхов на выходе тюнера будет меньше (на 3,5 дБ на частоте 10 кГц и выше). Глобализация привела к тому, что многие даже весьма авторитетные изготовители делают коррекцию по промежуточному варианту, особенно не заморачиваясь. Впрочем, к аналоговому вещанию сильно высоких требований по качеству звука нынче никто и не предъявляет, не те времена, не те форматы нынче в ходу.
Что же касается CD, то те из нас, кто постарше, привыкли в плане звучания ждать от него многого. Привод хорошего качества в сочетании с грамотно выполненным ЦАПом и правильным питанием цифровой и аналоговой части, действительно, позволяют достичь впечатляющих результатов. А теперь представьте себе, что в одну микросхему (реже — в две) уместились цифровая и аналоговая часть, собственно цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), а также декодеры mp3/WMA, тэгов и CD-текста. Конечно, это не могло не сказаться на конечном результате, то есть на звучании CD. В общем, по качеству звучания современные CD-проигрыватели обставляют современные проигрыватели DVD, но однозначно уступают своим «коллегам», выпущенным несколькими годами раньше. К счастью, из этого не слишком оптимистичного правила есть исключения. В том числе — в рамках этого теста…
МЁД & ДЁГОТЬ
«Лидер» не вызывает сомнений. В этой модели Kenwood есть всё, что можно пожелать за такие деньги (немалые), даже больше. Ни по одной характеристике разработчики не прокололись, видно, что над моделью работали не просто квалифицированно, а с душой. След в след за «Лидером» — Panasonic. Технику этой марки последнее время отличают поиски, переходящие порой в метания, но эта модель удалась. Отступив ещё на шаг — Pioneer. В этой группе, конечно, был представлен не ODR и не PRS, но выступил гранд отрасли более чем достойно.