Чем такая простота отличается от обыкновенной? Тем, что отвечает на главный вопрос самым прямым образом.
СТУДИЯ «АВТОБАМ»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА КОНСТАНТИН ВАЦЛАВСКИЙ
СВЯТАЯ ПРОСТОТА
У нас на страницах бывали системы и проще, формально, во всяком случае. Когда — по бюджетным мотивам, когда — по концептуальным. Ну, знаете: короткий тракт, минимум компонентов, проклятая «цифра», чтоб ей провалиться, одним словом — утренний намаз аудиофила.
В данном случае простая система получилась из-за предельно однозначного и прямого ответа на вопрос, что заказчику надо от будущей установки. Критерии: мультимедийность и всеформатность; простота (опять!) и прозрачность управления ею и главное — максимально возможная, с учётом естественных ограничений неискажённая громкость, особенно в басовом диапазоне.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Panasonic CQ-VD7001N
- Усилители: Rockford Fosgate Punch P8004, P6002
- Акустика: Alpine SPR-176A, Polk Audio DB650
- Сабвуфер: Rockford Fosgate T112D2
Естественные ограничения диктуются размерами автомобиля, «Лансер» — это не «Паджеро», у них общая только фамилия. Всё, казалось бы, просто. Но, разумеется, по ходу работ (на разных их этапах) возникли подробности. Так, предоставив поначалу неограниченную свободу установщикам по формированию брэндовой политики, заказчик потом передумал и эту свободу ограничил: как выяснилось, иных усилителей, кроме как Rockford Fosgate, он на борту машины видеть не желал. Даже указал серию: Punch. Отсюда и два усилительных агрегата в багажнике: четырёхканальный P8004 и двухканальный P6002. Первый — это «четыре по сто», второй — «два по сто пятьдесят», это если на обычную 4-омную нагрузку. Для двухканальника, размеченного под сабвуферное звено, нагрузку замыслили иную, другие замаячили и цифры выходной мощности. Нагрузкой к басовому усилителю определили 12-дюймовый Rockford Fosgate T112D2, с двумя звуковыми катушками по 2 Ом каждая. Дальше — арифметика. Каждый канал P6002 будет работать на 2-омную нагрузку, это по-любому (вернее, судя по итогам нашего знакомства с усилителями этой серии в тестах) ватт по триста на катушку. Теперь складывайте, это уже совсем просто.
Сабвуфер с такой мощностью должен совладать без затруднений, именно по этой модели в нашем видеорепортаже с прошлогодней выставки в Зинцхайме высокообразованные специалисты фирмы дубасили боксёрской перчаткой со всей американской дури, а ему было хоть бы что. С этим, будем считать, разобрались со всей святой однозначностью. Осталось найти головное устройство требуемой универсальности и простоты управления да акустику «по кругу». По кругу — это без вариантов, поскольку речь идёт о мультимедийной системе.
Требованиям к «голове» в наиболее полной мере ответил аппарат Panasonic CQ-VD7001N. Диски читает любые, хоть межпозвоночные, декодеры многоканального звука — встроенные, управление всеми функциями — с сенсорного экрана, причём всё — в одном блоке, без выносных, которые в «Лансере» ещё надо было бы куда-то пристраивать.
В отношении акустики заказчик неожиданно стал показывать непростой нрав. Первое, что ему предложили, был своего рода эксклюзив «Автобама», Константин сообщил нам по большому секрету: последние 40 комплектов итальянской компонентной акустики RCF, которые удалось разыскать на просторах европейской части России, он скупил, поскольку почитает эти динамики за качество звучания необыкновенно, а поставок больше нет, и неизвестно, будут ли. Клиенту, однако, RCF не угодили. Да, сказал он, душевно, проникновенно и вкусно, кто спорит, но по части ударить децибелом по бездорожью итальянцы не мастера. Во всяком случае — конкретно эти итальянцы. Раритет спрятали для более благодушно настроенной аудитории и перешли к следующей альтернативе. Polk Audio серии DB повели себя уже адекватно запросам, но поиски велено было не прекращать. Основание: ураганный бас сабвуфера не совсем равнозначно поддерживался нижним мидбасом на фронте на больших уровнях громкости. Решение пришло в облике Alpine. Известно и неоднократно обсуждалось нами в контексте тестирования акустики, что мидбасы Alpine нового поколения, разрабатываемые при техническом содействии датчан и прочих скандинавов, отличаются одновременно увеличенным линейным ходом диффузора и повышенной басовой отдачей, достигнутой теми или иными, разными для разных моделей, средствами.
В наиболее полной мере требованиям ответил аппарат Panasonic CQ-VD7001N
После замены фронтальной акустики на SPR-176 A всё стало именно таким, каким хотели слышать. Тыл сохранили прежней редакции, на коаксиальных Polk Auido DB650, там сопряжения с характеристикой сабвуфера не требовалось.
Окончательно определившиеся компоненты были интегрированы в салон и багажник «Лансера» весьма лаконичным образом, одновременно с рестайлингом салона в коже (на собственном производстве, предвосхищаю вопрос). Фронтальные мидбасы ушли под штатные решётки дверей, для тыловых коаксиалов сделали небольшие, почти плоские подиумы на задних, пищалки встали в стойки под довольно необычными, найденными, разумеется, опытным путём углами, оси ВЧ-головок направлены под острым углом, как бы по касательной к поверхности стоек.
Подиум пришлось сделать и для головного устройства. Вот это уже необычно. Дело в том, что корпус моноблочного мультимедийного комбайна оказался, как можно было предвидеть, глубже, чем у обычных головных устройств, и мог быть полностью утоплен в приборную панель только ценой урезания части воздуховодов, питающих центральные решётки вентиляции. Но даже в этом случае эта часть системы жизнеобеспечения в салоне вступала бы в противоречие с системой аудиовизуального наполнения: в раскрытом положении экран «Панасоника» перекрывал поток воздуха почти целиком. Зимой — поток горячего воздуха, что никому не на пользу. Решили выдвинуть «голову» с монитором вперёд, задекорировав выступающую часть корпуса подобающим образом. Можете судить по снимкам: образ — подобающий.
Новые обитатели багажника безропотно разошлись по периферии. Слева поселился басовый двухканальник, по центру — фронтально-тыловой агрегат, справа — сабвуфер. Корпус последнего выклеен из стеклопластика с целью максимально утилизировать объём под задним крылом, в результате объёмистый корпус (34 л нетто) не выглядит громоздким и не лезет в пределы полезного пространства багажника сверх необходимого. Усилители (один из них — с караулом из двух буферных емкостей) спрятаны под защитными стёклами, а не задействованный под аудиоцели пол багажника, открывающий доступ к запаске, оформили рифлёным алюминием. Просто и целесообразно…
Между сиденьями — дистанционные регуляторы баса обоих усилителей
Пищалки в передних стойках наклонены почти по касательной к поверхности
«Голову» с монитором выдвинули вперёд, задекорировав выступающую часть корпуса подобающим образом
Пол багажника, открывающий доступ к запаске, оформили рифлёным алюминием
В звучании системы басы преобладают самым очевидным образом, очевидным, но, как ни удивительно, естественным. Система делалась под музыку заказчика, а это — исключительно современная музыка, включая клубные дела, под них и затачивались басы. Абстрагируясь от музыкальных стилей, надо отметить: даже на больших уровнях громкости (а для них система и строилась) локализация сабвуфера проявляется незначительно, только на отдельных нотах. Равномерную звуковую сцену получить не удалось, заметим и это. Правда, никто не требовал, но — для протокола: крайние барабаны (1 — 2 и 6 — 7) изрядно слипаются, а четвёртый, оставаясь в центре торпедо при прослушивании с обоих передних мест, фокусируется не в точку, а в овальное облако, шириной, на слух, сантиметров двадцать-тридцать. На записях нетиповой для этой системы ориентации классике и камерном вокале система проявила себя неожиданно деликатно, там, где не было обильных низкочастотных составляющих, басовое звено в саунд вмешивалось не сильно (хотя временами вдруг вмешивалось), а голоса и инструменты звучали довольно деликатно, даже интимно.
С басами всё ясно, даже больше, чем всё: в «клиентские» регулировки мы не вмешивались, а они, как потом выяснилось, подразумевают частично выкрученный бас-буст сабвуферного усилителя, отсюда и горб на 40 Гц, два довольно интенсивных провала на средних частотах (на 600 Гц и 3 кГц) формируют между собой ясно слышимую полосу, придающую звучанию эффект присутствия, это мы при прослушивании заметили. Верхние же частоты идут на спад довольно плавно, до 16 кГц никаких отклонений от задуманного.