Ведь сказано: работа должна доставлять радость. Но ведь не сказано «любая». Так не договаривались. Да так и не бывает…
РАБОТА В УДОВОЛЬСТВИЕ
Panasonic CJ-C1700D | Mystery MP-2006K | Diamond Audio D361 | Boston SX60 | Focal 165 V1 | Audio Art R6 | DLS MS6A | Rainbow SLC 265 | Canton QS 2.160
Много, думаете, радости объяснять представителям фирм-дистрибьюторов (у которых мы берём технику), что им надо дать на тестирование не те модели, которые им надо сбыть с рук, а те, про которые будет интереснее читать, а в итоге — и интереснее слушать? Уже не по работе, а для удовольствия и за свои кровные? Притом убедить, что это их собственный выбор, так, чтобы они тоже не лишались удовольствия от работы.
Автомобильная аудиотехника, как и всякий неодушевлённый предмет, остаётся такой, какая есть, не пытаясь казаться чем-то ещё. Одушевлённые же хозяева (разработчики и продавцы, последние в особенности) частенько пытаются выдать желаемое за действительное древневавилонским способом — путём нанесения священных надписей. К подобной клинописи мы традиционно относимся с инструментально обоснованным недоверием, хотя должны признать: носители громких имён чаще других проявляют свой профессионализм и когда высекают знаки в спецификациях на свой товар.
Тесты техники, как таковой, источником негативных ощущений не являются, хотя понятно, к примеру, что прослушивать «головы» за 500 у.е. изначально интереснее, чем «магнитолы с диском» из тех, что украшают рекламные щиты 3 х 6 на разделительных полосах крупных транспортных артерий. Все понимают, что коаксиалы за 50 у.е. вовсе не обязаны предоставлять такое же качество звучания, что и компонентная акустика впятеро дороже. Но и те и другие надо слушать, и, думаю, нетрудно догадаться, в каком случае процесс должен доставить больше удовольствия. Да и не всегда в деньгах дело. Четырёхдюймовые мидбасы (за любые деньги) по большей мере не способны воспроизвести даже очень средний бас, и при их прослушивании от басов надо абстрагироваться. А легко ли, думаете, абстрагироваться, когда, к примеру, обычный рабочий барабан занимает диапазон от 30 до 5000 Гц, а вы слышите только его «верхнюю половину»?
Так вот. Тесты шестидюймовых компонентников ближе всех к статусу именин сердца. Тем более когда они сделаны по требованиям (и по цене, возвращаемся к фактору презренного металла) «бизнес-класса». Акустика этого калибра и этой ценовой категории если и преподносит сюрпризы при испытаниях, то чаще — позитивные. Вот, например, в нашей рейтинговой шкале есть пункт, который для краткости назван «Конструкция» и который более правильно было бы читать как «Конструкция и исполнение». Обычно в этой графе доминируют оценки 8, реже попадаются изделия выдающегося качества исполнения (с оценкой 9), ещё реже — продукты с недоработками, как правило, по исполнению пластмассовых деталей, эксклюзивно редко — по качеству сборки. В данной группе качество исполнения образцов оказалось настолько высоким, что все тянули на «девятку». Но этим сегодняшние испытуемые сами же изменили уровень стандарта качества (как ударная бригада — норму выработки), и планку мы подняли, для всех (это главное) — решено было всем участникам поставить 8 баллов. Понимать это надо так: качество исполнения, нормальное для данной группы, но сама эта группа на общем уровне выделяется.
Мы уже много говорили о том, чем же отличаются динамики калибра 6,5 дюйма от иных прочих, и, думаю, наши постоянные читатели уже и сами могут дать исчерпывающий ответ. Они требуют большего объёма акустического оформления, отчего, в частности, подобрать «шестёрки» для кикпанелей — задача труднейшая. У них выше чувствительность, а значит, при работе с относительно слабым усилителем (под это определение подходят все встроенные усилители головных устройств, за исключением некоторых «серийно-экспериментальных» моделей Panasonic) они будут играть громче. Или же при той же мощности ход диффузора окажется меньше, как следствие — и искажения должны быть ниже.
Эти вопросы, как и ответы на них, тривиальны. Теперь зададимся нетривиальным вопросом: чем отличаются «продвинутые» шестидюймовые компонентники от своих «коллег» из бюджетного сектора? Тем, что лучше звучат? Вообще-то да, ради этого всё и затевалось. Но хотелось бы некоторого формализма, проверяемого и измеряемого.
Итак, чем? Мощностью? Отчасти, но без всякой драмы. Мощность в преобладающей степени определяется диаметром звуковой катушки плюс-минус особенности применённых материалов, плюс-минус особенности системы охлаждения звуковой катушки. Клинопись торговцев, считающих, что раз с покупателя берут больше, то надо и сказать ему что-то бодрящее про мощность: этот параметр широкой публикой (вернее — широчайшей, просто широкая начала потихоньку разбираться, что к чему) воспринимается наиболее легко, без мозгового напряжения. А звуковые катушки калибра 30 — 38 мм встречаются в более дорогой акустике отнюдь не чаще, чем в бюджетной. Оно и понятно, здесь разработчики вынуждены на первое место ставить качество звука, а мощность — дело второе.
Тогда, может, «поступь прогресса» влияет на чувствительность или нелинейные искажения? Не будем гадать, а приведём некоторые параметры, полученные осреднением характеристик для акустики из данной группы, а в скобках приведём аналогичные данные, полученные для группы из прошлого номера, нам этот процесс понравился, при всей его рутинности.
- Частота собственного резонанса Fs: 58,9 Гц (77,4 Гц).
- Эквивалентный объём Vas: 15,14 л (8,68 л).
- Масса подвижной системы с присоединённой массой воздуха Mms: 11,11 г (13,18 г).
- Силовой фактор Bl: 4,62 Тл м (4,60 Тл м).
- Полная добротность Qts: 0,554 (0,842).
- Чувствительность SPL: 89,8 дБ/Вт (88,0 дБ/Вт).
- Коэффициент нелинейных искажений на средних частотах: 0,998% (0,861%).
- Коэффициент нелинейных искажений на среднем басе: 2,63% (3,20%).
Смотрите, что получается: по мере подорожания мидбасы стали мягче (возрос эквивалентный объём, при одном и том же диаметре диффузора это означает более мягкий подвес), а подвижная система стала легче. Частота резонанса всё равно упала: рост гибкости подвеса «перебивает» похудение подвижной системы, а полная добротность снизилась существенно, поскольку оба названных фактора действуют на неё в одну сторону.
Мидбасы стали басовитее, но очень по-своему. Если бюджетные модели были оптимизированы для самостоятельной работы, их собственные басовые возможности частично получены путём некоторой жертвы точностью воспроизведения нижних частот, то у мидбасов «бизнес-класса» собственные басы тише, но точнее. Считается (и не без оснований), что на самом низу будет всё же трудиться специализированный агрегат по имени сабвуфер. Чувствительность возросла на 1,8 дБ, и даже если принять в расчёт возможную ошибку, связанную с недостаточной репрезентативностью выборки, можно утверждать, что «продвинутые» мидбасы потребуют от усилителя на 30 — 40% меньшей мощности для достижения того же звукового давления. По искажениям такой однозначной картины не выходит. На басах средний коэффициент нелинейных искажений уменьшился на 18%, на средних частотах на 16% возрос, размен примерно эквивалентный. Вот такая получается общая картина.
Теперь в очередной раз обратимся к умолчаниям, которые позволят нам избавиться от ненужных повторений и сократить описание конструкции компонентов. Договорённости обычные. Диффузородержатель, он же корпус мидбаса, считаем штампованным, литые корпуса в меньшинстве даже в этой ценовой категории. Подвес — резиновый, типичная его ширина 10 — 11 мм, поэтому если встретятся отличия либо в самом материале либо в геометрии подвеса, то лишь в этом случае он будет заслуживать упоминания. Рамка решётки, как правило, дополнительного барьера на пути акустического короткого замыкания не ставит, но для «шестёрок» с их широким посадочным ободом в этом и нет нужды, так что тему уплотнения в ходе описания конструкции мы опускаем. А если в тексте сказано, что рамка решётки монтируется под обод корпуса, значит, тем самым создаётся предпосылка для уменьшения монтажной глубины в сравнении с тем размером, который указан на фото. Наиболее широкое хождение в мидбасах этого типоразмера получили магниты с высотой феррита 15 мм, в таком случае мы указываем только его диаметр. Диаметр звуковой катушки по умолчанию 25,4 мм. Клеммные контакты, как правило, «лопаточки», рассчитанные на использование таких же клемм другого пола. Два способа подвода проводов к выводам звуковой катушки вы уже знаете: с прошивкой сквозь конус и без оной, когда окончания гибких проводов крепят на каркасе звуковой катушки. С недавних пор мы стали выделять третий способ, когда провода тоже подходят к каркасу катушки снаружи, но перед этим они либо вклеены, либо прошиты в центрирующую шайбу. В отличие от сабвуферов мы считаем, что нижняя шайба магнитной системы плоская и внутренней проточки в ней быть не должно. Пищалка должна быть с купольной мембраной и с обязательным присутствием так называемой «чашки» (корпуса для заглублённого монтажа в толщу материала) в составе установочных принадлежностей. По поводу состава кроссовера никаких умолчаний не будет, как оказалось, здесь с равной вероятностью можно встретить галогенную лампу, варистор или не обнаружить ни первой, ни второго.
МЁД & ДЁГОТЬ
Ожидания, что этот тест пойдёт «в охотку», себя оправдали. Класс оказался предсказуемо ровным по способностям, оттого из девятерых участников в отличники вышли сразу пятеро: новичок Diamond Audio, Audio Art, который ещё не стал завсегдатаем в высших «эшелонах», но тех, кто там поселился, в последнее время покусывает чувствительно; Boston, Rainbow и Canton. Последние трое всегда проявляли серьёзные претензии на исключительность, с разной степенью успеха для разных моделей. Разница между теми отличниками, кого мы отнесли к «Лидерам», и теми, кто получил звание «Фаворита», была обусловлена, главным образом, оценкой за качество звука. Притом что разница эта была не столь и существенной. То есть чётко различимый звуковой почерк присущ каждому, но отдать предпочтение тому или иному характеру было зачастую не очень просто. Впрочем, на то оценка и называется субъективной. Из перечисленной пятёрки звучание больше всего понравилось у двоих: Diamond Audio и Canton. А потому именно эти двое и получают высшую награду. Ещё трое претендентов, Boston, Audio Art и Rainbow, заслуженно носят звание «Фаворитов».