В этом году сюда ехали как в последний раз. Уезжая знали: этот раз как минимум — предпоследний.
IST KONTAKT!
Тринадцать раз на одном месте
Смех смехом, а тринадцатая по счёту выставка — это не к добру. Знаю, сейчас найдутся такие, кто запоёт: неудивительно, мол, что у нас никак не наладится отдельная выставка по car audio, вечно мы в пасынках у автоиндустрии. Вот, в Германии тоже не всё danken Sie Gott, или как там у них. Отнюдь, — отвечу с радостью и уверенностью в завтрашнем дне. Просто возникло мнение, что выставке в Зинцхайме стало тесно. Это притом что в прошлом году в дополнение к пяти павильонам начал работать свежевоздвигнутый шестой, а нынче опять развели ненавязчивую, на германский манер, грязь: строят ещё один и расширяют стоянку, перекидывая при этом мост через проходящий рядом автобан.
Возникло мнение, что надо всё это дело перенести в Штутгарт. Город центровой, аэропорт свой, а не за полтораста вёрст, гостиниц видимо-невидимо, логика проста и железна. Однако не случилось. Во-первых, к следующему году в центровом Штутгарте не успевают достроить размеченный было к четырнадцатой «Car + Sound» выставочный комплекс, а существующие площади расписаны до второго пришествия. А во-вторых, мнение про перенос выставки не единственное, есть и противоположное: не надо, дескать, никуда дёргаться, здесь всё привычно, все дороги наезжены, все контакты установлены. Контакты — вот что оказалось доминантой «Car + Sound» с несчастливым на первый (и только) взгляд номером. И деловые, и электрические.
Контакты и мосты
Теперь придётся написать латинскими буквами MOST. Потому что это будет означать Media Oriented Systems Transport, самый современный стандарт, осваиваемый автоиндустрией. Незадолго до выставки в Зинцхайме произошло историческое, хотя для невооружённого глаза совершенно невидимое событие. MOST — технология, основанная на повальной замене проводных линий в машине на оптику с целью гонять куда надо большие информационные потоки, в том числе порождаемые бортовой аудио- (и тем более видео) техникой Если бы автопроизводители, уже сейчас ставящие немало палок в колёса специализированному car audio, молча начали внедрять эту технологию на своих новых машинах, влезть туда с афтермаркетом, не нарушив отлаженной работы сложных бортовых систем, стало бы вообще почти немыслимо. Это была бы атомная бомба для car audio.
Однако в «большой истории» одновременно с атомной бомбой появилась ООН. Там как-то удавалось договариваться, и крупной войны не случилось. Так и у нас, только в миниатюре: был созван специальный MOST Forum из автомобилистов и производителей мобильной электроники, где контакт состоялся: договорились об открытости формата для узких специалистов нашей отрасли. Отраслевой войны, которая могла стать ракетно-ядерной, удалось избежать. А мужики-то не знали…
Просто контакты
Обыкновенные: медные, позолоченные, но по-любому электрические. Тенденции, которые нам так любо вынюхивать в воздухе выставок, семинаров и пресс-релизов, сегодня очевидны даже страдающим хроническим насморком. Способность к установлению контактов с внешним миром стала теперь считаться главным достоинством автомобильной аудиовидеотехники. Если пару лет назад при появлении нового головного устройства интересовались: «mp3 читает?» и недовольно морщились, если вдруг нет, то теперь требуют слоты для SD-карт, USB порта, Bluetooth с головным устройством «в одной посуде» — совершенно ясно, что мобильный WiFi — дело ближайшего года, не больше.
Примеры, чтобы как-то опереться на реальность мира: USB, считаем, появляются у всех, а Alpine главной феней (извините, «фичей») новых моделей сама назвала скоростной обмен по шине USB, даже украсив соответствующим образом выставочный автомобиль. Карты памяти, к которым после первой лихорадки охладели было, снова взялись в оборот, да ещё как — шеренгами. Головные устройства со встроенным адаптером Bluetooth пошли в народ. Первая такая модель у Pioneer была из околотоповой серии, теперь же «голубой зуб» спустился до почти массовых. Это у Pioneer. У LG такое удобство есть в довольно доступной модели, а кое-кто поменьше и помобильнее, скажем испанская Vieta, интегрирует Bluetooth в совсем недорогие головные устройства. Или вот: Polk Audio готовит к показу в следующем году (в Лас-Вегасе, американцы всё-таки) интегрированные активные акустические системы с IP-адресацией для установки в двери. Это должно быть устроено так: к активной акустике (со своим усилителем) подводится питание (оно в двери есть) и информационная шина (она или уже, или скоро будет), по которой в цифре гонится и сигнал, и команды управления, используя стандарт того самого «моста» латинскими буквами, причём каждому динамику даётся именно приготовленный для него сигнал, благо у каждого — свой уникальный адрес в бортовой информационной сети. Это, согласитесь, уже не коников из монтажной пены лепить…
Интересное сочетание контактов, международных и электрических, произошло в судьбе двух автозвуковых компаний, одна из которых — наша. В своё время мы зафиксировали (в том числе и в печатном виде) слухи о возможности появления «пожизненно программируемого» головного устройства Ural Concert CDD под маркой западной фирмы. Так и случилось: впервые предъявленный публике в Зинцхайме аппарат Helix Competition Conductor — результат капитального рестайлинга CDD (чего он давно заслуживал). Производство первого в истории марки и принципиально единственного головного утсройства фирма Audiotech Fischer взяла на себя, на основе проекта нашего «АвтоАудиоЦентра», а постоянный апгрейд программного обеспечения, в чём, собственно, и главная особенность этого аппарата, — по-прежнему наш вклад в совместный проект.
Хайнц Фишер — мужчина хитрый и дальновидный. То, что гордость немецкой торговой марки работает на русском софте, он всячески подчёркивает, зная: у наших программистов репутация лучше, чем у представителей почти всех остальных профессий, особенно специалистов по промышленному дизайну. В этом хитрость. А дальновидность проявилась, помимо прочего, в том, что к интерфейсу оригинального CDD он добавил всего один контактик: выход шины управления, под управление по которой он теперь будет затачивать перспективные усилители Helix. С точки зрения бизнеса это мудро: есть дополнительный мотив ставить и источник, и усилители Helix. С точки зрения техники — стопроцентный мэйнстрим, насморком герр Фишер точно не страдает. Предвижу вопрос: CDD в форме Helix — замена CDD в форме Ural? Нет, не замена, в Европе будет продаваться Helix (по 800 евро в розницу), у нас — Ural (по 450 долларов).
Полюбили дополнительные контакты даже усилители: с компьютера теперь программируется и Focal Dual Monitor, и Steg серии K, и они не последние в очереди на «оконтачивание».
Наиболее законченным воплощением ароматизирующих воздух тенденций стал, вне всяких сомнений, цифровой процессор Rockford Fosgate 3Sixty. Его при инсталляции можно убрать хоть под запаску: всё управление — по Bluetooth, причём — с карманного компьютера, для которого, естественно, разработан подобающий софт. Одно «но», способное остановить на бегу большинство тех, кто вполне объяснимым образом уже стартовал к месту продажи новинки. У американцев (у которых всё не как у людей) «наладонники» с операционной системой Palm OS популярны гораздо больше, чем Windows Mobile, а у нас (как у людей) — всё наоборот. Нет в мире совершенства… Будем ждать апгрейда, тогда побежим…
А куда бечь?
Куда укажет навигационная система, в Европе других вариантов давно нет. Но то, как будут эволюционировать навигационные системы, эксперты-прогнозисты из крупных японских корпораций не совсем угадали. Было в своё время исследование, где показывалось, с цифрами и графиками: есть три главных потока навигационных устройств: дешёвые на базе карманных компьютеров, более дорогие — в формате DIN, указующие дорогу стрелками и немудрёными комментариями, и суперские — с выдвижными дисплеями, цветными объёмными картами и прочим. По исследованию выходило: первые — так, ни шатко ни валко, вторые — пойдут на убыль, третьи — расцветут пышным цветом.
Почти всюду оказалось не так. Навигация на базе наладонников быстро угасает, неудобно в машине с универсальным компьютером, он — для человека в состоянии относительного покоя, а не наблюдения за дорожной обстановкой. «Однострочники» чувствуют себя лучше, чем прогнозировалось, поскольку ненапряжно: воткнул на место магнитолки и — вперёд. Пышные устройства, действительно, расплодились, но не потому, что людям так нужна была красочная топография, а потому, что по ходу дела дорогие навигационные системы стали самыми универсальными устройствами в истории мобильной электроники, здесь в одном (или в двух, один где-то спрятан) корпусе и музыка во всех форматах, и DVD, и телевидение, и hands free… Ну и навигация, разумеется, грех было бы забыть.
Теперь о том чего не учли, а сейчас быстро учитывают. Магазины электроники в Германии буквально забиты навигационными системами-малышами. Корпус размерами с сигаретную пачку, минимум функций, помимо собственно навигации, встроенная GPS-антенна, труд по инсталляции — нулевой: повесил на присоске и поехал. Практично и недорого. Развитие этого варианта технического решения стало некоторой неожиданностью для больших корпораций, но теперь есть и их асимметричный ответ. Пример такого — многофункциональное устройство с остроумным названием eAViNU (произносится почти точно как «авеню»), представленное JVC. Коробочка размерами 100 х 100 45 мм, внутри — микрокомпьютер и жёсткий диск на 20 Гб, снаружи — экран. Нужна навигация — достал из кармана, включил (питание автономное, антенна — тоже) и поехал. Приехал — положил в карман, воткнув наушники — получился плеер. Аудио и видео, в последнем случае придётся из кармана всё-таки достать. Женщинам на выставке очень нравилось, не отогнать от стенда…
Мужчины и женщины
А что нравится женщинам? Здесь тоже проблема контакта, хотя бы психологического. На выставке одна фирма, из малоизвестных, представила прототип сабвуфера для прекрасного пола. Глава фирмы (вероятно, немец, потому что в чалме и с фамилией, заканчивающейся на «Сингх») очень гордился тонким знанием женской натуры. Сабвуфер был отчаянно-розового цвета. Почему-то «Сингх» решил, что именно это способно привлечь дам к инсталляции мощного басового агрегата. В кулуарах было сообщили, что и розовый усилитель на подходе.
Уважаемые граждане Индии, поверьте старику: в Европе женщинам больше всего нравятся мужчины, розовый цвет в их шкале ценностей где-то на сто пятом месте. Это сообразили в этом году ребята из EMMA Европа: помимо легко одетых милашек, сервировавших проспекты и сувениры, в этом году на стенд призвали отменно сложенного мужчинку, расписанного в корпоративные цвета, с брюками, остановившимися у психологически важного рубежа «вам по пояс будет». Удачный ход. Поэтому ли, но в сем годе я впервые увидел девчушек, покидавших выставочную территорию, сгибаясь под тяжестью только что купленного по спеццене корпусного сабвуфера. Чёрного, между прочим…
Нашли ли в EMMA чем занять мужчин? А как же! Снова прошёл турнир установщиков EMMA@Work, с несколько усовершенствованной процедурой и мизансценой, хотя справедливости ради надо сказать: до «Битвы мастеров тюнинга» на прошлогоднем MIMS немцам по-прежнему как до Луны. В этом году соревновались две национальные команды — Нидерландов и Болгарии(!). В две новые Nissan 350Z надо было за 48 рабочих часов (непрерывных) поставить по мультимедийной системе на источнике Pioneer, акустике MBQuart, усилителе Helix (одном) с сабвуфером Ground Zero, нанеся минимальный ущерб автомобилям. Когда 48 часов близились к концу, я едва не сделал ошибку, подобную той, что случилась с одним нашим должностным лицом после выборов в Украине. За час до подведения итогов голландцы уже курили бамбук, а братья славяне полным ходом ковырялись в потрохах машины. Удалось разглядеть, что сабвуфер ещё не установлен. Почти что поздравил голландцев, которые гордо сказали, что бамбук на самом деле курят уже с семи утра, однако после того, как интернациональная судейская бригада изучила итоги работы, все главные призы (и за лучший звук, и за лучшую установку, и за нестандартные решения) достались болгарам. Вместе с чеками на 250 евро за каждую номинацию. Пополам разорвали только чек за лучшую уборку после себя, даже удивительно, как славяне здесь не проиграли…
Что ещё нравится мужчинам, кроме как привинчивать динамики на скорость? Даже не знаю… Но замечу: исполнительница одной из зачётных дорожек на судейском диске EMMA Ева Редл стала теперь не только официальным голосом, но и официальным лицом ассоциации, встречающим посетителей стенда и на плакате, и собственной персоной. Что было только на пользу деловым контактам…
«Bring It Back». Не тут-то было. Как раз этого с германской версией Ural CDD не планируется
Среди новинок Polk Audio эта — не самая впечатляющая
Блок управления звуковым процессором Macrom тоже обзавёлся USB и прочим
Во главе богатырей Sinfoni теперь прочно обосновался «Дядька Desiderio»
Современный облик навигационной системы: от многоканального звука до камеры заднего вида. Включая навигацию, разумеется…
Чемпионские усилители Tru Technology впервые стали официально импортироваться в Европу
В Зинцхайм пригнали машину с деревянной акустикой JVC. Втыкает, между прочим…
Повиться на выставке машине без «ножничных» дверей считалось неприличным. Даже «Хаммеру»
Топовая акустика Hertz Mille теперь дополнена усилителями и сабвуфером
JVC eAViNu: новый облик навигации
Беспроводно управляемый процессор Rockford Fosgate 3Sixty — средоточие тенденций. Вот только операционная система…