Сейчас больше в ходу слово «эмоции», хотя означает оно примерно то же самое.
СТУДИЯ «АВТОЛАЙТ», г. Челябинск
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ЕВГЕНИЙ МЕЩЕРЯКОВ
ВОЛНЕНИЯ
Именно способность передавать содержание этого слова, как его ни напиши, ставится во главу угла при создании аудиосистемы. Не всеми ставится, а только самыми требовательными. Заказ, оформленный в челябинской студии «Автолайт» владельцем «Лэндкруизера», сводился примерно к этому. Система должна звучать эмоционально насыщенно, а какие при этом будут использованы компоненты и схемные решения — дело десятое. Ну, и ещё одно: «Крузаки» у нас (что в Москве, что в Челябинске) — транспорт деловой, поэтому стиль готовой аудиосистемы требовалось выдержать в максимально сдержанном ключе.
Вот, пожалуй, всё задание. Хотя нет: часть волнений хозяин внедорожника предпочитает возить при себе, они должны в нужный момент беспрепятственно перелиться на борт машины. Это в наше время означает iPod, все уже поняли. Кроме того, время от времени попадаются записи, где кроме звука записано и изображение тех, кто этот звук производит, поэтому система должна быть мультимедийной. Теперь, кажется, действительно всё.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер
- Источники: Alpine DVA 9860 R, Apple iPod
- Монитор: Alpine ТМЕ-М770
- Усилители: Steg 75.2, 100.2
- Акустика: AD W600 Neo, М35 Neo, ММ1, 600 R
- Сабвуфер: Caliber CWE30
Уральские мастера, как оказывается, обладают нестандартным взглядом на концепцию построения аудиосистемы для придирчивых. Если в столице ещё на первой фразе из технического задания в голове руководителя работ вспыхнули бы и стали переливаться огнями магические слова «процессор» и «поканалка», то в голове уральца возникли совсем иные идеи.
Поканальное усиление без пассивных фильтров, по мнению Евгения Мещерякова, не только не панацея, но отчасти декларация беспомощности перед схемотехникой пассивных фильтров. Косвенное подтверждение своей точки зрения он видит в том, что в европейской классификации EMMA появился и растёт класс Pure Passive (по-нашему — «беспроцессорные системы»). По такой идеологии и решили строить установку.
В ней — три усилителя, что немало для того, кто о поканалке и слышать не желает. Но все три — двухканальные, что ставит всё на место. Один Steg 75.2 работает на трёхполосную акустику фронта, второй — на двухполосный тыл, третий, помощнее, Steg 100.2, в мостовой конфигурации занимается сабвуферными делами.
Понятно, что всё частотное деление, кроме раздела «фронт — сабвуфер», возложено на пассивные фильтры.
К их созданию в «Автолайте» относятся с большим вниманием. Даже, пожалуй, с трепетом.
Цельнометаллические корпуса пищалок AD MM1 в передних стойках
Все кроссоверы в системе — собственного изготовления. Фронтальный, с частотами деления полос 300 Гц и 2 кГц, тыловой (частота раздела 2 кГц) и полосовой фильтр центрального канала (от 300 Гц до 7 кГц) выполнены на компонентах аудиофильского разбора — катушках с воздушным сердечником (включая низкочастотные, в ФНЧ на 300 Гц, а это — нетривиальная задача) и конденсаторах, применяемых в оборонной промышленности.
Изготовлению кроссоверов, впрочем, предшествовала куда более трудная задача из расчёта, макетирования и подбора номиналов компонентов. Здесь подход был самым профессиональным: исходными данными для моделирования работы фильтров служили не идеализированные характеристики головок, а реальные, предварительно измеренные; нашли способ даже учесть взаимное расположение головок в салоне. Короче — всё по-взрослому.
Особенный способ применён и для настройки уровня и фазы сигнала на полосных излучателях, задачи, закономерно сложной при пассивных фильтрах. Для того в «Автолайте» разработан и активно используется (ведь описываемая система не исключение, а, скорее, иллюстрация принципов студии) специальный стенд, включаемый на этапе настройки между выходами кроссовера и головками. На каждой при этом можно изменять уровень сигнала в диапазоне от 0 до -10 дБ, а также оперативно менять фазу на головках.
Там, где должны были стоять банки с кока-колой, расположился iPod
Именно этот стенд — главный инструмент при выставлении тонального баланса и настройке звуковой сцены без использования временных задержек и активной частотной коррекции.
После достижения нужного (или наилучшего возможного) результата с переключателей стенда считываются величины, по которым в кроссовер на постоянной основе впаиваются резисторы, отвечающие за уровень сигнала по полосам.
На фронте готовый трёхполосный разделительный фильтр работает на группу итальянских динамиков эксклюзивного класса AD. Нижние частоты воспроизводит 6-дюймовый W600 Neo с неодимовым магнитом, средние — диффузорный 3,5-дюймовый М35 Neo, верхние — знаменитая далеко за пределами Италии пищалка ММ-1.
Пищалки пристроились традиционным образом в передних стойках, а НЧ и СЧ-компоненты установлены в переделанных штатных местах в передних дверях, причём в одной плоскости, без доворота среднечастотника. Для СЧ-головки в объёме двери выгорожен небольшой герметичный объём, примерно на пол-литра. Такая компоновка трёхполосной акустики требует особенно тщательной настройки фильтров, из-за большого расстояния между СЧ и ВЧ-головками.
Тыловая акустика — AD 600 R с кроссоверами, заменёнными «своими», мидбас установлен в штатное доработанное место, твитеры врезаны в обивку двери.
Вставка центральной консоли подверглась существенным переработкам, включая и этап аэрографии
Сабвуфер сделан на базе 12-дюймовой головки Caliber CWE30. расчёты дали оптимальное значение объёма закрытого ящика под неё около 40 л, такого объёма и был изготовлен корпус. Точнее — такого внутреннего объёма, внешний — существенно больше, потому что в том же корпусе (отделённом от ЗЯ сабвуфера, естественно) разместились усилители, кроссоверы и ещё кое-что.
Усилитель Steg 100.2, работающий в сабвуферном звене системы, подвергся переделке. Вместо штатного ФНЧ был построен другой, фазокогерентный фильтр 4-го порядка с частотой среза 55 Гц, с плавной регулировкой фазы и уровня сигнала. При помощи выносного регулятора можно оперативно изменять уровень сигнала сабвуфера.
В качестве динамиков центрального канала были использованы телевизионные динамики Sony. Они установлены в воздуховоды в центральной части торпедо с сохранением функциональности этой части системы вентиляции. При настройке центрального канала был задействован тот же стенд, что и при настройке фронтальной акустики.
Источниками сигнала (наконец-то добрались и до них) стали DVD-ресивер DVA 9860 R и плеер Apple iPod с ёмкостью накопителя 60 Гб. iPod был установлен в центральную консоль, за панелью селектора АКПП, и интегрирован в аудиосистему через интерфейсный адаптер Alpine КСА-420i. При подключении iPod к Alpine алгоритм поиска музыкальных файлов становится довольно сложным, поэтому и адаптер был доработан для ускорения этого процесса при помощи самого iPod. Отдельно пришлось потрудиться и над согласованием работы нового головного устройства и штатных кнопок на руле, в стандартном перечне адаптеров Alpine эту модель Toyota пропустили. Для отображения видеоинформации на место штатной «головы» был установлен монитор Alpine ТМЕ-М770 с сенсорным управлением.
Головному устройству нашлось местечко в самом низу консоли
Но ведь это ещё не всё. В довершение они установили в систему средство обработки сигнала, прецедентов в практике car audio не имеющее. Это — знакомый профессиональным звукорежиссёрам психоакустический процессор под названием «эксайтер». Принцип его работы заключается в следующем: исходный сигнал подается на управление генератором гармоник, где на основе информации, извлекаемой из входного сигнала, осуществляется генерация высших гармоник. При этом синтезируются главным образом чётные гармоники, как добавляющие благозвучние, в то время как нечётные, возникающие, например, при симметричном ограничении сигнала, звучат крайне неприятно, это — один из хорошо изученных факторов более комфортного звучание ламповой аппаратуры.
Исходный корень названия технологии, excite, означает и «возбуждать, генерировать», и «волновать», и именно во втором смысле следует понимать это название, если говорить о субъективном восприятии результатов его работы. Применение «эксайтера» придает прозрачность и четкость звучанию, саунд как бы «раскрывается». Значительно улучшаются проработка и восприятие мельчайших деталей и нюансов звукового сигнала, звук становится «живым» и естественным, начинает «дышать». Вокал после обработки «эксайтером» приобретает четкость и полётность, ударные инструменты (особенно тарелки) начинают играть «живее всех живых». Прекрасно звучит с «эксайтером» и акустическая гитара.
В дверях размещены и НЧ и СЧ-излучатели, причём в одной плоскости
Корпус сабвуфера скрывает и всё усилительное хозяйство
Усилителям организовано принудительное охлаждение с выхлопом через решётку
Самый неказистый элемент системы, он же — самый необычный. Это и есть «Эксайтер»
Уже из задания, выданного на систему, следует, что основной музыкальный материал, с которым ей придётся работать, довольно сложен для воспроизведения, здесь и классический (включая неоклассический) рок, и блюз, и утончённый джаз. Система не подвела, по отзывам всех, кто принимал участие в пробных прослушиваниях, сцена реально передаёт акустику концертного зала: в полной мере ощущается ширина, глубина и высота помещения, в котором звучит музыка. Тональный баланс не вызывает нареканий, система одинаково легко воспроизводит и любые музыкальные жанры. Динамический диапазон оказался огромен, на композициях, записанных «вживую», слышно, как Джон Ли Хукер шаркает ногой, а то и сопит в минуту волнения; при воспроизведении оркестровых композиций слышно движение смычка по струнам контрабаса и мельчайшие постукивания пальцев по грифу. В то же время, когда микродинамика становится «макро», звук системы просто «накрывает». Сохраняя чистоту и различимость звучания инструментов, звук впечатляет в первую очередь энергетикой и эмоциональностью. А как будет «эмоция» по-русски, мы уже говорили…