Меня зовут Роман. Имя обыкновенное, но живу я далеко, в Тель-Авиве. Там работаю на мебельной фабрике отца, мы делаем кухни. А в свободное время я стараюсь постичь секреты другой кухни, звуковой, и к своему лучшему рецепту шёл долго и непросто.
Роман ТИСМЕНЕЦКИЙ, г. Тель-Авив, Израиль
РОЖДЕНИЕ РЕЦЕПТА
Все началось с автомобиля «Юндай Акцент» (у вас эту марку называют «Хендэ»). Мне тогда было 18 лет, машина была отцовская, там стояла какая-то довоенная магнитола и штатные динамики в дверях. Решив всё изменить в лучшую сторону, я купил свой первый аппарат фирмы Aiwa, модель даже не помню, простенькая какая-то. Потом добыл 6-дюймовые динамики Pioneer и, конечно же, «блины» на заднюю полку. Тогда всё моё представление о звуке заключалось в том, что должно быть громко. Но с этими компонентами даже громко не получалось. К счастью, вскоре и «голову», и «блины» украли.
Прошло около двух лет, и у меня появилась новая машина. Citroёn Xantia 2000 года (у вас, кажется, «Ксюша»? Или нет?).
Я был в восторге оттого, что стал «первым парнем на селе», и решил заняться звуком всерьёз. Но какой же «первый парень» станет советоваться с опытными людьми? Я решил, что и так всё знаю, в итоге блюдо приготовил малосъедобное.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-7998R
- Усилители: HiFonics Jupiter, HiFonics Brutus BX1500D, Torque 4×50
- Акустика: Focal 165K3P, Morel CDM54, MT22
- Сабвуфер: Phoenix Gold Xenon 12D4
Решил так: надо поставить что-то серьёзное вперёд, денег не пожалею! Не знал я тогда, ни что такое «серьёзное», ни с какими суммами мне придётся расставаться. В общем, купил с рук пару динамиков Focal 165K. Даже не подозревая, что это — одни мидбасы, без пищалок и кроссоверов. Поставил в двери, подключил к купленному по случаю Pioneer DEH-4500 и…
Разумеется, кроме разочарования, ничего не испытал. Потом подоткнул в параллель к мидбасам какие-то наспех купленные пищалки, в общем, сейчас даже вспоминать смешно…
Потом наткнулся на ваш сайт и понял: «первому парню на селе» много предстоит узнать. По ходу самообразования разыскал недостающие компоненты фронтальной акустики: «родные» кроссы и пищалки, понял, что такое мощность, а что — видимость мощности, и приобрёл свой первый усилитель, Boss C-600. Всего-то 50 Вт на канал, а эффект меня просто потряс!
Потом прочитал про виброизоляцию, купил листы фирмы 3М, Dynamat у нас вдвое дороже, заклеил все одним слоем, теперь кажется мало, может, добавлю еще.
Первым сабвуфером в блюде по моему рецепту стал Pioneer TS-W-305C. Он у нас знаменит тем, что имя громкое, а цена — доступная. Но он не стал сабвуфером моей мечты. Позже я даже поставил два таких, но нужного баса пока не получалось.
Пробовал и Sony XLS1200, потом JL Audio 12W3 (очень понравился), Kicker XPL 10 и квадратный S10L7, не раз менял басовые моноблоки, дольше всех задержался HiFonics Brutus BX1000D.
Мои музыкальные вкусы довольно разнообразны, к тому же они менялись по ходу построения системы. Немного классики, много современной эстрады, включая и российскую, в последнее время увлёкся психоделическими трансами, а там звуков очень много, система с ними не справлялась. Мне нужен был мощный «панчевый» бас, но впереди, а не из багажника, тогда я решил снова подкопить денег и купить новый комплект, о котором прочитал в одном из ваших номеров. Это был Focal 165K3P.
Для этой акустики, разумеется, уже пришлось строить подиумы под две 6-дюймовые головки, но я же говорил, где работаю, так что с этой задачей справился легко. Все было построено без фибергласса, только дерево, клей, промышленная пена, скай и винил! Заодно уж поменял усилитель HiFonics ZX4400 на более мощный и «маневренный» HiFonics Jupiter. Я посадил весь фронт на этот усилитель мостом, а моноблок — на сабвуфер. Все было очень сильно, но как-то не так: сцена — внизу, кроме того, она тянулась вправо из-за того, что среднечастотник (размером 6,5 дюйма) был направлен больше на правое ухо, особенно это ощущалось на высокой громкости.
Очередная переделка началась, когда мне случайно удалось купить Alpine CDA-7998R. Я приобрел его с рук, за 500 долларов (пересчитал из шекелей), в Израиле это очень редкая модель, их едва ли больше двух десятков на всю страну. Теперь у меня были все возможности сделать чисто поканальную систему с временной коррекцией. Решил поступить так: возьму твердый и уверенный бас от «Фокала» и мягкий верх от «Мореля», гордости Израиля. На тот момент я уже набрался опыта и знал, где купить подешевле, за 40 долларов взял твитеры МТ22 и знаменитый среднечастотник CDM54. Для пищалок построил подиум в стойках, а CDM54 поставил туда, где раньше были пищалки, на верху приборной панели. «Фокалы» в новой схеме оказались подключены параллельно, как спаренные низкочастотники, мостом на Jupiter, и ограничены по частоте сверху на 200 Гц (фильтром головного устройства), а снизу — на 50 Гц (фильтром усилителя). Для верха понадобился еще один усилок, но мои ресурсы были на пределе, и я решил попробовать 4-канальный усилитель никому не известной корейской фирмы Torque. Его я подключил поканально на две пищалки и два среднечастотника, а полосы установил с помощью головы и усилка. Среднечастотники срезал снизу на 300 Гц, 18 дБ/окт. и сверху на 4 кГц. Пищалки — снизу на 3,2 кГц, 24 дБ/окт.
Вот теперь блюдо удалось! Осталось только поиграть с временной коррекцией, ведь у каждого элемента акустики — свой канал. С помощью задержек у меня получилось поставить сцену точно в центр, теперь ничего никуда не тянет, а сцена — равномерно высокая. Впереди хороший, четкий бас. Среднечастотник CDM54 — мастер по части воспроизведения вокала, и вообще он очень реалистично отыгрывает все, что ему дают.
Прошло еще время, я понял, что без саба всё-таки не жизнь, и восстановил басовую систему, теперь — на базе HiFonics BX1500D (чтобы двигаться вперёд) и сабвуфера, похожего характером на JL Audio 12W3, это был Phoenix Gold Xenon 12D4. Фильтр сабвуфера настроил на 50 Гц, 18 дБ/окт.
Сейчас я опять, кажется, доволен всем, хотя уже начинает хотеться сабвуфер помощней, так что, наверное, скоро опять вернусь на звуковую кухню, с новым рецептом…
Размещение акустики в первой редакции системы
Пользуясь служебным положением, подиумы под сдвоенные мидбасы я сделал полностью деревянными
Так стали выглядеть дверь и стойка по окончании работ
Компоненты в багажнике неоднократно переезжали с места на место (а иногда из багажника — в шкаф). Рецепт так просто не даётся…