Это, конечно, поединок, но несомненно — женский. Участницы миниатюрны, и им есть что показать. Кино, скажем…
измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ЖЕНСКИЙ БОКС
Проигрыватели DVD с монитором: Phantom NextBase SDV-97-BFI vs. Velas VDS-702B
Перед началом материала, помещённого под той же рубрикой в прошлом номере, были упомянуты причины, по которым наш «Ринг» время от времени пустует в ожидании бойцов. Одна из них — нежелание сравнивать «клоны» — разница между двумя участниками в этом случае не будет выходить за пределы разброса характеристик внутри одной серии. Такого рода опасения существовали и в данном случае, были основания предполагать, что «блондинка» и «брюнетка» находятся в самом близком родстве. Но различий у них, как оказалось, предостаточно: тут и пользовательский интерфейс меню настройки DVD-проигрывателя, и кодировка команд (пульты ДУ несовместимы), и, что самое интересное — разные технические характеристики дисплеев. Но обо всём в своё время.
Phantom NextBase SDV-97-BFI
Широко распространилась в последнее время мода «торговли с подарком». В данном случае подарок входит в комплектацию — это игровая приставка Phantom GC-2. В наставлении сказано, что приставка предназначена для детей 5 — 6 лет, но некоторые игрушки (из 75 в общей сложности) могут увлечь детей постарше, скажем, лет до 50. На этом с приставкой закончим.
Аппарат задуман как универсальный. В комплектацию «комбика» (пора нам взять на вооружение этот термин из словаря музыкантов, удобное словцо) входит источник питания 220/12 В и переходник для включения в гнездо прикуривателя. Способность устройства питаться от батареек (6 шт. типа AA) обеспечивает его автономность в полевых условиях. Для работы на столе достаточно просто отодвинуть от корпуса заднюю опору. Для установки на подголовник требуется вначале с помощью пары ремешков притянуть к нему плоскую «вешалку», а потом установить сюда NextBase.
Интерфейс — в данном случае не только входы-выходы. Точнее — не просто входы-выходы. Здесь есть комбинированное гнездо для SD/MS-карт и гнездо для «донгла» с разъёмом USB. Видео- и аудиовходы и выходы совмещены. Кнопкой Mode вы выбираете либо AV Out, либо AV In. Устройство гнезда Audio сложнее не только в том плане, что оно трёхконтактное (стерео), там же и светодиод оптического выхода. Гнёзд для наушников два, если в любом из них находится штекер, встроенные динамики (их два) отключаются. Есть ИК-модулятор для передачи на беспроводные «уши», а также ЧМ- модулятор для связи с аудиосистемой, причём частоту несущей можно выбрать любую в границах CCIR-диапазона, от 87,5 до 108 МГц.
Пульт — «карточка» о 34 кнопках — революцию в эргономике не делает, но выполнен неплохо. Он управляет всеми функциями DVD-проигрывателя, но не монитора. Настройки широкого монитора организованы по принципу минимальной достаточности. Здесь яркость, насыщённость, формат (16:9 или 4:3) и оборот картинки сверху вниз. Из меню DVD-проигрывателя доступен полный набор регулировок картинки, но при этом вы управляете выходным сигналом, а значит, внешний монитор надо подгонять по характеристикам под монитор «свой». На мой взгляд, это лишнее. В режиме работы внешнего входа никакие регулировки не действуют. Непонятно почему после выключения монитор всегда возвращается в широкий режим.
Обычные для CD-ресиверов сервисные функции у «Фантома» не реализованы, что естественно, поскольку для загрузки диска надо поднять верхнюю крышку и то же сделать, чтобы его извлечь. Дополнительные режимы — повтор и повтор фрагмента (A-B). Есть программное воспроизведение на 12 шагов, процесс ввода программы требует привычки. Функция Resume дезавуируется не только после извлечения диска (что допустимо), но и после выключения аппарата. Диски с записями в WMA аппарат декодирует, но отчего-то «для разгона» ему надо вначале дать прочесть mp3. Тогда декодер начинает понимать, что пора поработать. нужно перейти к другому WMA — опять же дайте вначале «дозу» mp3. На экран выводятся только папки нижних уровней (вернее, те, в которых есть файлы). Если вы выбрали папку, сразу начнётся воспроизведение с первого файла. Адресный поиск работает по всем параметрам (главка, часть, время), но поиск по времени — только в пределах части. Переключение угла (Angle) осуществляется при двойном нажатии кнопки. При поспешном оперировании кнопками аппарат может и «зависнуть». В ходе работы он издаёт хорошо слышные «утробные» звуки, происхождение которых с ходу идентифицировать не удалось.
DVD-проигрыватель мультизонный. Меню установок распределено между пятью страницами. Иконки, которые их обозначают, для встроенного дисплея мелковаты, зато пункты меню читаются без проблем. В меню есть всё, включая родительские ограничения. Обычные для DVD настройки сосредоточены на трёх страницах — двух первых и последней. Номерные кнопки в качестве пунктов меню аппарат понимает, но не всегда после этого совершает те действия, которые данным пунктом были предписаны. Это, правда, только если меню имеет сложную структуру. Фонограмма DTS не декодируется, как обычно, в таких случаях соответствующий цифровой поток присутствует на цифровом выходе. На выходе видео всегда присутствует сигнал того же формата, что и на «своём» мониторе, поэтому предпочтительно, чтобы внешний монитор бы тоже широким.
Мужские голоса на CD звучат чисто, хотя верх ощутимо кислотный. Детальность достаточно высокая, главное, что басы подобраны к остальным составляющим голоса. Холодноватый, но тоже очень детальный женский вокал. Самому верху не хватает плавной остроты, он тут как бы стеклянный (а не хрустальный, как хотелось бы). Флейты чётко сфокусированы и открыты, но кажутся уменьшенными в размерах. Рояль не очень убедителен, басы у него слишком прозрачные. Струна бас-гитары недостаточно рельефна, да и атака ощутимо поджата.
В mp3 (128 Кбит/с) бас глухой, верх «сыпучий», как песок в банке. Вокал простенький, но довольно мягкий. Рояль звучит искусственно, но тоже не очень напрягает. Задник поджат весьма значительно, сверху динамика ограничена уже совсем не так навязчиво. Верх не оформлен по затуханию. При переходе на удвоенный битрейт (256 Кбит/с) задник сцены отодвигается, но остаётся приближен. Улучшается структура баса, рояль уже похож на себя, вокал звучит богаче, но и жёстче. Верх намного лучше, даже почти естествен, но атака барабанов остаётся резкой.
Бас в WMA тоже тяжёлый и глухой. Женский вокал острый, с некоторым избытком сипящих фоновых призвуков. Фоновый верх жёсткий и приближённый, хотя фон в целом естественнее, чем в mp3. Верх сухой и тоже не определён по затуханию. При переходе на битрейт 192 Кбит/с бас улучшается ненамного, вокал звучит интереснее, однако ближе и навязчивее. Динамика снизу зажата, но не так чтобы насмерть. Верх острый и сухой, но определённый во времени.
На DVD (в DD) отмечена на редкость детальная, деликатная манера подачи материала. Может, кто-то скажет, что для воспроизведения эффектов такая особенность не слишком полезна. Но если говорить о «взрослом» театре с эффектами, то, как вы знаете, режим CINEMA есть в любом декодере — он воссоздаст «большие» эффекты, а вот утраченную деликатность декодер восстановить не сможет.
Ширина переходов между цветовыми полосами NTSC на внешнем мониторе по большей части не превосходит 0,7% от ширины экрана, и лишь переход от зелёного к пурпурному достигает 0,9%. Полоса «чернее чёрного» не воспроизводится. Настройки параметров выходного сигнала в меню DVD-проигрывателя действуют странно, в частности, цветовой тон мне так и не удалось привести в норму, он остаётся чуть-чуть смещён в красную сторону. Шумы на сером поле видны, но они имеют случайный характер. В PAL полосы выглядят интереснее, ширина переходов нигде не превышает 0,7%, да и шумов в этой системе совсем немного. Элементы точечного поля в паузе принимают нерегулярную форму (часть точек становится как бы запятыми). На наклонных линиях появляется незначительная зубчатость. Картинка обычного формата растянута в горизонтальном направлении на 5,5%. Центр изображения смещён на 1,5% вправо и на 1% вверх. Серые полосы ступенчатой плотности почти точно серого цвета. Лица в системе PAL коричневаты, а в NTSC приобретают едва заметный желтоватый оттенок.
Монитор полностью компенсирует горизонтальное смещение растра, а вверх его картинка сдвинута уже на 1,25% — это в пределах нормы, главное, чтобы не было смещения вниз. «Нормальная» картинка растянута меньше, чем на 4%, без таблицы об этом в жизни не догадаться. Растяжение изображения в широком формате равномерное. Переходы между цветными полосами достаточно чёткие и нигде не превышают 0,5%. Очень неплохо передаётся красный цвет, который для ЖК-мониторов нередко становится камнем преткновения. Насыщенность при настройке мы установили в положение 2 (пределы регулирования от 0 до 8). Яркость спокойно можно установить на ту же отметку, в этом положении дисплей хорошо передаёт чёрное поле с остаточной яркостью меньше 1 кд/м2. Угол обзора в вертикальном положении, как видно по таблице, несимметричный, лучше всего, чтобы ваш взгляд был направлен под 20 градусов сверху.
Velas VDS-702B
В этом аппарате диск задвигается сбоку, соответственно, дисплей не поднимается, и это сделало возможным снабдить Velas кожаным чехлом (на манер кобуры), который можно подвесить к подголовнику. Питание предусмотрено в трёх вариантах: переходник для включения в гнездо прикуривателя, сетевой блок 220/12 В и внешний аккумуляторный модуль (7,4 В, 3,1 Ач), который можно пристегнуть к DVD-монитору сзади. Интерфейс в целом такой же, как у его визави: вход/выход видео (Mini-jack), вход/выход аудио (Mini stereo jack) и за ним — оптический выход. Красный светодиод оптического выхода, действительно, можно углядеть внутри гнезда, для подключения по оптике надо только добыть переходник Mini-jack/Toslink. Естественно, кнопкой Mode переключается режим работы: вход или выход. Как и у «Фантома», имеется гнездо для карт SD/MS и гнездо USB. Допустимая ёмкость карт 1 Гб. С карты аппарат может считывать файлы компрессированных форматов (аудио) либо JPEG. Если вам придёт в голову переписать на флэшку, скажем, VCD (на 1 Гб такой диск легко входит), Velas его не «увидит» (как, впрочем, и вторая «участница»). Гнездо для наушников единственное, зато наушники (типа «затычки») входят в комплект. Здесь тоже есть пара встроенных динамиков калибром около дюйма. При включении наушников динамики отключаются. ИК-передачу Velas не ведёт, но может «вещать» в ЧМ-диапазоне, на фиксированных частотах 88,1/88,3/88,5/88,7 МГц.
Пульт ДУ — ярко выраженная «карточка». Он немного уже, чем пульт «Фантома», и на нём уже 44 кнопки, так что они совсем некрупные, да и расположены довольно часто. С другой стороны, разработчики приняли меры к тому, чтобы цветом разделить кнопочки по группам, да и подписи более чёткие. И потом, отсутствие кнопок двойного назначения (цифровых) — это тоже плюс. В общем — паритет. Минуя пульт регулируется яркость, контрастность и насыщенность дисплея, переключается режим (16:9 или 4:3), и можно перевернуть картинку вверх ногами. Если включён режим внешнего входа, никаких команд устройство не принимает, кроме, естественно, выхода из этого режима. После выключения монитор Velas возвращается в режим Wide.
Обычных для CD-ресиверов сервисных функций нет и здесь. Из дополнительных режимов реализованы повтор, повтор фрагмента (A-B) и воспроизведение в случайной последовательности. Программное воспроизведение на 12 шагов (максимум) реализовано точно так же, как у первой участницы, то есть по удобству не идеально. Попытка переключить треки по кольцу переводит Velas в режим Stop. Функция Resume действует, только если аппарат не выключался. Файлы в WMA тоже декодируются, хотя наставление об этом хранит молчание, не иначе из лицензионных соображений. Система навигации по папкам точно такая же, как у «блондинки»: как только вы выбираете любую из папок, безотлагательно начинается воспроизведение первого файла. Адресный поиск реализован по всем трём параметрам, но, опять же, поиск по времени действует только в пределах части. Впрочем, как было сказано, большинство фильмов на DVD пишутся в одну часть. Случается, аппарат и виснет, если кнопки нажимать чересчур коротко. Для выбора угла (функция Angle) требуется дважды нажать соответствующую кнопку. Загрузка диска сопровождается стонущим звуком (гусары, можно без комментариев), а позиционер головки становится слышно при переключении треков (скажем, при работе режима поиска или повтора).
DVD-проигрыватель мультизонный. Меню настройки организовано таким образом, что в нём лишь две страницы, правда одна из них, System Setup, порой требует выхода на внутренний уровень (итого уровней всё же три). При этом в меню есть всё, чего мы привыкли ждать от проигрывателей DVD, кроме разве что выбора компрессии. Мне лично такое построение меню нравится больше, чем пятистраничное, когда не знаешь, на какой странице искать нужную настройку. DTS аппарат не декодирует, но соответствующий сигнал есть на цифровом выходе. Цифровые кнопки как пункты меню Velas воспринимает, но выполняемые в результате переходы не соответствуют ожиданиям, так что надо пользоваться кнопками «курсора». На выходе видеосигнал будет того же формата, что и на мониторе (если диск «широкий», а таких подавляющее большинство), поэтому и здесь предпочтительным будет широкий внешний монитор.
Мужские голоса на CD как бы уменьшены в масштабе, причём не за счёт количества низких ноток, а по манере передачи нижней середины. Верхние составляющие голоса носят кислотный оттенок. Женский вокал уже вполне соразмерен, но сибилянты и здесь острые. Инструментальный верх не очень деликатен. Скрипкам не хватает лёгкости, оркестру — объёма. Бас, в общем, правильный, но рывок струны гипертрофирован. Верх звонкий, но холодный.
В mp3 (128 Кбит/с) задник приближен, но лишь чуть-чуть. Правда, фоновый верх синтетический. Бас тяжёлый, типичный для этого битрейта, но рельеф всё же просматривается. Вокал, конечно, неживой, жёсткий и пустой. Сверху динамика поджата капитально. Шуршащий, не определённый во времени верх. Динамика барабанов недурна. В записях с битрейтом 256 Кбит/с задник остался там же, то есть, в сущности, на своём месте, компрессия сверху по-прежнему хорошо заметна. Голос чуть детальнее, но живым его назвать трудно.
В WMA на 128 Кбит/с вокал холодный, но всё же живее, чем в mp3. Бас такой же плотный и тягучий. Задник почти не приближен, и динамика сверху ограничена не очень сильно, зато поджаты средние планы. Субъективно такой вариант кажется интереснее. Верх однозначно оформлен лучше, чем в mp3. На верхнем битрейте 192 Кбит/с бас становится ясным и даже музыкальным. Вокал простоват, но голоса похожи на себя. Общая динамика без существенных изменений, однако слушать можно даже классику. Рояль несколько жёсткий, но узнаваемый. Верх похож на тот, что мы слышали на CD.
Записи в DD кажутся слегка приглушенными. Нет, здесь есть всё, бас крупный, «кинематографичный», вокал напористый и эмоциональный. Но возникает ощущение, что эмоции наиграны, между зрителем и исполнителями саундтрека остаётся какая-то завеса. Впрочем, в качестве дополнения к видеоряду такого звучания, скорее всего, вполне достаточно, даже есть плюс: музыка не станет отвлекать от действия.
На выходе проигрывателя DVD переходы между цветными полосами NTSC желтый/голубой и красный/синий составляют 0,8% ширины экрана, а между зелёной и пурпурной чуть шире 1%. В PAL всё иначе: так называемый «звон» от недостаточного демпфирования выхода расширяет переход синий/чёрный и пурпурный/зелёный до 0,8%, остальные переходы не хуже 0,6 — 0,8%. Шумов на сером поле многовато (в той и другой системе). Картинка «нормального» формата воспроизводится с увеличением по горизонтали на 5,5%. Растр смещён на тот же 1% вверх и на 1,25% в сторону, но, для разнообразия, влево. Полоса «чернее чёрного» не воспроизводится. Точки в режиме паузы теряют регулярность, на наклонных линиях появляется обычная зубчатость. На сером полосатом поле ступенчатой плотности (от чёрной полосы к белой) присутствуют слабо выраженные чередующиеся оттенки розового и зелёного. Лица в NTSC слегка розовые, в системе PAL с цветовым балансом проблем нет совсем.
Переходы между полосами NTSC на своём дисплее в основном не превышают ширины 0,3%, и лишь переход жёлтый/голубой занимает 0,4 — 0,5% ширины экрана. В PAL на переходе зелёный/пурпурный появляется окантовка, но всё равно ширина перехода не превышает 0,25% (а это, вообще-то, ширина триады пикселей), а остальные переходы практически идеальны. И здесь монитор полностью компенсирует горизонтальный сдвиг изображения, а смещение вверх составляет те же 1,25%. Впрочем, тут не стоит говорить о какой-то компенсации, вносимой монитором: просто дрейф синхроимпульсов (от которого и ведут свою родословную смещения растра) появляется уже после того, как сигнал приходит на встроенный дисплей. «Нормальная» картинка растянута в ширину на 3,5%. Растяжение изображения в широком формате равномерное. Красный цвет воспроизводится как малиновый. Все параметры картинки регулируются в пределах от 0 до 12. Насыщенность вниз почти не управляется, так что регулятор можно ставить в любое положение от 0 до 5. Контрастность можно оставить в среднем положении, именно так обеспечивается линейность яркости вплоть до 100% белого. А вот яркость лучше убрать до отметки 2, всё равно настоящего чёрного цвета не получается.
Обратите внимание: на выходе DVD-проигрывателя разрешающая способность на уровне лучших образцов, а у «родного» монитора этот показатель, прямо скажем, не блестящий. Дело в том, что на линейчатом поле слишком рано (примерно от 170 твл) появляется муар, он и ограничивает разрешающую способность. Можно было бы подумать, что низкая яркость дисплея это результат отсутствия регулятора контрастности (размаха). Но, как показали измерения, яркость дисплея и так находится в насыщении вблизи максимально яркого сигнала, так что ярче он бы не стал даже при наличии регулятора. Правда, поскольку яркость чёрных полей не выше 0,9 кд/м2, то и контрастность получилась не самой низкой. Угол обзора по вертикали шире, чем у многих куда более дорогих изделий.
К звуковым характеристикам претензий немного: да, относительный уровень шума выше, чем у нормального CD-проигрывателя, но для недорогого DVD-плеера это терпимо. Зато переходное затухание прямо на зависть. И ещё: столь низкая неравномерность на верхних звуковых частотах обеспечивается КИХ-фильтром, похоже — с аналоговой коррекцией на выходе.
Некоторым сюрпризом оказался уровень выходного видеосигнала: размах строчного синхросигнала 0,4 В, это как раз и соответствует размаху 1,2 В видео, что выше нормативного уровня. Дальше сюрпризов было меньше: монитор достаточно яркий и нормально «строится». Разрешающая способность и здесь ограничена муаром, но он начинается позже 200 линий и не имеет цветной составляющей. У монитора хороший угол по горизонтали, но узкий обзор по вертикали потребует некоторых экспериментов при установке аппарата в салоне.
В звуковой секции тоже применён фильтр КИХ-типа. Уровень шумов и переходного затухания до мечты аудиофила не дотягивает, но для универсального прибора вполне допустимы.
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
КОМАНДА
Phantom
ЛИЧНЫЙ НОМЕР
NextBase SDV-97-BFI
СУММА КОНТРАКТА
$310
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
Встроенный ИК-модулятор
Игровая приставка в комплекте
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
Некоторые сюрпризы в управлении
Механические шумы при работе
Нет DTS
Низкая яркость дисплея
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
КОМАНДА
Velas
ЛИЧНЫЙ НОМЕР
VDS-702B
СУММА КОНТРАКТА
$385
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
Наушники в комплекте
Возможность автономной работы
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
Некоторые сюрпризы в управлении
Шумная работа позиционера
Нет DTS
Неидеальные характеристики секции аудио
Участница | Phantom NextBase SDV-97-BFI |
Исход боя | Velas VDS-702B |
Серийный № | б/н | 6010071 | |
Видео (DVD) | |||
Разрешение по горизонтали, твл | 455 | < | 440 |
Амплитуда сигнала на линейном выходе (75 Ом), В | 1,0 | < | 1,2 |
Видео (дисплей) | |||
Формат | 1,77:1 | — | 1,76:1 |
Количество пикселей | 420 х 234 | — | 420 х 234 |
Диагональ изображения, мм/дюймов | 177/7,0 | — | 177/7,0 |
Системы цветности | NTSC/PAL | — | NTSC/PAL |
Контрастность | 105:1 | > | 215:1 |
Максимальная яркость, кд/м2 | 92 | > | 275 |
Разрешающая способность, твл (4:3/16:9) | 230/250 | > | 260/340 |
Угол обзора, град. | |||
H | +/-40 | > | +/-45 |
V | +40/-0 | < | +20/-0 |
Аудио (CD) | |||
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) | -0,3/-0,15 | < | -0,9/-0,15 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 89 | < | 86 |
Переходное затухание, дБ (1 кГц) | 96 | 80,5 | |
Уровень сигнала на линейном выходе, В | 1,45 | < | 0,82 |
Габаритные размеры, мм | 211 х 175 х 39 | > | 202 х 153 х 25 |
Размеры блока аккумулятора, мм | — | 202 х 153 х 14 | |
РЕЙТИНГ | |||
Phantom NextBase SDV-97-BFI |
Преимущество | Velas VDS-702B |
|
Интерфейс | 8 | — | 8 |
Удобство управления | 8 | — | 8 |
Технические характеристики | 7 | — | 7 |
Видео (DVD/дисплей) | 8/7 | > | 8/8 |
Аудио (CD/mp3/DVD) | 8/7/8 | < | 8/7/7 |
Итог | 38,17 | — | 38,33 |
СУДЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
Даже удивительно, насколько родственницы могут быть разными. Видимо, потому что одна — блондинка, другая — брюнетка.
Два аппарата, практически идентичные по всем функциям (кроме ИК и ЧМ-модуляторов) и по управлению (кроме меню DVD-проигрывателя), составлены из совершенно разных блоков. Интересно, не будь у нас приборных данных, каждый бы нам поверил, что участницы «говорят и показывают» по-разному? CD-проигрыватель по инструментальным измерениям лучше у «блондинки», и звучание понравилось нам больше. Также у первой участницы лучше работает DVD-проигрыватель, по крайней мере, насколько об этом можно судить после прохождения сигнала через интерфейс композитного видео, здесь разница незначительна, ниже дискретизации балльной системы оценок. Дисплей же заметно лучше у второй участницы, что и помогло ей восстановить паритет. Вернее — отвоевать, ничья получилась боевая…