Экзотические имена часто оказываются сокращённым вариантом других слов, совсем обыденных.
СТУДИЯ DELLSON
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ОЛЕГ ПИНДИЧУК
ПРЕСТИЖНЫЙ КВАРТАЛ
Tribeca — это что? Божество племени инков или средиземноморская акула? Это — название квартала в Нью-Йорке, сокращение от TRIangle BElow CAnal Street. Похоже на наше Замоскворечье и по построению названия, и по сути — квартал прилегает к Гудзону, тамошней Москве-реке, и востребован для жилья или для бизнеса платежеспособными жителями города, который никогда не спит. Одним из них довольно долго был Джон Ф. Кеннеди-младший, успешный адвокат из довольно небедной семьи, часть состояния которой стала его по праву наследования в ноябре 1963 года. Это кое о чём говорит, не так ли?
Так. И неудивительно, что это словечко компания Subaru приберегла для своего самого большого и самого дорогого автомобиля. Ведь машины этой фирмы ориентированы на американского потребителя в первую очередь, многие покупатели Subaru в США уверены, что купили американскую машину, а странно звучащее название — какое-нибудь сокращение, ну, скажем, SUBurban And RUral («пригородный» и «загородный»). Чем плоха гипотеза? Только тем, что неверна, а так — очень даже ничего… Чтобы не терзать более, скажу: словом «Субару» японцы именуют ту же группу из шести звёзд, которую греки в своё время назвали Плеяды, отсюда и эмблема марки.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-9855R
- Усилитель: Audison LRx6.9
- Акустика: Focal K2Power 165K2P, 165V1
- Сабвуфер: Focal 27 KX
Ну что, всё, закончили со съёмкой? Извините, вынужден был как-то вас развлечь, пока фотограф довершал начатое. Теперь — к делу.
Владелец самой большой (и, не будем забывать, самой дорогой) модели Subaru, разумеется, считал нелишним свою вновь обретённую собственность уберечь от лихого люда, с чем и приехал в очень подходящее для этого место — в центр автомобильной безопасности Dellson. И, как это не раз уже бывало, когда всё решили насчёт лихих людей, разговор повернулся в сторону более приятную и интересную, музыкальную. Самым предсказуемым образом штатная музыка в самом большом и т.д. его владельцу энергично не нравилась. «Треугольник претензий» был таков: звук непрозрачный и неестественный на любом уровне громкости; сцена низкая; пародия на сабвуфер (13-сантиметровая головка в фазоинверторе на неведомую частоту) воспроизводила всё что угодно, только не то, что хозяин «Трибеки» считал басом).
Машины такие у нас пока нечасты, пришлось мастерам во главе с Олегом Пиндичуком разбирать дело по существу. С акустикой и как-бы-сабвуфером всё было ясно, нечего им тут делать. Дело упёрлось в головное устройство, оно, как это теперь нередко происходит, здесь интегрировано с управлением климат-контролем, включая и использование общего дисплея.
Подозревая, что при всех усилиях именно штатная «голова» может оказаться итоговым слабым звеном, всё же попробовали её использовать по назначению. Добравшись до недр центральной консоли, обнаружили: за причудливым «форм-фактором», как теперь принято выражаться, скрываются два гнезда совершенно стандартных габаритов DIN, одно — под собственно ресивер, второе — под штатный 6-дисковый чейнджер с фронтальной загрузкой.
Решили так: вывести линейные выходы из «головы», заменить акустику путёвой, сделать виброизоляцию (это уж как бог свят), зарядить багажник подобающим сабвуферным агрегатом. Эдакий минимальный вариант. Но любители минимальных вариантов редко покупают максимальные автомобили, заказчик паллиатив отверг.
Перерешили иначе: оставить штатную «голову» в покое и бездействии, реальное головное устройство поставить новое, а акустику не только заменить, но и передислоцировать оптимальным образом. Этот вариант пошёл в дальнейшую проработку.
6-дисковый чейнджер под сиденьем взял на себя обязанности главного источника звука
Просматривалось три способа (опять три, у названия машины какое-то магическое свойство притягивать заветную цифру) установки головного устройства, не как замена, а в дополнение к штатному. В бардачок с глаз долой; в «домик» на верху приборной панели; раздельно (основной блок скрыто, панель управления — удобно), с соединением по шлейфу.
«Домик» в эстетику салона никак не вписывался, бардачок в этой модели откидывается целиком, там ставить что-либо неудобно, да и неизящно как-то, решили — резать. Не детали машины, а новую «голову». В конкурсе на должность приняли участие две модели Alpine: CDA-9853 и 9855. На выбор марки повлияло, помимо прочего, и настоятельное пожелание сохранить функциональность кнопок управления аудиосистемой на руле, это можно было реализовать с обеими присмотренными моделями, хотя и не совсем просто: в большом многообразии адаптеров Alpine, через которые можно подключить рулевые кнопки, этой серии Subaru нет. Но расследование показало: штатные кнопки работают не по кодовому принципу, а по резистивному, когда каждой команде соответствует определённой величины сопротивление между выходными проводами. К такому типу команд головные устройства Alpine приучены, оставалось привести номиналы кодирующих резисторов в соответствие с «языком» головного устройства и сваять адаптер по индивидуальному проекту.
Местом прописки панели управления CDA-9855 стал потолочный футляр для очков
Конкурс между моделями решил дисплей. Панель управления установили в центре салона, над зеркалом заднего вида, там от природы жил футляр для очков. Угол обзора получался довольно острый, и здесь продвинутый дисплей 9855 показал себя намного лучше.
«Тело» головного устройства засунули… под штатное. Там, в недрах, оказалось место под третий этаж габаритов DIN, оттуда на потолок потянулся шлейф обмена командами. Как, спросите вы, при такой компоновке добраться до CD-транспорта? А никак, транспорт собственно ресивера остался не у дел, а главным источником информации стал помещённый под переднее сиденье чейнджер Alpine CHA-S634.
В отношении фронтальной акустики были некоторые диспуты. Установщики склонялись к идее трёхполосного фронта, как более соответствующего требованиям обитателя «престижного квартала». Но заказчик, однажды услышав звучание двухполосного комплекта Focal K2Power, твёрдо заявил: вот это. Это и поставили. Мидбасы улеглись в заглушенные и усиленные по посадочным местам двери спокойно, без сцен. А пищалки переехали сильно и смело и как раз для сцены, на этот раз — звуковой. Было решено под установку ВЧ-головок задействовать странные и мало для чего нужные треугольные окошки между лобовым стеклом и кромкой передней двери. Там установили подиумы (куда, в принципе, могли поместиться и некрупные среднечастотники, но, как говорилось, этот вариант отпал). Сами окошки затонировали самой новорусской плёнкой, то есть — в ноль, и ансамбль стал смотреться очень органично: снаружи — стекло как стекло, изнутри — совсем другая картина.
То, что изнутри — пищалки за аудиотканью, снаружи — окошки
В тыл установили более скромный комплект Focal 165V1, тем более что его единственная функция, согласно концепции системы — ассистировать фронтальной акустике в формировании звуковой сцены, при значительной временной задержке тыла и небольшом уровне тылового сигнала сцена при настройке заметно выравнивалась и уходила вперёд.
Усилителем в системе удалось обойтись всего одним, зато — из очень престижного квартала. Это — обновлённый шестиканальный Audison LRx6.9. Из его встроенных фильтров задействован лишь один — ФНЧ сабвуферного канала, настроенный на 70 Гц. Остальные фильтры используются «головные». Фронт подрезан снизу на 75 Гц, тыл — на 150.
Оформление сабвуфера — закрытый ящик объёмом 22 л, полностью собранный из деревянных панелей, без стеклопластика. В «Деллсоне» накопили немалый опыт работы с этой головкой и отдавали себе отчёт в том, что такой объём для Focal 27KX — на грани, особенно в просторном салоне внедорожника, и даже готовы были корректировать АЧХ сабвуфера «головным» эквалайзером. Но заказчик, послушав готовую систему, попросил воздержаться, звук оказался как раз такой, какой ему был нужен, а с жителями престижного квартала спорить не принято…
Фронтальные мидбасы оставили на месте, а пищалки из верхней части дверей решительно убрали
Тыловые мидбасы тоже остались на штатных местах
Усилитель и буферный конденсатор скромно заняли лишь часть «подполья» в багажнике
Корпус сабвуфера почти целиком ушёл в крыло, это и ограничило его объём
За задними сиденьями — пищалки тыловой подзвучки
Главное, что покоряет в звучании системы, — потрясающая способность к воспроизведению деталей, они буквально заполняют звуковое пространство. Выставляя звуковую сцену, установщики следовали рекомендациям будущего слушателя, а он сформулировал свою идею «автомобильного стерео» как приближающегося к эффекту очень больших наушников. И действительно, воображаемый край сцены, где стоят музыканты, после окончательной настройки прошёл ненамного дальше линии, соединяющей пищалки, хотя Олег говорил: в ходе настройки сцену удавалось увести намного дальше вперёд. Но поставили куда сказано, благо процессор «головы» это позволяет. Семь барабанов встали на сцене очень равномерно, но первый и седьмой как бы делали шаг вперёд, норовя упасть в зрительный зал. Интеграцию сабвуфера в систему мы проверили на новом тестовом материале, диске «Focal Tools», там есть запись мотоцикла без глушителя в ближнем поле, здесь на перегазовках суббас затягивался назад. На музыкальном материале это было заметно в гораздо меньшей степени, но всё же было не исключено, что к идее басовой коррекции житель престижного квартала позже вернётся.
Да, действительно, тесноватый корпус сабвуфера пробудил к жизни более чем заметный горб на 40 — 50 Гц. Его можно было бы попытаться убрать (хотя в иных системах именно на этих частотах горб создают, выкручивая бас-буст), но — не заказывали. Что же касается остальной части АЧХ в салоне «Трибеки», надо отметить, что ведёт себя частотная характеристика просто отменно, привычные волны на частотах салонных стояков проявились не сильно (в виде провала на 125 Гц), а от 2 кГц и выше всё складывается просто по-чемпионски.