Мои домашние приписывают мне две устойчивые привычки, условно называемые «нудеть» и «разглагольствовать». С точностью до терминологии это совершенно справедливо.
ПРИВЫЧКИ
Смысл терминов сейчас объясню. «Нудеть» — значит не в первый раз говорить о чём-то, о чём уже не раз говорил. А что прикажете делать, если в каком-то вопросе ничего не меняется, а интерес к нему, тем не менее, сохраняется? О погоде на завтра тогда вообще каждый гражданин должен был бы высказаться ровно один раз в жизни: или «Кто его знает», или «Примерно как сегодня».
«Разглагольствовать» — иное занятие. Это значит с оживлением и пассионарностью излагать свои взгляды на предмет, прямо сейчас для жизни не важный. Например, за завтраком — о замеченной несуразности в статье Сергея Переслегина «Авианосцы как трансляторы смыслов». Вы только представьте, что он там пишет… стоп, кажется, начинается…
О навигационных системах в России до недавнего времени можно было только нудеть или разглагольствовать, иные тональности не выходили. Объектом занудства было то, что развитой и постоянно гудящей от новаций и апгрейдов западной индустрии навигационного софта и векторных карт наша страна могла противопоставить две кривоватые базы данных по Москве и области (поимённо: Ariadna от Navstream и PocketGPS Pro Moscow от «МакЦентра»). Пользовался и той и другой, могу засвидетельствовать: если бы их перемешать, объединив достоинства, а потом смесь процедить, не давая объединиться недостаткам, получилась бы дельная вещь. Но мешалка и марля с нужными характеристиками не нашлись, да и вообще история распорядилась иначе: пионер навигации по бывшей Совдепии компания Navstream стала утрачивать интерес к вопросу, а оставшийся в роли практически монополиста «МакЦентр» посуровел лицом и занялся своей версией навигационной программы серьёзнее, чем раньше.
Предмет для разглагольствования давало инструментальное обеспечение навигации, пылающие разноцветной трёхмерной графикой выдвижные дисплеи или даже зелёные стрелочки на магнитоле, показывающие туда-сюда, оставались для нас «трансляторами смыслов», прикладного значения не имеющими. В пределах начинающегося дня, во всяком случае. Год за годом самым постыдным для патриота образом мне приходилось воздерживаться от выдвижения кандидатур и голосования в номинации «Лучшая навигационная система» конкурса EISA, ибо то, что называлось навигационными системами во всей остальной Европе (включая беспонтовые Венгрию и Чехию), у нас отсутствовало или не работало, а то, что присутствовало и работало, даже в Венгрии и Чехии навигацией не считалось. Опыты главных отечественных участников процесса базировались на карманных компьютерах, они же КПК, они же — «наладонники». Решение это было скорым и простым, и, как всякое таковое — не самым удачным.
К сегменту разглагольствований следовало относить и наблюдения, сделанные на выставке в Зинцхайме (и в близлежащих магазинах электроники) и обнародованные в прошлом номере журнала: на стенды производителей и на полки магазинов гуртом пошли малогабаритные, но специализированные навигационные устройства, портативные или частично портативные, с небольшим набором дополнительных функций, первейшей из которых стала функция mp3-плеера. Зачем малогабаритной автомобильной навигационной системе играть mp3? Могу объяснить как умею, но приготовьтесь: вас ожидает классический пример разглагольствования. По законам жанра начну за тысячу миль от темы разговора.
Каждый бомбардировщик B-52, отправляясь на дело, несёт с собой шесть крылатых ракет, которые, будучи выпущены из бомболюка, летят с той же скоростью, что и самолёт, а их бортовая аппаратура создаёт на экране радаров точную имитацию грозного оружия мирового жандарма. Желающему сбить бомбардировщик надо теперь выбирать из семи целей или же тратить семь ракет вместо одной. А что если учёные-коммунисты найдут способ отличать ложные цели от настоящей? На этот случай в каждую ловушку поставили по символической, по 50 килотонн, боеголовке. Чтобы, даже разгадав подвох, сбивать всё равно было надо.
Mp3-плеер (и другие мульки) в навигационной системе нужны для того, чтобы портативное устройство не становилось бесполезным, когда не используется по первичному назначению. Чтобы хотелось, выходя из машины, взять его с собой, а выходя из дома — тоже не забыть прихватить. Такого типа коробочками и коробушечками завалены магазины в Европе, даже гранды индустрии опомнились и резко пустились вдогонку за трендом и…
И здесь вредные привычки заканчиваются. Получив для дорожного теста новое устройство Carmani, я понял: процесс пошёл туда, куда ему надо было идти, и результатами можно воспользоваться прямо сегодня, сразу после завтрака. Альянс московского представительства корейской компании Netxtech и московского же «МакЦентра», одно из подразделений которого, забыв о «маках», занимается исключительно автомобильно-портативной навигацией, сложился давно. У нас в руках побывала модель Carmani CA-200 в двухдиновом корпусе, с DVD-транспортом, правда существующим автономно от навигации, и радио. Это была модель CB-200, оформленная в виде приставки к уже имеющемуся монитору, с управлением с пульта (и только). И та и другая системы выполняли свои функции, но безумного восторга не вызывали. Установка первой была делом хлопотным, а в некоторых машинах — нереальным, вторая требовала монитора, штатного может и не быть (у вас вот есть? То-то…), отдельный — стоит денег и опять морока с инсталляцией. При этом CA-200 тянет на 3000 запрещённых к упоминанию долларов, а куда более простая CB-200 — на больше 1000, к которым с немалой вероятностью надо присоединить стоимость монитора и установки.
Нынешняя модель, CX-210, по моему мнению и имеющемуся опыту — самая удобная приборная основа навигационной системы, которой можно пользоваться в Москве. Цена вопроса при этом разительно отличается от прецедентов, даром что той же марки. Что же мы получаем за запрашиваемые деньги и что в этом так понравилось?
CX-210 оформлена как монитор. Обычный, теперь уже 7-дюймовый, широкоэкранный монитор, размер корпуса чуть потолще, чем у «подголовочника». То, что внутри — это, в принципе, аналог карманного компьютера, функции которого ограничены нужным на борту машины и дополнены нужным только на борту машины. Устройство автономно с точностью до питания, его надо подать от прикуривателя, если нет настроения устанавливать прибор капитально, или от бортовой сети — если есть. Для большинства задач, посильных CX-210, этого достаточно. Спутниковая антенна системы GPS у аппарата своя, откидная. Есть и разъём для подключения внешнего приёмника, если по условиям размещения в салоне встроенная антенна окажется в радиотени, но по моему опыту эксплуатации системы это маловероятно. Довольно долго я ездил с CX-210 в такой конфигурации: корпус устройства лежал на центральной консоли, перед селектором коробки, при этом откинутая антенна находилась внутри кармана под «головой», то есть между антенной и спутником по идее было как минимум пять сантиметров алпайновских потрохов и два слоя стального корпуса. И ничего, нормально всё работало, приёмник у CX-210 справный, могу засвидетельствовать.
Конструкторы, вообще-то, приготовили другой вариант необременительной технологии инсталляции системы в машине: на задней стенке есть резьбовое гнездо, а в комплект входит стойка с самоклеящейся «ромашкой» для крепления на торпедо. Собственно корпус-монитор при этом снимается с кронштейна в один короткий секунд, а для эстетики поверх «ромашки» можно наклеить прилагаемую (довольно симпатичную) кожаную накладку, с ней основание кронштейна почти сольётся в торпедо, если у последнего правильный чёрный цвет, конечно.
Отсутствие необходимости в лишних подключениях не означает отсутствие возможности их осуществить. Так, например, акустика (два маленьких динамика на задней стенке) у устройства своя, но на один из разъёмов сзади выведен аудиосигнал, который можно подать куда вам надо. На этом же разъёме — видеовход, в отличие от своей предшественницы CB-200, требовавшей монитора, CX-210, наоборот, предоставляет свой для внешнего источника, который подключится с одной кнопки на верхнем краю корпуса, без всяких меню. Второй разъём — для экстремистов, туда можно подоткнуть камеру заднего вида и сигнал на её принудительное включение от коробки, сюда же — данные с приёмника дорожной информации «Смилинк», есть даже какая-то возможность качать данные с бортового компьютера, но на этот счёт описание отличается невнятностью, а ставить опыты вслепую я не решился.
Итак: навигационную систему уже имеем (о её работе — позже, сепаратно), монитор — тоже имеем, имеем и компьютер, как таковой, правда — не полнофункциональный, в машине это всё же не совсем уместно. Однако же: можно просматривать файлы популярных деловых форматов (Word, Excel, PDF и даже PowerPoint) без редактирования, вести учёт техобслуживания машины, содержать адресную книгу, — это всё, не забывайте, бонусы к прямым функциям, жадничать нехорошо. Есть, разумеется, игры, дурацкие, но непременно входящие в комплект поcтавки Windows всех мастей.
Есть возможность (а как же!) проигрывать музыку в mp3 в неограниченных количествах. Вернее — в количествах, ограниченных ёмкостью памяти. Память CX-210 основана на двух типах твердотельных карт, причём могут быть установлены и использоваться сразу оба. Это — «большая» карта типа CF и маленькая — SD. В состоянии поставки на CF записаны данные и программа навигации, SD может устанавливаться и использоваться по желанию. В частности — как музыкальный носитель.
Однако, поехали, всё-таки главное в CX-210 — навигационная система. В купленном у официального дилера экземпляре уже будет установлена лицензионная копия PocketGPS Pro Moscow, с серийным номером и всеми делами. Сейчас идёт версия 2.4.130, базово — такая же, как не раз нами (в том числе мной) испытанная и применявшаяся регулярно в личных целях. Очередной апгрейд системы пошёл ей на пользу. За всё время довольно продолжительного «дорожного теста» мне не встретилось ни одного случая зависания, откровенных глупостей при прокладке маршрута (а раньше бывало, что уж там), вообще система стала как будто гораздо более уверена в себе. Маковская разработка, как мы отмечали, всегда была несколько перегружена второстепенными функциями, сейчас это тоже так, но меньше: убрали, например, забавную поначалу, но мало нужную функцию «закладок», когда можно отметить какое-то место на карте, а потом ехать к нему, сперва разыскав в лабиринтах функциональных меню. Для любителей простых решений вообще предусмотрен так называемый «простой» режим (другой называется «экспертный»), когда в меню всего восемь кнопок, действительно самых необходимых.
Управление системой в основном идёт с сенсорного экрана, хотя аппаратные кнопки под дисплеем тоже не простаивают, двум из них, к примеру, приписаны функции масштабирования карты, что оказалось очень удобно. Сенсорный экран работает, понятно, и виртуальной клавиатурой при введении адреса места назначения, здесь его большая площадь служит добрую службу тем, у кого глаз не совсем как у орла (позвольте представиться, в качестве примера). Вместо тыкания стилусом в крошечные буковки универсальной клавиатуры в нижней части экранчика КПК здесь можно «от плеча» невооружённым пальцем шарашить по крупным, заполоняющим почти всю площадь дисплея кнопкам, уже после первых двух проб получается — как будто всю жизнь, при желании — даже на ходу. Поиск по базе адресов сохранил, увы, недостаток, который был у прошлых версий: званию отдан приоритет над именем. То есть: улица генерала Белова записана в первую очередь как «генерала», а лишь потом — как Белова. Начнёте набирать имя, забыв о воинском звании Павла Алексеевича — быть вам на Беловежской улице, как вариант. Для сведения: генералов среди московских улиц двенадцать, а академиков — 32, от физиолога Анохина до ракетчика Янгеля, чтобы появилась, например, улица последнего, надо терпеливо набрать звучащее слегка по-нанайски: «АКАДЕМИКА Я». Теперь уже можно дом, корпус, только что не подъезд.
Разумность прокладки маршрута у новой версии получшала, только надо уметь пользоваться. Первые несколько часов система огорчала параноидальным стремлением загнать меня в центр города, чему моё душевное здоровье, разумеется, противилось. И, едучи по третьему кольцу, я вынужден был без конца выслушивать призывы поехать через Красную площадь, ну хоть неподалёку. Оказывается, по умолчанию была включена опция «минимальное расстояние». Ну да, это — прямая линия, Пифагор изобрёл. Стоило включить альтернативную опцию «минимальное время поездки», как аппарат чуть ли не человеческим языком сказал: «А что ты молчал? Тебе на третье надо — и вперёд, без разговоров…» Улучшили в новой версии программы и поиск нужных объектов. Если раньше система показывала все АЗС, например, находящиеся в заданном радиусе, не разбирая, на этом ли берегу реки они или нет, то теперь есть опция «поиск по маршруту», будут показаны те, до которых близко ехать, а не глядеть.
Подведу как могу итоги двух своих вредных привычек: новинка от Carmani — без сомнения, самая удобная и практичная навигационная система, с какой мне доводилось ездить по Москве и прилежащему региону, система вполне заслуживает того, чтобы стать полезной привычкой для очень многих.
ЧТО
Многофункциональная навигационная система
КТО
Carmani CX-210
ПОЧЕМ
$860
ЭТО — ПЛЮС
Удобная конструкция
Продуманная функциональность
Устойчивая работа
Разумная цена
ЭТО — МИНУС
Мелкие косячки в навигационном софте
ОДНИМ СЛОВОМ…
Уже сказал: на сегодня — самая удобная система