Сергей СЕМЕСЬКО, г. Киев, Украина
РОЖДЁННЫЙ DAEWOO…
…летает невысоко, даже перекрещённый в «Шевроле». Но это и не требуется. Зато как поёт…
Не сразу, конечно. Для этого к заводской комплектации надо кое-что добавить. Писать про то, что штатная система не устраивала, наверное, не стоит. Это понятно. Но в предыдущем автомобиле («Славута») система (в последних версиях) дошла до такого уровня, что в этой машине ни о каких бюджетных вариантах речь идти не могла. Надо было только определиться с составом.
Глубокое торпедо и кикпанели, низко расположенные штатные места, всё это вызывало сомнения с точки зрения возможности получения правильного тонального баланса в рамках традиционной двухполосной системы. Тестовое прослушивание подтвердило: с двухполоской ничего хорошего не выходит. Это определило выбор трёхполосной фронтальной акустики, а конфигурация торпедо, сидений и дверей продиктовала расположение среднечастотника и мидбаса.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Ural ConceRt CDD
- Усилители: Helix Precision B4, B2
- Акустика: Helix Precision 206, 204, Vibe SA-K1
- Сабвуфер: Vibe BlackAir 10
После отслушки сцены на динамиках на проводах, подключенных к первой попавшейся «голове», состав системы стал ясен окончательно. Решающим условием было, чтобы поместился 4-дюймовый диффузорный среднечастотник. Поскольку этот этап пришелся на пик холодов (-20 и ниже), то на этом для начала было решено остановиться.
Изначально поставил системе (и себе) условия:
— минимум лишних дырок в кузове, в идеале — обойтись без них;
— соответствие требованиям EMMA/IASCA;
— удобство в повседневном использовании автомобиля.
Занялся проектированием багажника. Гараж без обогрева при такой температуре не располагал к длительному процессу творчества «на месте», здоровья хватало только на то, чтобы снять (или уточнить) размеры под компонент, пока салон не остыл окончательно.
Два из трёх усилителей закреплены на раме из уголка ровно в толщину усилителей
Машина, вообще-то, классная, эдакое чудо лупоглазое, но вот багажник тут не то чтобы маленький, его практически нет. Для примера: перевезти 12-дюймовый сабвуфер не удалось даже в штатной упаковочной коробке, о каком акустическом оформлении можно говорить? Но жить-то надо, а для жизни желательно сохранить то малое, что составляет объём багажника в «Матисе», хотя бы отчасти.
Для размещения усилителей решено было попытаться использовать место между докаткой и ровным полом багажника. Штатный пенопласт-подставку под инструмент, занимающий часть этого пространства, можно и выкинуть, невелика потеря. Правда, такое решение накладывает ограничения на высоту усилителей, но, слава богу, кое-кто об этом позаботился: усилители Helix высотой всего 35 мм — это на целых 20 мм меньше «нормы».
Ни на минуту не забывая об условиях, поставленных самим собой самому себе, спроектировал и сделал раму из уголка с полкой как раз 35 мм. Рама жёстко прикручивалась к кузову пятью болтами, в уже существующие технологические отверстия. Всё остальное (петли, амортизаторы, фальшпанели) крепилось уже к ней.
До начала работы со стеклопластиком был построен деревянный скелет корпуса-«стелса»
Амортизаторы (от багажника 2108) понадобились, чтобы подиум легко поднимался (примерно 10 кг самому тягать не хотелось) и удерживался в открытом положении без посторонней (опять моей) помощи. Это обеспечило легкий доступ к запаске, тряпочкам и инструментам, хранящимся под подиумом, что очень удобно, т.к позволяет всегда содержать сам багажник в порядке. В закрытом положении подиум удерживается, во-первых, самими амортизаторами (они при опускании подиума проходят «мертвую» точку и начинают работать на прижим), во-вторых — дополнительно прижимаются барашковыми гайками (это уже чтобы ЕММА не придиралась). Сразу о планах: барашковые гайки как-то диссонируют с моим условием №3, поэтому подумываю о переделке на другой способ фиксации.
Размеры рамы позволяли разместить только два усилителя, а планировалось установить три. Место для третьего, сабвуферного, нашлось быстро, он замечательно уместился в правом крыле, в аккурат заподлицо с заводской пластиковой накладкой полочки. При этом за ним образовалась небольшая ниша (над выштамповкой колёсной ниши и патрубками бензобака) под салфетки для торпедо/стёкол и прочую мелочевку. Для использования ниши подиум тоже сделан откидным.
Для саба никаких вариантов, кроме ЗЯ-«стелса», я не усматривал. Даже сторона определилась автоматически: в левом крыле больше места. По грубым прикидкам получилось, что 15 — 17 л найти можно. Мало, но не смертельно. Есть выбор динамиков и для таких условий работы. Выклеиваем «стелс». Поскольку холода еще не закончились, пришлось положить в салон домашний обогреватель, он легко протапливал крошечный салон до +30 — 35 градусов. При такой температуре полиэфирка сохла очень быстро, только успевай укладывать очередной слой. Минус — салон провонял жутко, потом еще недели две приходилось ездить с приоткрытыми окнами. В результате всех стараний багажник уменьшился на 20 см по ширине и на 1 см по высоте. То есть остался маленьким, но не исчез.
Поверхность под динамик — деревянная, естественно
Пришла весна, пора было приниматься за собственно музыку.
С расположением мидбаса колебаний у меня практически не было. Под сиденьями места много, грех не использовать. Тем более трёхполоска, мидбас планировалось распускать не выше 250 — 300 Гц, а опыт аналогичных систем уже был (в том числе — описанный в «АЗ», №4/2005 и №6/2005). Система фиксации кресла на обеих направляющих мешает, конечно, но — ерунда, учтем и её. На этом этапе пришлось всё-таки сделать пару новых дырочек в основе сидушки, чтобы перенести тросик, идущий ко второй направляющей.
Прикидываем объем: по грубым оценкам, до 10 — 11 л найти можно. А в таком объёме заработает уже немало мидбасов, даже 16-сантиметрового калибра. Поверхность с динамиком наклонена несколько вперед, по прошлому опыту это должно дать более глубокую сцену и больше шансов избежать вертикального стояка.
С серединками и пищалками все понятно, начинается с тягания динамиков. И чем выше требования, тем дольше тягаем. Я проездил неделю с СЧ-динамиками на 3-метровых проводах от «головы», каждый вечер с 20 до 23 сидя в машине и перенося их в кики, двери, на торпедо, каждый раз надо ещё покрутить, и опять все по кругу. Исходя из тонального баланса в первую очередь и сцены — во вторую, было выбрано окончательное расположение. Дальше — проще: лепим из композитного пластилина слепки торпедо, режем кольца под динамик, на обычном пластилине фиксируем кольца, коротеньким (на часок) прослушиванием убеждаемся что положение запомнили правильно. Потом убираем динамик, натягиваем старые футболки… в общем, по стандартной «трикотажной» технологии. Снаружи подиумы было решено покрасить под центральную часть торпедо. Шпатлёвкой была придана нужная форма, а дальше — малярам на покраску. Фактуру подобрали классно, получилось в стиле «как тут и было». Меня даже спрашивали, а не штатный ли этот комплект тюнинга на «Матис»?
Промежутки между «костями» скелета были заполнены стеклопластиковым «мясом»
С пищалками всё еще проще. Я намеренно выбрал ВЧ-головки с минимальным диаметром диафрагмы, при этом характеристики направленности улучшаются, а низкой резонансной частоты и большого запаса звукового давления мне не требовалось, в трёхполосной системе пищалкам была отведена роль «от 5 — 6 кГц». Увидев в «АЗ» №6/2005 (в том же номере, кстати, где был опубликован один из моих опытов с напольной акустикой) тест акустики-трансформера Vibe SAk 50, я понял: это — моё. Мидбас — не мой, а пищалка — моя, пришлось компоненты набора разлучить…
Установлены пищалки были по схеме «в лицо соседу». Приклеил корпуса, шпатлёвкой набрал форму, нашёл кожу, по цвету и фактуре повторяющую основную, серую, часть торпедо, и всех делов-то. Опять же любители, даже продвинутые по части звука, думают, что это заводские стойки. Ну, я как бы скромно молчу. Заводские, так заводские, я не против.
Главная движущая сила системы — головное устройство Ural CDD. Благодаря его звуковому процессору в установке нет не только ни одного пассивного кроссовера, но и штатных фильтров усилителей. Встроенными кроссами CDD частота раздела «сабвуфер — фронт» задана 60 Гц, НЧ/СЧ фронта — 200 Гц, пищалки работают от 6 кГц. Монтаж головного устройства проблем не вызвал, разве что пришлось переделать декоративную рамочку, она оказалась очень узкой и некрасиво «запала». Итого: в салоне все вписалось в интерьер, смотрится довольно естественно, не отвлекает на себя внимание и ничему не мешает. И звуком радует…
Сразу после установки и настройки на открытии соревнований SPL-клуба в Киеве я занял 1-е место в классе «600+», обогнав на 0,5 очка старого знакомого постоянных читателей журнала А. Милютина (это как раз в его машине я ставил опыты с напольной акустикой «с рогами»).
Через неделю на открытии сезона ЕММА-Украина результат тоже порадовал: 2-е место в ProUnlimited. Особенно грело душу то, что даже в этом экстремальном классе оценки по звуку у меня были самые высокие, проиграл я более опытным оппонентам в инсталляции. Так ведь я и не хотел, чтобы «Матис» летал. Я хотел, чтобы он пел…
Часть криволинейной поверхности, выступающая из укрытия, была выведена шпатлёвкой
Над отсеком запаски в фальшполу вырезано окно под раму усилителей
Так рама откидывается и удерживается газовыми пружинами
По нижней плоскости откидной рамы пущена вся проводка
Готовый багажник со всеми делами
Из композитного пластилина создавался слепок торпедо, на котором помещалось кольцо с СЧ-головкой. Потом вокруг всего этого по «трикотажной» технологии формировался подиум
Готовые подиумы неодинаковы, поскольку и приборная панель несимметрична
Основной объём «подседельных» ящиков образован плоскими фанерными деталями
Выступающая полукруглая часть собиралась из узких планок с оклейкой стеклотканью
Готовые «подседельники» в готовом багажнике, для масштаба
В рабочем положении из-под сиденья выступает только полукруглый «мыс» с отверстием для мидбаса
Теперь уже — без отверстия. Мидбас и защитная сетка — на своих местах