измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Не подумайте, ради бога, что автор подвинулся рассудком на почве политики. Пока вроде нет. Это типа аллегория, что, нельзя?
КВАРТИРА ДЛЯ ДЕПУТАТА
Forsage C-03-12 | Mystery MO-12S | Hertz ES 300D | JVC CS-DX30 | Polk Momo MM1224 | Diamond D312D4 |Eclipse SW6123DVC | Caliber CWE 30 | Audio Art RW12 | MacAudio Maximus 3000 | Alpine SWR-1242D | DLS MW 112 | Lightning Audio S4.12.VC2 | Focal Polyglass 33V1 | Rockford Fosgate P312D4
Депутаты (а сабвуферы калибра 12 дюймов имеют полное право считать себя таковыми) — это и есть народные избранники. Статистика неумолима: по объёму продаж «двенашки» примерно на 20% обходят ближайших соперников — своих 10-дюймовых «коллег», о прочих уже и не говоря.
Глас народа — сами знаете чей глас, только в данном случае народ голосует не сердцем, как ему, бывает, советуют, не сильно рассчитывая на возможности народной головы. Голова же, неизменно присутствующая и всегда исправная у всех без исключения читателей этого журнала, выдаёт следующую информацию: чем больше площадь диффузора динамика, тем более высокое давление он может развить при фиксированном уровне нелинейных искажений, или тем меньше искажений он будет вносить в звук при фиксированном уровне звукового давления. К примеру, в наших тестах сабвуферов мы в последние два года проводим измерения нелинейных искажений при фиксированном звуковом давлении 96 дБ/Вт на расстоянии в один метр в свободном поле (в этой методике есть некоторые стандартные условности и упрощения, которые, наверное, не всем интересны, главное, что эти измерения может повторить всякий, у кого есть соответствующее оборудование). Как уменьшаются значения коэффициента нелинейных искажений с увеличением размера диффузора, было подробно проиллюстрировано во вводной части к тесту сабвуферов прошлого номера. В общем, искажения падают, чувствительность растёт, все счастливы. Или не все?
Как и в большой политике (вот же пристала), крайними оказываются избиратели, они же, между прочим, налогоплательщики. Их избранники первым делом начинают требовать жилплощадь. В случае наших депутатов — объём акустического оформления. Именно потому нередко «двенашкам» предпочитают головки более скромного калибра, что с ростом площади диффузора эквивалентный объём головки растёт опережающими темпами. Соответственно растут и объёмы акустического оформления, и этих объёмов гарантированно лишается автомобиль.
Общая статистика нам была известна до начала этого (не первого и не последнего) теста. Если помните, сказано было: при переходе к следующему калибру эквивалентный объём возрастает грубо вдвое. Для «двенашек» эквивалентный объём должен бы попасть в вилку от 76 до 81 л, однако в прошлом тесте у нас получилось 94,1 л, аппетит избранников оказался недооценен. Но выборка для теста в №6/2006 относилась к продуктам с ценовым ограничением «до 100 у.е.». Сегодняшний тест можно считать продолжением прошлого, а две эти группы перекрывают практически весь «ходовой» ценовой диапазон. После того как мы рассчитали средний эквивалентный объём для участников нынешнего теста и получили 53 л ровно, оказалось (такое возможно только в нашей отрасли): кто побогаче, тот меньшей жилплощади требует. А в общую, накопительную статистику мы внесли коррективы: новая норма объёма для «двенашки» теперь составляет 72,0 л.
Из приведенного очевидно, что одним из основных отличий более дорогих головок от бюджетных является их большая жёсткость и, соответственно, способность приживаться в оформлении меньших размеров. (Меньших настолько, что у одного-двух участников объём ЗЯ будет ограничиваться его физической реализуемостью, а не потребностями сабвуфера, как такового).
У каждой кометы есть хвост, у каждого плюса — сопутствующий минус. Не раз уже было писано, что нельзя произвольно менять все три параметра: чувствительность, объём оформления и нижняя частотная граница. Чтобы сохранить способность к воспроизведению низкого баса, головки с жёстким подвесом должны иметь более тяжёлую подвижную систему и, соответственно, пониженную чувствительность. На это у нас тоже есть статистика (а как же!). Если у «двенашек» из теста прошлого номера средняя подвижная система весила 132 г, то «типовая» масса подвижки головок из сегодняшней группы потянет уже на 179 г. Это 35% «лишних», поэтому тот факт, что средняя опорная чувствительность у «нынешних» снизилась не столь драматическим образом, а лишь на 1,3 дБ (86,5 дБ/Вт против 87,8), следует отнести на счёт более мощной магнитной системы, точнее говоря, возросшего силового фактора.
К настоящему моменту мы, как кажется, до предела формализовали качественные показатели сабвуферных головок и имеем полное право о своих достижениях доложить. Если опорная чувствительность, как и коэффициент нелинейных искажений (к.н.и.) — величины измеряемые, то неравномерность АЧХ, объём оформления и акустическое усиление (путём сложения которого с опорной чувствительностью вычисляется реальная чувствительность в салоне) — параметры, которые определяются моделированием. А тут уже немаловажно, как вы расставите приоритеты: в частности, жертвуя неравномерностью АЧХ на низких частотах (попросту уменьшая количество низкого баса), можно до любых мыслимых пределов сократить объём закрытого ящика (ЗЯ). Наращивая объём ящика с фазоинвертором (ФИ), вы добьётесь агрессивной формы АЧХ с узким и мощным подъёмом, а если допустимо перенести этот подъём на более высокие частоты, то объём ящика можно уменьшить. (Сказанное выше, как и то, что будет к этому добавлено, относится к характеристикам сабвуфера в салоне, с учётом передаточной его функции, более конкретно — с использованием типовой передаточной функции «АвтоЗвука».) Наиболее ровная форма АЧХ, как правило, получается в ЗЯ (редко — в акустическом экране). Для того чтобы по показателю «Форма АЧХ» сабвуфер получил высшую оценку 9 баллов, достаточно неравномерности АЧХ в оговорённом диапазоне (25 — 100 Гц) быть меньше 2 дБ. Уменьшать её в «ноль» особого смысла нет, поскольку неравномерность в 2 дБ не слишком заметна даже тренированному слуху. Да и особенности конкретного автомобиля непременно внесут в АЧХ свою коррекцию, пусть и небольшую. Поэтому для оценки мы выбираем минимальный объём, при котором неравномерность не превышает 1,9 дБ, хотя можем указать, что в каком-то объёме неравномерность будет ещё меньше. При выборе формы АЧХ для ящика с ФИ мы исходили из того, что частотная характеристика должна быть музыкальной, то есть подъём — плавным. Расплывчатое понятие «плавного» подъёма мы формализовали таким образом: ширина полосы по уровню -3 дБ от максимума должна быть около одной и одной трети октавы, например (как чаще и бывает), от 25 до 63 Гц. Максимум мы стремимся расположить на частоте 35 Гц. Если выше, то теряются «вкусные» крайне низкие частоты, и вообще такие настройки нравятся не всем. Если ниже, то сабвуфер «качает» инфразвук, а реальная чувствительность в диапазоне реального же баса (25 — 100 Гц) будет ниже.
Увлеклись мы, однако, политикой и статистикой. Так что теперь быстренько о тех конструктивных особенностях, которые широко распространены среди «народных избранников» и наличие коих будет в описании конструкции предполагаться само собой. Костюм… Нет, определённо надо перестать читать гламурную прессу. Извините. Диффузородержатель будем считать штампованным, хотя литых корпусов в сегодняшней группе даже больше. Но всегда, знаете ли, проще похвалить, нежели ворчать по-стариковски: что же это вы за такие деньги и на литьё не разорились… По умолчанию нижняя шайба выполнена с внутренней проточкой, о чём свидетельствует её округлая внешняя форма либо характерный конусный выступ. Хотя, похоже, увлечение этим конструктивным элементом перестало носить всеобщий характер. Подвес считаем резиновым. У этого материала нет монополии, но и конкурент лишь один — пенополиуретан, которого резина опережает с хорошим отрывом. Внешний резиновый (или пластиковый с похожими свойствами) обод C-образного сечения на корпусе сабвуферов нынче применяется столь широко, что пора уже принимать его наличие как само собой разумеющееся. Так же, кстати, как пружинные зажимы. Если в тексте сказано, что зажимы винтовые, значит, так и есть (однажды попались и банальные «лопаточки»), а если не сказано, то зажимы пружинные. Ферритовые кольца с высотой 20 мм по-прежнему остаются ходовым материалом в построении магнитных систем. Если высота магнита именно такая, в тексте будет указываться только его диаметр, если вдвое больше, скажем, что высота двойная. По умолчанию будем считать, что калибр звуковой катушки 2,5 дюйма или же диаметр каркаса 63,5 мм, что то же самое. Отступления встретятся как в ту, так и в другую сторону (что в данной ценовой категории несколько необычно). Центрирующую шайбу считаем плоской и с регулярными гофрами. Осталось самое интересное — то, как именно организован подвод электричества от контактных зажимов к звуковой катушке. Тут мы различаем три способа. По первому из них гибкие плетёные провода прошивают сквозь нижнюю часть диффузора, и там, под центральным колпачком, короткие концы соединяются с выводами звуковой катушки. По второму способу контакты катушки выводят снизу, к центрирующей шайбе, а гибкие проводники либо фиксируются непосредственно на её каркасе, либо, что реже, закрепляются компаундом на нижней стороне диффузора. По третьему способу гибкие провода или прошиты энное количество раз в центрирующую шайбу, или они сделаны плоскими и изначально приклеены к шайбе либо вшиты в неё.
МЁД & ДЁГОТЬ
Пора, что ли, что-то в консерватории подправить? Когда идёт по-настоящему серьёзная техника, принятая система балльного рейтинга не справляется с задачей расстановки участников в однозначном порядке. А может, дело не в системе и консерваторию можно оставить в покое, просто на самом деле в этом тесте «народные избранники» оказались в целом куда более достойными, чем их двуногие прототипы. Так что за использованное сравнение приношу извинения (сабвуферам, естественно).
Итак, взгляните: большая группа участников финишировала с совершенно равным количеством баллов. Это Hertz, Diamond Audio, Audio Art, Alpine и Lightning Audio. Можно ли при этом их считать одинаковыми? Да вы глаза раскройте, весь спектр технических решений и самые разнообразные сочетания характеристик, объединяет которые только одно: все пять — примеры высокого уровня разработки и исполнения техники.
Оказавшись в «области компромиссов», как это называют учёные специалисты по экспертным оценкам, приняли такое решение (мудрое или нет — судить вам, затем этот журнал и дали в руки): Alpine и Lightning Audio получили повышенные оценки за конструкцию, а это хоть отчасти, но сродни свадебному наряду невесты — красиво, приятно, но скажется ли на будущем счастье — неизвестно.
Решение комиссии, вооружившейся такой логикой, стало следующим: «Лидерами» становятся Hertz, Diamond Audio и Audio Art, они явились истинным украшением теста, даже не переодеваясь. Alpine и Lightning Audio, отдадим должное, отличные сабвуферы, серебряные награды им будут очень к лицу.
Ну и раз уж сегодня у нас аттракцион неслыханной щедрости, приведём три модели сабвуферов, заслуживающих, на наш взгляд, рекомендации. Это — MacAudio, мало чем уступающий уже упомянутым счастливчикам, есть там кое-какие подробности, посмотрите, насколько они для вас лично трагичны, возможно, что и ни насколько. А ещё — открывающие этот тест Forsage и Mystery, достоинства которых заметно перекрывают собственную цену.