Как по-русски читается апостроф (это вот такая штука: ‘), никто не в курсе? А по-нерусски?
СТУДИЯ «БЛЮЗМОБИЛЬ-РЯЗАНЬ», РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ГЕННАДИЙ ДУНИЧЕВ
МЯГКИЙ ЗНАК В ПЕРЕВОДЕ
Вот опыт исторической спекуляции, занятия крайне увлекательного и не требующего вредных привычек. Когда было решено приоткрыть на одну дырку железный занавес, ГАИ (тогда ещё, кажется, ОРУД) и прочие дорожные службы получили высочайший наказ продублировать дорожные указатели «на иностранном языке». О том, что таких существует несколько, тогда полагалось знать только профессиональным переводчикам и разведчикам. Полковник (из тех, кто посообразительнее, другой бы не справился) поручил молодому капитану, только что из академии, разузнать, какие в этом языке буквы. Тот нашёл все, кроме мягкого знака. Срок сдачи готового проекта поджимал, и верные, но, увы, не столь образованные товарищи подсказали: «Поставь какую-нибудь закорючку, Мухомор всё равно не разберётся». Сказано — сделано, безымянной, но твёрдой капитанской рукой. С тех пор на всех дорожных указателях в написании латиницей мягкий знак усердно изображается при помощи апострофа. Хотя народа и языка, для которых это было бы естественно, очевидно или хотя бы понятно, на этой планете не существует.
Чтобы закончить с этим, замечу: преемники того капитана на свои трудовые дважды в год отправляются то в Италию, то на Бали, но апостроф продолжают ставить так же заядло, как во времена занавеса. Вот поворачиваем на Garibal’di street. Немало волос упадёт с головы итальянца, пока он будет её чесать, пытаясь понять, чем этот персонаж отличается от старика Джузеппе. Впрочем, довольно, умом Россию не то что понять, прочесть невозможно…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-7998R
- Усилитель: Cadence Z6000
- Акустика: Phase Evolution Audiophile 6, Image Dynamics NX30
- Сабвуферы: Cerwin-Vega! V-Max 15
Выезжая из столицы на юго-восток, вы очень скоро получаете первый урок иностранного: RYAZAN’. Без апострофа-то иноземцам будет непонятно, скажут «Рязан», опозорятся в глазах гордых россиян. Ведомые этим мудрым указанием, вы через положенное число километров достигнете-таки Рязани, где в числе прочего находится студия «Блюзмобиль», принадлежащая самой разветвлённой на сегодня сети региональных установочных центров. И здесь выяснится, что местные специалисты действительно знают некоторые буквы, отсутствующие (или крайне редкие) в московском говоре. Только не на русском, а на автозвуковом.
Эта машина — обычная, в принципе, Primera, 2001 года выпуска, ещё без агрессивной огранки, украсившей более поздние модели. Обычный двигатель 1,8, разве что с чуть более горбатыми, чем положено, распредвалами, прямоток со шторками, больше для настроения, нежели для бешеных гонок по улицам ночной Рязани, внешний обвес, пусть и эффектный на вид, реализован довольно простыми средствами: универсальные элероны, приспособленные к этому кузову уже силами «Блюзмобиля», «черпак» CarZone на капоте, задние фонари, правда — индивидуального пошива: хозяин машины принёс блюзмобилевцам комплект светодиодных кругляков Hella, а те сваяли для них стеклопластиковые «домики».
Пластик приборной панели и подиумы сдвоенных мидбасов мимикрировали под цвет кузова
Работа по стеклопластику без ограничения габаритов и нагруженности изготовляемых деталей — одна из букв (только не мягкий знак, скорее — твёрдый) фирменного почерка «Блюзмобилей», независимо от места дислокации, освоение этой технологии входит в обязательную программу, до выполнения которой студия не получает права на торговую марку всероссийского распространения.
В случае нашей системы эта, а равно и другие технологии употреблялись почти исключительно во имя звука в машине, по сравнению с изяществом аудиосистемы представленный тюнинг выглядит скромно. Хозяин «Примеры» обратился в студию не в первый раз. Его предыдущая машина, Honda Civic, его вполне устраивала, но, как и любой автомобиль, оказалась не вечной, в данном конкретном случае проявив это свойство внезапно и со срабатыванием подушек. При жизни «Хонды» её высшим достижением по линии автозвука было третье место в классе за качество звучания (других видов автозвукового спорта владелец не любит) на региональных соревнованиях. Пригнав в «Blyuzmobil’ Ryazan’» новую машину, хозяин поставил задачу предельно чётко: звук — с прицелом на первое место. И не по региону, а по России.
«Phase сильны мидбасами, пищалки лучше у Image Dynamics», — таким был вердикт соавторов
Главный рязанский блюзмобиль Геннадий Дуничев задачу стал решать не совсем традиционными средствами. Головное устройство — вот, пожалуй, самый тривиальный компонент в системе. Это — Alpine CDA-7998R, модель, заслуженно излюбленная и просто аудиофилами, и теми, кто посягает на получение кубков и призов за своё аудиофильство в присутствии публики и судейского корпуса. Фронтальная акустика рождалась в режиме непрерывного диалога установщика с заказчиком, не на русском, а на автозвуковом, с перебором и подгонкой компонентов. В итоге диалога родилась фронтальная система, необычная по структуре (слегка) и составу (сильно). В дверях были выполнены мощные стеклопластиковые подиумы под два 6-дюймовых мидбаса на каждую дверь. Головками в этом ансамбле стали мидбасы, извлечённые из комплектов Phase Evoluiton Auidophile Six. У нас эта акустика была «на ковре», впечатление произвела сильное, но для этой установки адекватными были признаны только мидбасы. Кроссоверы были не нужны в силу запроектированной поканальной архитектуры фронта, а пищалки авторы системы предпочли другие: Image Dynamics NX30, с шёлковым (а не металлическим, как у Phase Evo) куполом увеличенного до 30 мм диаметра. Эти и звучали лучше, и по мощностным показателям более гармонировали с форсированным НЧ-звеном. Согласитесь: в рязанском алфавите нашлись буквы, которые в московском ещё поискать, а поискать, как потом показало прослушивание, стоит.
Сабвуферная часть системы построена на двух 15-дюймовых Cerwin-Vega! V-Max 15. Двух. 15-дюймовых. Позвольте, кто тут недавно говорил о приверженности хозяина машины идеалам качества звучания, а не запредельным уровням звукового давления? Да я же и говорил, и не отказываюсь. Именно это и было в итоге достигнуто. Не раз заявляли наши эксперты-испытатели, с натугой ворочая 15-дюймовые головки: не громкостью единой сильны сабвуферы-гиганты. При осознанном выборе модели и правильном обустройстве акустического оформления такие головки — залог низких нелинейных искажений. В данном случае — особенно низких, ведь «пятнашек» работает сразу две.
7998 — признанный фаворит у требовательной публики
Каждого из V-Max (новой серии) посадили в самый популярный у аудиофилов вид акустического оформления — закрытый ящик, оптимальным объёмом которого оказалось по 52 л на сабвуфер. Поместить в автомобиль габаритного сегмента D и не угробить окончательно багажник удалось исключительно благодаря доведенной в сети «Блюзмобиль» до совершенства композитной технологии «стелс», когда внутрь крыльев уходит максимум объёма, а на толщину стенок и их внутреннее подкрепление уходит минимум.
Сколько понадобилось усилителей, чтобы привести в движение всю эту массу диффузоров с прислонившимся к ним воздухом? Относительно немного. Меньше одного…
Округляя — один, шестиканальный Cadence Z6000, но не весь: этот усилитель заточен под требования мобильного театра формулы 5.1, у него пять каналов обыкновенной мощности (75 Вт на 4 Ом) и один — довольно необыкновенной, 400 Вт на 2 Ом. Из «обыкновенных» использовано четыре, два форсированы за счёт 2-омной нагрузки от параллельно включённых мидбасов, два работают в обычном режиме на пищалки, пятый, приготовленный производителями для центрального канала, остался неиспользованным, мощный, сабвуферный, работает строго по назначению, на два соединённых в параллель сабвуфера. Усилитель аккуратно улёгся между корпусами сабвуферов, прикрытый композитной крышкой, мягкие очертания которой сообразуются с формой сабвуферов. Мягкость форм — вообще стиль этой установки. Как будто с апострофом в конце…
«Двухместным» подиумам была придана фактура как у «родных» деталей салона
Два бокса по полсотни литров до конца багажник не съели
Чтобы усилителю не было одиноко, ему в компанию дали огнетушитель
Вот с чем ничего, ради бога, делать не надо, насколько об этом свидетельствуют итоги RTA-анализа, так это с басами. Идеальные, без горбов, они тянутся за пределы шкалы слышимых частот без всякого напряжения. На среднечастотной части спектра отчётливо видны очень традиционные артефакты: стояк на 200 Гц и весьма распространённый горб близ 1 кГц, в данном случае — на 800 Гц. Это бы надо подлечить, конечно. Верхние отыграны ровно, их общий подъём относительно средних ощущения навязчивости при прослушивании не вызвал, хотя на АЧХ виден хорошо. Откровенно оформленный спад на самых верхних частотах характерен для мягких куполов и на слух воспринимается вполне музыкально.
SQ
Глаза и уши — это всё же два совсем разных инструмента. Первые уже насмотрелись на огромные диффузоры в багажнике и многочисленные — в салоне, слух как бы приготовился отражать атаку могучего войска. Не тут-то было. С включением системы в салон предельно интеллигентно вошло очень сдержанное, камерное звучание. Его система проявляла на любом материале, который мы ей подсовывали. Так, аплодисменты с FSQ прозвучали естественно, без неугодной «дождливости», но создавалось впечатление, что это — очень много людей, собравшихся на «квартирник» к популярному барду. Блюзовая композиция с того же диска подкупала искренностью, не переключали дорожку долго — не хотелось переключать. Но размеры помещения были явно как в очень-очень маленьком клубе, для совсем избранных. Тяжёлые испытания (Focal Tools) система выдержала не то что с честью — с блеском. Звук разбивающейся лампочки, который многие системы трансформируют в разбитую вдребезги пол-литру, происходил именно от инцидента с лампочкой, можно даже сказать: 60 Вт максимум. И напротив: инфранизкочастотная запись мотоцикла без глушака, сотрясая сиденья суббасовыми составляющими, не убегала назад, не вызывала хрюканья сабвуферов, звучала мощно, но не нахально, как звучали басы и во всех других случаях. Сказать, что заказанное первое место в кармане, ещё нельзя, поработать есть над чем, но что шаг к нему сделан — уже можно.