Предсказать облик и род занятий заказчика по сделанной для него аудиосистеме труднее, чем можно предположить.
ПАВЛИНЫ, ГОВОРЮ
Студия AutoJazz, руководитель проекта Андрей ДАСКАЛИЦА
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + 3-полосный тыл + сабвуфер
- Источники: Clarion VRX 755 VD, Miyota DVD MA-62 RU
- Монитор: Prology 1500SM
- Усилители: Xtant 4.2, 3.1
- Акустика: Morel Elate 9, Elate 6
- Сабвуферы: Oris AMW-12
Небо над Москвой сплошь в дырках от наших пальцев, это — следы прошлых попыток угадать, ради сохранения климата мы перестали даже пробовать. За утончённой аудиофильской системой приходила, бывало, серая мышка из военкомата центрального округа или конкретные пацаны с золотовалютным запасом на шеях калибра 12 дюймов, с предъявами, что поздний Малер звучит, как ранний, давайте всё переделывать. Наоборот тоже бывало, а вот случаи полной гармонии — редкость. Эта машина не первый такой случай, но один из немногих.
Конструкторы автомобильных аудиовидеосистем профессионально нелюбопытны. На пункты заказа, касающиеся павлина, обернувшего хвостом кузов кабриолета от правого борта через капот к левому, выдвижной монитор, показывающий исключительно вовне автомобиля, тектонические переделки заднего сиденья и прочее прореагировали, как велит им цеховой кодекс: записали в блокнотик и приступили к работе. По этому навыку мастеров из «Автоджаза» следует признать лучшими по профессии. Они не стали спрашивать у заказчика, давно им знакомого по имени Джордж (ну хоть бы здесь спросили: «эт-почему?») и неразборчивой подписи в низу проектной сметы, отчего это в ключевых местах автомобиля должно появиться слово «Rovals». Просто внимательно записали в блокнотике: исправление опечаток в аэрографии и вышивке по автомобильной коже — дело дорогостоящее.
У нас профессия другая, её кодекс требует любопытства и умения его удовлетворить средствами информационных технологий. Запишите в блокнотики: Rovals — это имя. Как и Джордж. При арифметическом сложении образуется Джордж Ровалс, известнейшая фигура в мире дизайна, стиля и сопряжённого с ними шоу-бизнеса. Сам Джордж идентифицирует себя как «имиджмейкер, стилист, шоумен и актёр». Что тут непонятного, мы уже и мерчендайзеров за своих признаём…
А по сути (не по словарю) Джордж Ровалс — человек, делающий шоу из всего, что он же сам и сделал. Показы причёсок превращаются в ураганное шоу, после которых в кресло мастера усаживались и Тина Тернер, и Саманта Фокс, о наших уже и разговора нет. Демонстрация коллекции дамских сумочек — опять шоу, нацепить на пузо сильно беременной Клаудии Шиффер колье собственной работы и выпустить на подиум европейского конкурса визажистов, это что, не шоу? Ну, тогда не знаю, дальше — уже скандал, а это — история отдельная.
Итак, опыт автозвуковой физиогномистики наоборот: чем должна стать машина такого человека? Однозначно: на грани шоу и скандала, ближе, правда, к первому. У Джорджа вполне естественное для шоумена неравнодушие к кабриолетам, основой для одного из прошлых проектов (тоже проходившего при участии, но без праздного любопытства мастеров «Автоджаза») был Ford Mustang Convertible. Теперь платформу предоставил концерн Chrysler.
Внешний стайлинг (стилист ведь, не «тюнингер причёсок») по проекту включал уже замеченную вами аэрографию, а также ещё не замеченную подсветку всего и вся, включая неон, стробоскопы, светящиеся шнуры и тому подобное, что потом, надо сказать, не облегчило жизнь установщикам на этапе звуковых работ: наводки весь этот свет создавал лютые. Внешняя архитектура салона (здесь нет никакого противоречия, у него потом появится и внутренняя) предусматривала три посадочных места: для двоих впереди и для одного — в центре заднего сиденья, этот последний пассажир, которым мог оказаться или сам хозяин машины, если за рулём специально обученное лицо, или действительно пассажир, но особой важности, должен был получить звука не меньше и не хуже двух передних. Поэтому сделанное заново кресло обрамляют огромные «саунд-боксы». Их наиболее объёмное содержание — корпуса сабвуферов (по одной 12-дюймовой Oris AMW-12 на сторону, в корпусах-фазоинверторах на 42 л, каждому, разумеется). В верхней части корпусов, полностью выполненных из МДФ, из стеклопластика выклеены объёмы для басовиков тыловой акустики и небольшие гнёзда под купольные серединки и пищалки. Компоненты тыла на основе Morel Elate 6, с купольным CDM54 между 6-дюймовым мидбасом и пищалкой MT23.
Если такой тыл, какой должен быть фронт? Посерьёзнее, разумеется, там в роли НЧ-звена установлены 9-дюймовые головки комплекта Elate 9. Басовики смонтированы на подиумах, сообщающихся с объёмом виброизолированной двери, среднечастотники, естественно — в изолированных объёмах, вы должны припоминать: для нормальной работы CDM54 нужен хоть крошечный, но объём, чтобы свободно дышал элемент акустического сопротивления «на спине» излучателя.
Всё это хозяйство подключено к блоку усиления по чисто поканальной схеме. Естественно, усилителей для этого понадобилось немало, все они по происхождению — Xtant, все собрались в багажнике. Три четырёхканальных Xtant 4.2 делят между собой обязанности по частотному принципу: один — на все четыре НЧ-головки, один — на все четыре СЧ, ну, вы поняли… Одноканальные Xtant 3.1 работают каждый на свою сабвуферную головку. У AMW-12 две секции звуковой катушки по 2 Ом каждая, они соединены последовательно, моноблоки и на такую нагрузку выдают более чем достаточно.
Сигнал сабвуферного канала формируется в головном устройстве, а для фронта и тыла поставили, что теперь случается нечасто, отдельные активные кроссоверы Oris EC-230. Это — прямые наследники чрезвычайно популярной (в силу удачности) конструкции Macrom 48.13, трёхполосная группа сигналов с его помощью формируется легко, логично и без шанса на ошибку. Кроссоверов понадобилось два: один управляет фронтом, второй — тылом, который здесь фронту мало чем уступает.
Мультимедийность системе придаёт в первую очередь головное устройство: DVD-ресивер с «выездным» монитором Clarion. В обычных условиях этого было бы достаточно, чтобы подкрепить звуковую по основному назначению систему возможностью демонстрации видеоряда одновременно и для передних, и для стратегически расположенного заднего пассажира. Только где здесь шоу, спрашивается? Нет, так нельзя…
Мультимедийную начинку обогатили новым содержанием и со стороны входа, и со стороны выхода. По входу с головным устройством соединён ещё один DVD-источник, Miyota DVD MA-62, главным основанием для этого стала функция караоке. Это вам в машине караоке не нужно, вы, видать, не артист и не шоумен. На выход же посадили ещё один монитор, 15-дюймовый экран до поры до времени прячется за спинкой заднего сиденья, а по команде выезжает оттуда в полный рост. Монитор взят компьютерный, общего назначения, а механику его выезда сотворили, поставив «на попа» моторизованный механизм регулировки сиденья от «Мерседеса».
Что можно придумать с задним монитором, упрямо смотрящим экраном за пределы обитаемого пространства автомобиля? Ну, скажем, культурный отдых на природе — это сюжет? Или: с помощью видеокоммутатора на «назадсмотрящий» экран выводится одновременно с передним видеоряд караоке, на аудиосистему (при убранной крыше, разумеется) — то, что имеет по этому поводу спеть обитатель автомобиля. Сюжет? А повозившись с видеокоммутатором, можно отправить сигнал камеры заднего вида не на передний монитор, как делают при банальной парковке, а на задний, едущие сзади могут полюбоваться на себя в цветном изображении. Что, для вас это не сюжет? Нет, вы всё-таки не шоумен…
В гигантской двери двухдверного кузова 9-дюймовый мидбас поместился легко и естественно
Источников в системе два: Clarion для музыки и видео, Miyota — для караоке. Оба — всегда под рукой, разве знаешь, когда накатит…
Лучший звук в машине — с этого места. Оно и сделано для лучших людей
При выдвинутом мониторе едущим сзади можно показать кино, можно пригласить на караоке или заставить посмотреть на себя со стороны
При такой схеме системы багажник оказался востребован даже при том, что сабвуферы переехали в салон
В верхней части 42-литрового короба выгорожен 13-литровый объём под мидбас и гнёзда для СЧ и ВЧ-головок. Вокруг них вьётся светящийся шнур — один из многочисленных элементов шоу
SQ
Помните анекдот про байкера, который сидит рядом с покорёженным мотоциклом, держится за голову и причитает: «Хорошо, что пополам…» — «Что пополам?!» — «Эм-вэ квадрат…» Хорошо, подумалось, что сабвуферы включены на 4 Ом, а не на один, басы и так выдувают из машины даже при небольшой (для других составляющих спектра) громкостях. Басы здесь не только обильные, но и инициативные, малейшая инфразвуковая помеха, присутствующая в записи, например ветровая, усиливается и подаётся в полном басовом великолепии. Настройка эта, как пояснили в «Автоджазе», клиентская. Первая была по канонам SQ, но мы, видно, в самом деле не шоумены. Отмечу, однако: когда привыкаешь к ураганному басовому аккомпанементу, начинаешь понимать, что интересно звучат голоса, у них подчёркнуты обертоны, но без шепелявости, звучание получается праздничным даже на чикагском блюзе. Классическая музыка — явно не для такой настройки (вернее, наоборот), оркестр звучит как будто в переложении для рок-группы, инструменты в отдельности — естественно, но контрабасисты втыкают так, как в жизни не могут просто по законам физики. Идеальное сочетание для этой системы: музыка «шоу-типа», ну хоть Yello, а сидеть — на «тронном месте» сзади. Вот тут без всякой коррекции получается звуковая сцена — залюбуешься. Если привыкнуть к басам. Поставить туда руль, хоть детский, для понта, и по этому показателю можно будет кое-кого надрать на автозвуковом шоу…
Разумеется, было интересно в очередной раз попытаться найти ответ на вопрос: тряпочная крыша кабриолета — это всё-таки крыша или как? Как всегда, оказалось нечто промежуточное. При откинутом верхе басы оформились в виде острого пика на частоте настройки фазика с быстрым спадом ниже, середина сцентрована около полосы «презенса», а после почти безнадёжного спада на 3 — 4 кГц верхи идут «в разгон», успокаиваясь только выше 16 кГц, и то по инициативе мягких шёлковых куполов. Когда мягкая крыша застилает небо, басы ниже частоты настройки ФИ немного подтягиваются, смягчаются провалы на нижней и верхней середине, здесь, видно, крыша что-то всё-таки отражает, а самые верхние частоты, напротив, скисают быстрее, тут мягкая крыша работает звукопоглотителем.