В старом советском фильме загранкомандированный покупал в парижском магазине дамские наряды двух явно разных размеров.
Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ
Vieta CDV40D | Mystery MDV-404 | Challenger MVDVD-200 | Phantom PDVD-704 | Soundstream VDVD-200
На родине молодого учёного продавщица (в те времена) индифферентно швырнула бы на прилавок требуемое, а её парижская коллега не отказала себе в удовольствии прокомментировать: «Понимаю, у мсье большое сердце…»
DVD-источники в машине — это плоды любви к искусству кино. А отдельно стоящие DVD-проигрыватели свидетельствуют о большом сердце владельца, где помещается и любовь к музыке. И вот почему. Как всё «в одном флаконе», комбинированные аудио/видеоисточники почти неизбежно проигрывают по качеству звучания «простым» CD-устройствам, а DVD-ресиверы — CD-ресиверам. (Одно, по крайней мере, исключение мне известно, но оно стоит таких денег, что только подтверждает правило.) Это — во-первых. Но есть и во-вторых. Вот, допустим, у вас в машине, установлен DVD-ресивер, и кто-то из тех пассажиров, кому испокон веку — всё лучшее, озвучил желание посмотреть мультик. Хорошо, во всех современных DVD-ресиверах предусмотрен двухзонный режим, вы «отправляете» кино в тыловую зону — и что вам остаётся? Радио. Страстные вопли Леонтьева (по одним каналам — Валерия, но в mp3-качестве, по другим — вживую, но, извините, Михаила). В любом случае ваш удел с этого момента — смирение и страдание. В этом плане отдельно стоящие DVD-проигрыватели (которые не являются «головами» и работают автономно) позволяют полностью удовлетворить как музу пения и танцев Терпсихору, так и её сестру Талию (по ведомству музы комедии проходят и мультики, и большинство кинофильмов, уместных в мобильном театре).
По этой причине лично я не очень одобряю стратегический курс ведущих производителей car audio/video, который привёл их к отказу от разработки новых сепаратных проигрывателей DVD. Хотя и понимаю: нынче в моде интегральные системы, но, как сказано давно и не нами, понять не значит простить. К счастью, в образовавшуюся нишу хлынули производители второго эшелона. Насчёт счастья говорю без тени иронии — цены на такую продукцию более чем гуманные, большинство аппаратов стоит дешевле 5,4 тысячи рублей. (Обратите внимание, подобно тому как объёмы сабвуферных корпусов норовят быть кратными 28 литрам, входящие в моду рублёвые цены ещё долго будут нацело делиться на курс Центробанка.) При этом плоды любви к двум музам сразу нынче не выглядят недоношенными. Что, впрочем, понятно: софт, который используется в проигрывателе DVD, почти не обновляется (кроме разве что пользовательского интерфейса), «ассортиментный перечень» необходимых и достаточных функций давно утверждён — откуда взяться ошибкам? Разумеется, мелкие ошибочки время от времени выползают (чего, кстати, за аналогичными продуктами от «грандов» никогда не водилось), но масштаб их не тот, что прежде. Углы, к примеру (функция Angle), у всех переключаются исправно, адресные поиски функционируют должным образом (в пределах тех рамок, в которых они реализованы).
Хотя неверно будет утверждать, что в функциях проигрывателей DVD совсем ничего не меняется. В частности, декодеры MPEG4, появившись в единичных моделях прошлого года, нынче перестали быть раритетом. Хотя и утверждать, что они «шагнули в массы», тоже будет не совсем корректно, и на то есть свои причины. DVD-проигрыватели (кроме самых пафосных моделей с функцией обновления ПО — а у нас такие не используются) позиционируются как простые устройства, доступные «домохозяйкам». Что же касается MPEG4, то тут существует не менее четырёх стандартных версий кодеков плюс фирменные варианты, из которых наиболее известны разработки компании DivX Inc. (четыре версии на конец прошлого года). А есть ещё кодеки XviD, 3ivxD и, конечно, MS-версия MPEG4. Какая уж тут простота… Если в компьютер вы имеете возможность загрузить любой из декодеров (да хоть бы «все и сразу»), то разработчикам «железа» богатство вариантов только мешает. В небольшой группе из пяти участников два аппарата сумели прочесть диск «Видео для PC», остальные это делать отказались. Так что по умолчанию будем считать, что MPEG4 простой кита… извините, доступный по цене проигрыватель не читает.
Какие ещё функции будем считать подразумевающимися, а какие, с нашего молчаливого согласия — отсутствующими? Отсутствующим будем считать декодер многоканального звука (5.1): все «наши» DVD-проигрыватели оснащаются парой линейных выходов, куда поступает так называемая «сборка» (стерео). Для того чтобы получить многоканальный звук, надо взять внешний декодер и подключить его к цифровому выходу звука. В нашей отрасли общедоступные декодеры Dolby Digital (DD), и тем более Digital Theater System (DTS), на данный момент (как будто) не зарегистрированы, так что многоканальный вариант включения дешёвых DVD-проигрывателей вряд ли будет для них основным. Но цифровой выход (как правило, коаксиальный) имеют все аппараты без исключения. Как ни странно, работать со звуком DTS могут далеко не все. «Странно» потому, что в последнее время стали появляться DVD с фонограммой только в DTS (американские «первозонники» и содранные с них «пиратки»). То есть на цифровом выходе соответствующие данные появятся, и нормальный декодер разберётся, что с ними делать, но такой вариант подключения, как сказано, вряд ли станет основным, а на линейных выходах самого проигрывателя при работе в DTS воцаряется гнетущее молчание. Это — по умолчанию, но одно исключение нам всё же попалось. Априори принимаем также, что аппарат мультизонный, тут исключений и не было, независимо от того, какой регион указан в стандартной иконке на задней панели аппарата. Понятно, впрочем: «регион 5» — это для уполномоченных госслужащих, мультизонность — для граждан общего профиля. Будем полагать само собой разумеющимся, что аппарат способен воспринять цифровые кнопки пульта ДУ как указание на соответствующий пункт меню диска — без этой функции, к примеру, не удаётся начать воспроизведение Video CD. Кстати, на совместимость с этим ставшим уже архаичным форматом мы проверяли всех без исключения испытуемых, и ни один из них проблем при чтении VCD не испытывал. Вот только функция Resume (воспроизведение с точки остановки) в этом формате обычно не действует. Все современные аппараты позволяют смотреть неподвижные картинки формата JPEG, в сегодняшней группе исключений из этого правила не было.
Интересно, что DVD-проигрыватели упорно не желают перенимать некоторые из «привычек» головных устройств, которые де-факто стали у нас стандартом. Здесь я имею в виду так называемые сервисные функции: включение аппарата при загрузке диска и выгрузка диска без включения аппарата. Осталась только функция «спрятать диск», и, естественно, она работает, только когда DVD-проигрыватель включён. Отсюда можно сделать вывод, что специально разрабатывать софт для «наших» проигрывателей никто не хочет, но в этом, в частности, состоит одна из причин, по которой мы можем вступить во владение таким устройством в обмен на далеко не оглушительную сумму.
По части интерфейса стандартом оснащённости будем считать один AV-выход и один AV-вход. AV-вход — это то, что отличает «наши» DVD-проигрыватели от их домашних родственников. Впрочем, в домашних аппаратах достаточно высокого разбора такие функции тоже встречаются — там они нужны, чтобы транзитом пропустить на телевизор сигнал от другого источника, чаще всего — видеомагнитофона. В нашей отрасли назначение AV-входа такое же, но в качестве источника обычно выступает игровая приставка, и, по ряду причин, наличие такой опции — норма для любых аппаратов, а не только для самых пафосных. Если такого входа нет — это минус, если интерфейс расширен по сравнению со стандартом, то и оценка в соответствующей графе рейтинговой таблицы будет соответствующая. Все без исключения участники сегодняшнего теста снабжены выносными ИК-приёмниками сигналов ДУ, но точно так же у всех имеются и встроенные ИК-датчики на передней панели. Так что мы будем вспоминать про внешние ИК-приёмники, только если по чувствительности они превосходят встроенные.
Да, чуть не забыл. Будем считать, что участник сегодняшнего теста читает файлы mp3, но не читает WMA. Исключение одно было (в «плюс», конечно), но вообще мы должны понимать: экономия на лицензионных отчислениях «Майкрософту» — одно из средств поддержания низкой себестоимости продукта. По какой-то иной, но, видимо, тоже веской причине не читаются и ID3-тэги, на дисках с mp3 доступны лишь названия файлов и папок. Информационный паёк, в общем, небогатый, но угрозы для жизни не представляет. И никакого CD-текста — видимо, тот универсальный набор микросхем, на котором построен проигрыватель, такой опции и не имеет. (По секрету скажу, что даже в домашних DVD-плеерах Sony, для которой CD-текст нечто священное, он читается ограниченно — только DiscName.)
Вектор оценок тот же, что и обычно. Лишний раз могу напомнить, что балл за технические характеристики выставляется почти исключительно по звуковой части, единственной измеренной качественной характеристикой по видео является разрешающая способность по горизонтали. Оценка качества изображения опирается на объективные данные, предоставленные тестовыми таблицами, но воспринимаемые субъективно, с помощью органов зрения. По нашему мнению, таким способом удаётся сформировать достаточно стабильную и объективную оценку без использования дорогостоящих специализированных измерительных средств. Вот пример. Среди измерительных таблиц есть такая, которую мы называем «точечное поле». В ходе рассмотрения конкретного участника теста мы всегда обращаем внимание, теряют ли точки регулярность в паузе или нет. В переводе на технический язык это означает: используется память на поле или на кадр (состоящий из двух полей). Естественно, второй вариант лучше (и дороже). Интересно, что в последнее время появились DVD-проигрыватели, в которых из меню можно выбрать тот или иной вариант. А вообще меню у большинства проигрывателей различается очень незначительно (по набору функций, не по интерфейсу), что избавляет от необходимости подробно рассматривать каждое из них. На отдельные особенности, впрочем, обращать внимание, всё равно придется. И, наверное, пора переходить к этим самым особенностям, их даже в компактной тестовой группе хватает, сейчас увидите.
МЁД & ДЁГОТЬ
«Лидер» определяется довольно просто, это Phantom, хорошо оснащённый и удобный в обращении аппарат. К качеству картинки у нас возникли претензии, но в категории доступных продуктов такие претензии неизбежны, а победителя мы выявляем по сумме очков, другого способа нам не известно. По сумме заслуг Phantom — однозначный «Лидер», и точка. С минимальным отставанием 2/3 балла финишировали ещё двое, это Mystery и Soundstream. Можно бы включить «правило звука», и тогда получается, что лучше Soundstream. Но будем логичны: если, приобретая DVD-источник для тылового «зрительного зала», вы стоите перед выбором из двух аппаратов, один из которых чуть лучше показывает, второй — чуть лучше звучит, что финализирует выбор? Понятно ведь, что, каким бы распрекрасным ни было звучание источника само по себе, слушать его будут либо через наушники качества ниже аудиофильского, либо через дополнительную акустику, и тоже не самого высокого разбора. Кто-то возразит, что и автомобильные мониторы качеством картинки чаще всего не потрясают. Верно. Но если взять 10-дюймовый потолочный монитор не из самых дешёвых, достоинства (и недостатки) картинки станут видны довольно явно. Словом, принимаем решение в пользу видео и выносим вердикт. «Фаворит» — Mystery. Ну а аппарату Soundstream мы с чистой совестью даём «Рекомендацию». В особенности для тех из вас, кто намерен в «тыловом театре» добиваться взрослого звучания.