Маша (Ирина) СИНИЧКИНА (БЕЛЯНСКАЯ), г. Донецк, Украина
Сказка о штатных местах
Знаете, с каким вопросом я появилась когда-то на автозвуковом форуме тавроводов? Сейчас скажу: «А какого диаметра динамики ставятся в штатные места Таврии?» Догадайтесь, куда я была послана?
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + фронтальный сабвуфер
- Источник: Blaupunkt Modena MP54
- Усилитель: Dragster DA-704
- Акустика: Ural AS-P 6.5, Helix HXS 234
Не угадали, тавроводы люди вежливые, отправили меня в поиск, но я, видно, увлеклась и до сих пор в нём нахожусь. Была система с мидами в «подседельниках», были игры в SPL… И тут я подумала: а не замахнуться ли нам теперь на Вильяма нашего, на Шекспира, то бишь на трёхполоску? Но не простую, а хитрую. Трёхполоску, которая и играла бы достойно, и оставила бы место для (как кое-кто выразился в нашем форуме) копыт. Подседельники отпадают, при всей их простоте и технологичности «подкопытное» пространство они весьма сужают. В двери? Чтобы вы знали: таврические двери чудовищно неудобны для инсталляции акустики. Мало того, что они требуют неслабой подготовки (мы ведь ставим по всем правилам, не так ли?), но и еще на том месте, куда просится динамик, торчит ручка стеклоподъемника. Понимаю, можно поставить электроподъемник, но… Я недостаточно маньячка для этого. Да и мидбасы, которые играют навстречу друг другу, могут потянуть за собой кучу проблем, вроде поперечной стоячей волны и диких горбов на АЧХ.
Киковые ящики под мидбасы — хорошо, но сложно. Выкроить 4 — 5 л в кикпанели, конечно, можно (есть примеры), но для этого надо иметь золотые руки и адское терпение. Что делать, если нет ни того, ни другого? Идти своим путем. В кики ставить только мидрейнджи, а вуферное звено сделать монофоническим и установить под «бороду». В место, которое у «Таврии-стандарт» пустое. Гуру говорят, что там можно нарыть литров 10 — 12. Нам, правда, удалось выкроить всего 7,7, но и этого хватило. Резать всю эту музыку на частоте герц 150, что позволит и ящички для СЧ сделать маленькими (у нас получились 1,2 л и хватило), и избежать ухудшения сцены, за счет локализации низов.
Кстати, о локализации. Если бы мы обрезали тыловой саб на такой частоте, мы бы получили явную привязку низов к тылу, буханье в затылок — в общем, «пацаномобиль вульгарис», а в случае фронтального вуфера, к тому же ориентированного в сторону двигателя, сцена совершенно не пострадала.
СЧ в штатных местах плюс НЧ, отраженные от перегородки моторного отсека, сочетаются весьма гармонично. Теоретически ожидалось некоторое «размытие» сцены в низу мидбасового диапазона и подтягивания её к центру, но фактически этого не наблюдается.
Сказано — сделано. «По совету друзей…» (c) были приобретены динамики Helix Precision HXS 234, в тот же вечер с малышей были сняты параметры T — S. Оказалось: Fs — 87,9 Гц, Vas — 1,4 л, Qts — 0,44. Неплохо, правда? Если «Спикершоп» не врет, в ящичке 1,2 л они легко отыгрывают от 150 Гц. Позже измеренная АЧХ очень близко совпала с просчитанной.
ПРИСКАЗКА
Маша Синичкина, как удалось выяснить, живёт главным образом в Интернете, участвуя в немыслимом количестве технических и фотографических форумов, два из которых модерирует. Выходя из Сети, становится Ириной Белянской, как написано в паспорте. Интересуется КПК, фото, автомобилями, автозвуком. Чемпион Украины 2005 года в классе «Бас 1 супер» по версии SPL-клуба, победитель финала Украины 2005 года в классе iDBL Stock 1 — 160 кв. дюймов по версии IASCA. Замужем, и не зря…
Теперь осталось придумать, куда малышей поместить. Для эксперимента динамики были упакованы в пластиковые «полбутылки от пива», и началось долгое и упорное прослушивание. К нашему удивлению, самое удачное место оказалось там, где динамики должны были бы стоять штатно. (Только не спрашивайте меня, где штатные места в «Таврии», а то отправлю в поиск.) Но только ставить надо было с очень небольшим доворотом в сторону слушателя. Увеличение доворота давало сильную привязку к ближнему источнику. Вторым этапом экспериментов был поиск места для твитеров. По традиции вначале они были примерены на середины стоек. Ничего хорошего не получилось, сцена развалилась. После тяжелых и продолжительных боев они устроились… вот именно, в киках, рядом с мидрейнджами. Сцена ушла вниз, но не так низко, как можно было бы ожидать. Где-то на капот. Но зато звуковая картинка получилась очень комфортная, не утомляющая при движении. Не для соревнований, конечно, «АЯСКины» судьи мне регулярно снимают пару-тройку баллов за низкую сцену… Но в конце концов, где судьи, а где — я, любимая…
В таврических киках живут пластиковые накладки, под которыми можно найти немного места, чем мы и занялись. Соорудили по месту картонную коробочку, по образу и подобию которой изготовили ящички. Материал — фанера 10 мм и любимый моим мужем ДВП, склеенный эпоксидкой в несколько слоев. С накладок пришлось срезать лишние выступы, после чего наш ящичек лег туда как родной. Вообще-то его можно было сделать и побольше, но надобности в этом не было.
Корпус мини-сабвуфера разместился там, где по штату у «Таврии» нет ничего. Динамика на этих снимках не видно, да и не может быть видно
Фронтальный вуфер, как мы и договорились, устроился внизу, в «бороде». С ним все понятно. ЗЯ того объема, который можно добыть простыми средствами (без переделки машины). А играть будет в этот ящик ураловский шестидюймовый «мини-сабик» Ural AS-P 6.5, последний экземпляр которого на территории Украины нам каким-то чудом удалось спасти. Говорят, сняли его с производства, если правду говорят, то жаль. К сожалению, параметры T — S, которые написаны на его упаковке, примерно так же коррелируют с действительностью, как известная надпись на сарае с дровами. Но ничего, нам не привыкать.
Пляшем от того, что имеем: Fs = 59,5Гц, Vas = 4,06л, Qts = 0,49 (на заборе: Fs = 32,6 Гц, Vas = 14,2 л, Qts = 0,4888). Как вам? Резонансная частота почти вдвое выше заявленной, эквивалентный объем — втрое ниже. Пытались размять — вигвам, такими темпами разминать его надо лет сто, чтобы хоть как-то приблизиться к заводским параметрам. Значит, делаем по измеренным.
Кроился ящик по месту из упаковочного картона и канцелярского скотча. Коробка получилась хитрой формы — ни одного прямого угла. Затем картонный макет был превращен моим благоверным в фанерный ящик с толщиной стенок 20 мм. Собирался, понятно, на шурупах и эпоксидной смоле.
Получилось крепко, хотя фронтальную панель можно было бы сделать и потолще. На максимуме громкости чувствуется легкая вибрация стенки, нет мраморной монолитности. Динамик направлен диффузором «фтопку», то есть — в печку, рычаг заслонки пришлось немного отогнуть.
Для знаменитого штатного места вначале был сделан картонный макет закрытого ящичка, потом — повторен в фанере и, после установки головок, водружён… на штатное место
Объем получился 7,7 л что дало добротность 0,698, что даже чуть меньше баттервортовской. Сняли АЧХ в ближнем поле — получилось точно как в учебнике. Кстати, для всех акустических измерений использовали микрофон Behringer ECM8000 и программу LoudSpeaker LAB 3.
Теперь, чем же кормить это хозяйство? У нас был призовой (IASCA, Чугуевский этап 2005 года) усилитель Dragster DA704. Четыре канала по 66 Вт RMS. По отзывам — неплохой усилитель. Ну, два канала сразу отдаем вуферу, а два других — мидрейнджам. Пищалки остаются обделенными. Пришлось подключить их к встроенному усилителю «головы» и оставить на голодном пайке. Нехорошо, конечно, но что делать?
Нет пока лишнего усилителя на верха. Вуфер и СЧ обрезаем фильтрами, встроенными в усилитель, ВЧ — пассивным 1-го порядка с частотой среза где-то около 5 кГц, или, если простыми словами, бумажным конденсатором емкостью 10 мкФ последовательно с пищалкой. Вуфер снизу и мидрейнджи сверху пока не резали. Посмотрим, может, позже.
Усилитель лег под правое сиденье. Зафиксирован на уголках, которые стоят на болтах крепления сиденья. Впоследствии планируется планка, закрывающая контакты и защищающая их от ног заднего пассажира. Машина предварительно была обработана для снижения шумов и вибраций по всем правилам. Обрабатывали пол салона, потолок, двери, багажник, колесные арки, полости по бокам задних пассажиров.
Усилитель на отведенном ему месте под сиденьем
Питание проведено от аккумулятора через главный предохранитель номиналом 80 А проводом калибра 4 GA. Дистрибьютор, установленный под торпедо за бардачком, раздает питание на головное устройство, усилитель под правое сиденье, планируемый усилитель под левое сиденье и планируемый усилитель для саба в багажнике. В багажник проведен провод 4 GA, остальные — 8 Ga. Акустические провода: на твитеры — 1,5 квадрата, на мидрейнджи — 2,5, фронтальный бас — 4 квадрата.
И в заключение: надеюсь, вы не думаете, что я сама потела с лобзиком в гараже и лежала вверх ногами под торпедо? Правильно, не сама. На это у меня есть любящий муж (инженер-системотехник) и заботливый старший брат (профессионал-автомобилист с двадцатилетним стажем). Им за муки — большое спасибо…
P.S.: С этой системой я взяла второе место по качеству в классе «400 — 600» на открытии сезона-2006 в SPL-клубе и сразу начала переделки: дополнительный саб в багажник; «Драгстер» — туда же, на место «Драгстера» лёг «Хайфоникс Игл» (и пищалки наконец получили полноценное питание); с этим было первое место на Харьковском этапе SPL-клуба. Но это уже совсем другая сказка, придёт время — расскажу…
Так снимались характеристики в ближнем поле
Заботливый брат (слева) и любящий муж (справа) ждут указаний…
… и воплощают их в жизнь
Измеренные в объёме 7,7 л характеристики «Урала» совпали с расчётными
Результаты измерений в салоне: отдельно НЧ-звено, отдельно СЧ/ВЧ и итог их совместной работы