УБЕЖДЕНИЯ
Во время переписи населения граждане, работающие в нашей отрасли, наверняка в графе «род занятий» поставили галочку напротив опции «оказание услуг населению».
Студия «Автоподиум», руководитель проекта Александр ЕГОРОВ
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер
- Источники: Alpine VPA-B222R, DVA-5210, Apple iPod
- Мониторы: Alpine TME-M710, TME-M780
- Усилители: Alpine MRA-F355, MRP-M450
- Акустика: Soundstream RF-60C, Alpine SPE-1002
- Сабвуфер: Alpine SWR-1024D
У этого рода занятий есть свои правила, главное из которых — клиент всегда прав. Сколько раз мы на это правило ссылались, когда встречали причудливые сочетания компонентов в заказных аудиосистемах или глубоко непонятные настройки. «Так заказали», — и весь сказ. Казалось бы, отрасль отвергает самую возможность твёрдых убеждений и принципиальной позиции. Казалось одно, а вышло — другое, бывают и позиция, и убеждения.
Александр Егоров назвал свою студию «Автоподиум». Вторая часть этого слова так прочно обосновалась в нашем профессиональном словаре, что многие уверены: оно означает именно то, что мы им называем, — объёмное оформление динамика. На самом же деле, и это вам подтвердит любой из ваших знакомых кутюрье или политических деятелей, подиум — это то, по чему ходят те, на кого есть причины смотреть, или стоят те, у кого есть что сказать. Появлением этого слова в нашем лексиконе (и в привычном нам смысле) мы обязаны безымянному установщику, увидевшему лет десять-двенадцать назад в иноземной публикации (тогда других не было) термин speaker pod, что означало «кожух, корпус, капсула», и заменил совсем чуждое слово чуждым отчасти.
Для Александра «подиум» существует лишь в исходном, правильном словарном смысле. Одно из его твёрдых убеждений — при установке акустики можно и нужно обходиться без подиумов. Это — составная часть более широкого круга убеждений, согласно которым даже сложную мультимедийную систему можно и нужно интегрировать в автомобиль с минимальным вмешательством в его прямые функции: ездить и возить. А трансформация салона должна быть подчинена эстетическим, а не техническим соображениям.
Казалось бы, с таким подходом установка аудиосистемы превращается в простую трёхходовку: магнитолку сюда, динамики — сюда, касса — там. Действительно, если в заказе числятся магнитолка и «Жигули». Но и здесь казалось одно, вышло — противоположное. Интеграция мультимедийной системы в настоящий автомобиль — занятие куда более мудрёное, нежели навеска компонентов поверх имеющегося.
Чтобы ни казалось, этот руль отличается от штатного и по размерам, и по форме
Porsche Cayenne S — автомобиль, несомненно, настоящий, а это означает — прошитый насквозь мультиплексной проводкой и потому крайне недружественный по отношению к попыткам что-то туда поставить. Устанавливая в нём систему, Александр решил всё же влезть внутрь электронных потрохов, насколько возможно.
Эта система — дебют на наших страницах новой генерации установок. Здесь нет привычного головного устройства, хотя и радио, и CD, и DVD присутствуют в полном объёме. Нет здесь и явно выраженного звукового процессора, хотя есть и программируемый кроссовер, и 17-полосный параметрический эквалайзер, и система временной коррекции.
Источник этого парадокса запрятан в укромном месте, это — новейшее устройство аудиовидеоинтеграции Alpine Vehicle Hub. В нём есть свой FM-тюнер, а главное — средства управления аудиовидеокомпонентами Alpine по шине Ai-Net, что в итоге и собирает систему воедино. Наличие центрального «хаба» позволило отказаться от «лобовой» установки «головы». Вместо него Александр поставил отдельный (без тюнера и дисплея) DVD-проигрыватель, управляется он по шине с «хаба», а информацию выводит (опять-таки через «хаб») на три монитора, один из которых, главный, интегрирован в приборную панель. Туда же, к «хабу», присоединяется и вездесущий iPod, диалог с которым также ведётся с центрального пульта управления с выводом информации на дисплей.
«Вперёдсмотрящий» DVD-проигрыватель и пульт управления «хабом» на центральной консоли
Пульт управления Vehicle Hub, установленный на центральной консоли — любопытнейшее детище эргономистов из Alpine, они творчески переосмыслили свою же разработку — сенсорный экран с тактильным откликом — и употребили эту «фичу» в пульте, который подтверждает движения центрального джойстика щелчком «отдачи», ощущаемым пальцем даже в условиях повышенного шума (вполне вероятно, что созданного своей же аудиосистемой). Впрочем, чудо-пульт — не единственное средство управления системой. Решено было использовать для этой цели и штатные кнопки на руле, вот только интерфейса для этого устройства и этой машины пока нет. Ничего не боясь, Александр забрался в потроха руля, внедрил туда распотрошённый ИК-пульт управления, прилагаемый к «хабу», запитал это хозяйство от цепи обогрева руля и по этим же цепям вывел наружу выход кодированного командного сигнала. Этот сигнал пошёл на специально созданный логический блок в потолочном плафоне, который может принимать и эти, переданные по проводам, и воспринимаемые с ИК-датчика команды с ещё одного пульта, на сей раз оставшегося нетронутым, это — для пассажиров на заднем сиденье. Нет нужды, вероятно, упоминать, что кнопки управления секвентальной трансмиссией как работали, так и будут работать до полного износа самой трансмиссии.
Отсутствие в системе процессора столь же иллюзорно, как и отсутствие головного устройства, он есть, просто в непривычном формате, как часть специализированного «театрального» усилителя Alpine MRA-F355. Управляется он, как вам уже нетрудно догадаться, с того же пульта через тот же «хаб», что и всё остальное. Помимо средств коррекции (частотной и временной) звукового сигнала, этот усилитель работает и декодером многоканального звука, да сам его потом и усиливает, раздавая на фронт, тыл и центральный канал. Вне корпуса MRA-F355 усиливается только сигнал для сабвуфера, здесь используется импульсный моноблок MRP-M450, но и для него сигнал формируется в недрах театрального усилителя, с фильтрацией, коррекцией и всеми делами.
За просторной (непонятно зачем) решёткой удалось поместить 4-дюймовую акустику центрального канала
Основной (или, во всяком случае — центральный) монитор модели TME-M710 интегрирован в центр приборной панели. Интегрирован, а не вставлен — это сказано не ради научного словца. Функции «подэкранных» кнопок переданы другим, тем, которые были на панели автомобиля, выполняя, правда, иные функции и неся иные обозначения. Здесь привлекли специалистов по лазерной гравировке, и надписи стали соответствовать выполняемым обязанностям. Задние, подголовочные мониторы — связанная пара Alpine TME-M780EM и TME-M780. Связанность их в том, что первый работает «ведущим», а второй — «ведомым», так специально придумано.
Как изменился интерьер Cayenne в результате установки всеформатной и многоканальной системы с мало чем ограниченными возможностями? Очень сильно, но не в угоду компонентам системы, их как раз с первой попытки заметить непросто. Гораздо легче заметить полную переделку обивки и декоративных вставок, создание фактуры любой цветовой гаммы и стиля — предмет ноу-хау и законной гордости хозяина «Автоподиума». Руль, кстати, помимо внутреннего содержания, изменился и внешне, став меньше по диаметру, с изменённым профилем обода, с новыми вставками в стиле тех, что были сделаны для дверей и приборной панели.
Нижний дисплей — принадлежность автомобиля. Верхний — благоприобретение. Подэкранные кнопки при этом переехали на правый край обрамления
А вот подиумов (в нашем смысле) и других следов радикальной мультимедийной системы практически не видно. Акустика фронта и тыла установлена в доработанные штатные места, а центрального канала — под решётку на приборной панели, Александр категорически против торчащих наростов на дверях. Труднее было с сабвуфером, но и его упрятали до полной скрытности. Закрытый ящик с 10-дюймовой головкой поместили под обивкой левого заднего крыла, туда же втиснулся и малогабаритный «цифровой» моноблок. Если бы не документальные снимки, показывающие последовательность процесса, эта часть системы так и осталась бы под завесой тайны. Излишняя откровенность при установке дополнительного оборудования всегда идёт во вред обитаемости автомобиля. Таково убеждение специалистов «Автоподиума»…
Этапы созидания сабвуфера «сверхскрытого базирования»: картонный макет, его деревянная копия, готовый агрегат. Лючок в обивке заделали, а на его месте учинили решётку в общем стиле машины. И как будто так и было…
Согласно убеждениям, двери продолжают выглядеть как раньше
Задних пассажиров обслуживает связанная пара мониторов Alpine
Немногое на первый взгляд изменилось и в багажнике. Даже при поднятом люке усилитель замечаешь не сразу…
…а ведь это — и усилитель, и звуковой процессор, и декодер многоканального звука
SQ
О том, что система «сырая», прошедшая только предварительную, базовую настройку, меня предупреждать не требовалось, клемму на аккумулятор надевали при мне, работы по машине только закончились. Ожидать от ненастроенной системы чего-либо было бы непрофессионально, но закон суров, в щель DVD-проигрывателя в подлокотнике уехал диск с тестовым материалом. Отмечу: для «сырой» системы, с неразмятыми динамиками, впечатление весьма обнадёживающее. Тонально звук оказался очень неплохо сбалансирован, бас звучал интеллигентно, локализация проявлялась только на тяжёлом материале «Focal Tools». Барабаны, конечно, пока что сбились в кучу (до третьего), но для того и есть процессор, он это дело выправит. Сцена показывает признаки эшелонирования, но пока что расположена довольно близко, почти на уровне красивого обода руля. А вот динамика (и макро, и микро) системы уже сейчас радует, она не захлёбывается на резких перепадах уровня и не глохнет на мелких призвуках.
RTA
Ну, здесь понятно, работать есть над чем, но работы (в отношении АЧХ, во всяком случае) будет немного. Подгладить серединку и разобраться с областью перехода от сабвуфера к мидбасам. А верхушка, посмотрите, какая знатная получилась, спад к самым верхним частотам есть, как не быть, но он плавный и весьма небольшой, особенно если вспомнить: пищалки работают на отражение от стекла, обычно это добавляет и величины, и неравномерности спада на верхах.