Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Система счисления «один-два-много», придуманная, как принято считать, каким-то тёмным племенем, не так уж бесполезна в практике нашего просвещённого (как принято считать) века.
ОДИН ИЛИ МНОГО?
Steg — фирма, нам небезызвестная, однако в наших тестах до сих пор были представлены «рабочие лошадки» серии QX и (хотя и в меньшей степени) аудиофильские модели из серии MSK (Master Stroke). Модели Master Stroke classe A у нас не было, да и не могло быть: разработка это новая, её даже на сайте GT Trading пока что не видно. Новая разработка отличается от прежних MSK принципиально, можно сказать, стратегически. Усилители с цифровыми индексами 3000 и 1500 — это аппараты с выходной мощностью 400 Вт и 200 Вт (4 Ом), а соревновательный вариант 50 SC с выходом 750 Вт на 1 Ом — вообще отдельная песня. Усилители снабжены, как положено, кроссоверами и параметрическими эквалайзерами, хотя предлагаются по ценам далеко не заоблачным.
В усилителе Steg MScA (так мы теперь будем его называть) всё не так. Фильтров — ноль. Эквалайзеров — столько же. Кроме непременных регуляторов чувствительности (или входного усиления, что то же самое) присутствует лишь ещё одна регулировка, но в ней-то и вся штука. Мощности тоже далеко не запредельные, хотя изготовителем обещано 400 Вт в мосту на нагрузку 4 Ом. Впрочем, мощность для этого аппарата, по моему мнению, далеко не главное. Подключить его к сабвуферу, конечно, можно, но это будет примерно то же самое, как если бы нам пришло в голову прогуляться на гоночном болиде по пробкам Москвы.
Начнём с того, что частотный диапазон MScA простирается до 250 кГц (пока что — по данным из спецификации). Но главное, к чему рвались разработчики, — тональная чистота и прозрачность звучания. Для этого из схемы исключена общая отрицательная обратная связь (ОС), разработчики обошлись петлями ОС, охватывающими отдельные каналы усиления, и в этом, можете поверить, есть свой резон. В частности, задержанный (и нелинейный) отклик нагрузки (сиречь громкоговорителя) не передаётся на вход усилителя. В данной схеме обеспечено так называемое «мягкое ограничение» сигнала максимальной амплитуды, похожее на то, которое наблюдается у ламповых усилителей. Это значит, что нелинейные искажения возрастают с ростом амплитуды не лавинообразно, а более плавно. (По этой причине, кстати, и считается, что 5-ваттный ламповый усилитель играет как 20-ваттный транзисторный.) Специальная топология выходных каскадов названа H.E.A.R.T. — технология управления классом A с высокой эффективностью. Принцип действия схемы составители наставления разъясняют более чем туманно, но очень похоже, что в данной схеме реализован источник питания, выходное напряжение коего регулируется в зависимости от амплитуды сигнала. Утверждается, что в классе A усилитель может работать до мощности 50 Вт. А упомянутый выше регулятор, который выведен на верхнюю панель корпуса, как раз и отвечает за выбор режима работы. В среднем положении усилитель работает в классе A до мощности 25 Вт (4 Ом), положение MAX соответствует пограничной мощности 50 Вт, наконец в положении MIN мощность перехода в режим AB составляет 1 Вт.
Механически аппарат сделан обыкновенно, но всерьёз. Зажимы питания рассчитаны на кабель до 10 мм в диаметре, выходные зажимы примут акустический кабель до 6 мм. Доступ к винтам выходных и силовых зажимов закрыт двумя крышками, под большей из них скрываются и регуляторы чувствительности.
Теперь — главное. При таком подходе конструкторов на главные вопросы должно ответить прослушивание. Набор тестовых дисков, источник сигнала, контрольные громкоговорители и даже набор акустических кабелей — точно такие же, какие мы использовали в тесте Sinfoni Desiderio. Если для вас это существенно, вернитесь к тому тесту из прошлого номера, а мы переходим к сути. И для начала ставим безындуктивный акустический кабель.
Регулятор класса А в исходном — среднем положении. Удар японского барабана не безукоризнен. То есть ощущения сопричастности к действу не создаётся. Церковный колокол — вот тут присутствует необходимый драматизм и накал страстей. Разрывы салюта передаются с присущей им резкостью (чего пока не удавалось ни одному из испытанных усилителей). Многоголосие хора отличается редкой отчётливостью, каждый голос чётко зафиксирован на своём месте независимо от громкости. Недостатка басов нет, но передать свободное движение воздуха открытого пространства «Стегу» не удаётся. В среднем положении «классового» регулятора рояль деликатный и очень музыкальный. В положении MAX он проще, но энергичнее и звучит более открыто. Что лучше? Чтобы ответить на этот вопрос с позиций музыкальной точности, надо было присутствовать при записи, а лично меня Алан Парсонс не приглашал. Кстати, в наставлении прямо сказано, что означенным регулятором проводится «настройка» усилителя по передаче нюансов и деталей в соответствии с предпочтениями, этим принципом, наверное, и надо руководствоваться. В этом положении регулятора рояль не теряет напора даже в piano. В положении MIN, когда играется piano, кажется, что инструмент погружается в лёгкую дымку. В среднем положении, как было установлено изготовителем, рояль сохраняет отчётливость во всём динамическом диапазоне. То же, в общем, с хором. Голоса заднего плана в MIN звучат слишком умиротворённо, в MAX появляется некоторая бравурность. Колокол большой, но какой-то не церковный, мыслей о смирении не возникает. А разрывы салюта лучше всего сфокусированы именно в MIN.
«Money». Pink Floyd. Среднее положение регулятора. На хорошей громкости усилитель не всегда чётко удерживает звуковую сцену, но в этом даже есть своя прелесть, как будто вы попали на концерт. При этом детальность подачи легко вводит в заблуждение ваше подсознание, которое подсказывает, что вы действительно слушаете знаменитую группу живьём. Если не сильно напрягать усилитель, то локализация в полном порядке, динамика и ясность подачи вокала действительно редкостная. Бас, впрочем, контролируется не идеально, правильного щелчка «бочки» мы так и не услышали. Да и верх с этим кабелем жестковат.
Ставим другой кабель высокого разбора, но с обычным соотношением между ёмкостью и индуктивностью. Верх стал более мягким, но менее прозрачным. Щелчок «бочки» такой же, а вот динамика барабанов стала хуже. Склонность баса к гудению проявилась в большей мере. Зато локализация источников звука держится на любой громкости. Но динамика уже не столь исключительная, ощущения присутствия на концерте не создаётся.
Вы уже заметили, наверное, что даже без замены кабеля и акустики мы услышали как бы три разных усилителя. И вот теперь попробуйте ответить на вопрос, вынесенный в заголовок: он один, или их много?
- Steg Master Stroke classe A, серийный № 116182
- Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 72,3/89,8
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,111/0,154
- Входная чувствительность, В 0,34 — 4,6
- Отношение сигнал/шум, дБА 101,5
- Переходное затухание (1 кГц/10 кГц), дБ 75/61,5
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 4,0 — 180000
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс >50
- Габаритные размеры, мм 466 х 256 х 62
Измеренная мощность заметно меньше тех значений, которые специфицированы изготовителем. Возможно, разгадка кроется как раз в «мягком ограничении»: если измерить мощность при искажениях не 1, а, скажем, 3%, она может оказаться в разы больше. Кстати, если определять «клип» по форме сигнала осциллографа «на глазок» (а у нашего испытателя «глазок» на такие вещи заточен дальше некуда), то измеренная мощность (2 Ом) составит уже 162 Вт. Нелинейные искажения не самые низкие, очевидно, разработчики и не ставили перед собой таких задач. Кстати, от положения регулятора «классности» значение к.н.и. не зависит, различия в последнем знаке не выходят за пределы погрешности измерений. С шумами и переходным затуханием порядок, последний параметр мы в порядке исключения измерили и на частоте 10 кГц. Частотный диапазон не дотягивает до декларированных 250 кГц, но опять же неизвестно, по какому уровню спада его измеряет изготовитель, а объективно цифра — дай бог каждому. Скорость нарастания выходного сигнала очень высокая, её даже точно померить трудно. Ток потребления в режиме холостого хода держится на отметке 3,7 А независимо от положения регулятора, отсюда и можно сделать вывод, что система H.E.A.R.T. управляет током покоя не «в лоб», а динамическим образом. При подключении к усилителю нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает на 90%, а на выходе появляются мощные, хотя и затухающие, ВЧ-колебания стартовой амплитуды 100% и частоты 150 кГц. Рискнём даже предположить, что жёсткая подача верхов при использовании безындуктивного (иначе говоря — емкостного) кабеля как раз и связана с этой особенностью усилителя.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
- Двухканальный усилитель
КТО
- Steg Master Stroke classe A
ПОЧЕМ
- $2860
ЭТО — ПЛЮС
- Возможность подстройки звучания
- Редкостный звук
ЭТО — МИНУС
- Минимальное оснащение
- Не фантастическая мощность
ОДНИМ СЛОВОМ…
- Усилитель типа «три в одном»
РЕЙТИНГ
- Мощность 7
- Технические характеристики 8
- Оснащённость 6
- Звук 9
- Удобство установки 9
- Итог 39