С тех пор как в рекламе пива запретили появляться не только людям, но и не склонным к злоупотреблению этим напитком животным, на экране действуют исключительно бутылки и пробки.
TWIST-OFF
Студия «Интеллект Авто», руководитель проекта Степан ЗЫКОВ
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: Clarion HX-D2, VCZ628
- Монитор: OEM
- Усилители: Boston GT-42, Kicker KX2500.1
- Акустика: Kicker SSMB 8, AD MM4, AD T100R, Signat H20
- Сабвуферы: Alpine SWX-1242D
Актёрские возможности этих исполнителей ограничены, адекватно выразить восторг по поводу собственного содержимого они не могут. Что может пробка? Красиво и без усилий со стороны закадрового одушевлённого персонажа (человека или животного, всё равно) открыться, и именно в этот момент с содержимым бутылки произойдёт волшебная трансформация, вызывающая в зрителе возбуждение и повышенный интерес к солодовому напитку. Главное технологическое достижение на этом фронте — откручивающиеся пробки типа twist-off, с ними, как ожидается, возбуждение и интерес достигают максимума.
Усовершенствованная техника откупоривания существует и в мире автомобилей. Тех из них, у которых предусмотрена возможность откупоривания салона, то есть — кабриолетов. Старая технология требует хоть небольшого, но всё же неквалифицированного ручного труда откинуть замки на рамке ветрового стекла, усилия — не больше, чем при операциях открывалкой. Только после этого раздастся вожделенное «п-ш-ш-ш-ш-ш», это мягкий верх поехал в своё хранилище под действием электромоторчиков. Продвинутые конструкции открываются без усилий: крышка сама едет куда положено, только кнопку держи, невелик труд. Приводит ли в этом случае прогрессивная технология twist-off к большей радости от потребления продукта? А это уже в руках установщиков аудиосистемы, которая в данном случае и есть содержимое тары.
Крышка, ну хорошо, крыша, купе-кабриолета Lexus SC430 открывается. Разумеется, самым прогрессивным образом. И этим создаёт головную боль установщикам аудио сразу в двух долях мозга. Во-первых, акустика открытой машины — вещь своеобразная, особенно когда одна и та же система должна работать и в закрытой, а иного пока никто не заказывал. Во-вторых, купе-кабриолет возит свою крышу с собой, и как раз там, куда установщики норовят насажать компонентов аудиосистемы.
Заказчик этой установки облегчил одну из головных болей, усугубив одновременно другую. Начнём с хорошего. Техзадание предусматривало два разных режима работы системы. Когда крыша на месте, это должно быть качественное стерео, с верным тональным балансом, с корректной звуковой сценой, по всем правилам. В салоне при этом чтобы всё было чинно и спокойно, никакой пены, как в закупоренной бутылке. Должна ли система сохранить свои свойства, когда крыша уехала в багажник? Нет, по плану заказчика — не должна. Она должна переходить в режим, от которого уезжают все находящиеся поблизости крыши, а не только принадлежащая «Лексусу». Вопрос о звуковой сцене при этом снимается, заменяясь «звуком вокруг», а академический тональный баланс уступает место иному, как бы сказать… с некоторыми выраженными акцентами.
Lexus, как известно, с некоторых пор комплектуется аудиосистемами Mark Levinson. С домашними компонентами этого же имени их роднит цена, а отличаются они тем, что звучат неплохо. Не более того. Но если бы заказчику требовалось «неплохо», он бы начал с приобретения «Хюндая», а не «Лексуса».
Новое головное устройство прячется под штатной шторкой
Итак, начали с эвакуации «Левинсона». Штатная система оказалась довольно причудливой: трёхполосная акустика в дверях, причём НЧ-звено построено на головке 6 х 9, а 6-сантиметровый среднечастотник ничем не отделён от объёма двери, энергично «прокачиваемой» басовым «лопухом». «Интеллектуалы» решили сохранить архитектуру фронтальной акустики, но взять от неё не то, что взяли на заводе, а то, что можно взять. Эллиптические басовики были изъяты, гнёзда в дверной панели, где они жили, были расширены и усилены так, чтобы туда помещалась 8-дюймовая головка. На эту роль запланировали головки Kicker SSMB 8, по своим параметрам занимающие промежуточное положение между компактным сабвуфером и форсированным мидбасом. Насколько он «мид», требовалось выяснить ещё до установки, по плану НЧ-звено должно было доигрывать до 700 — 800 Гц, и априори не было уверенности, что SSMB с его тяжёлым диффузором сможет забраться так высоко. Проверили — убедились, может, тогда и начали резать породистое железо. Средние частоты доверили весьма знаменитой в ролях этого плана итальянской Audio Development MM4. Но, разумеется, сделали для неё изолированный объём, покой в котором не нарушается волнами напора от басовика. Пищалки, смонтированные в уголках зеркал — тоже AD, модели T100R.
На штатный монитор вывели компонентный видеосигнал с DVD-чейнджера, сохранив на всякий случай работоспособность навигации
Теперь дело за усилителями. Логично было бы предположить, что на каждую головку фронтальной акустики сейчас навесят по отдельному каналу усиления, а соразмерную числу полос-каналов гирлянду усилителей поместят в багажник. А в багажнике в это время находилась крыша и всем рвущимся туда кричала: «Занято!» В принципе, можно было как-то утесниться в небольшом незанятом пространстве, если бы не второе требование заказчика: суббас на уровне «не подходи, расплющит». По характеристикам его устраивали считанные модели усилителей, один из которых — Kicker KX2500.1, моноблок на два с полтиной киловатта. Понятно, что для него стала абсолютно неизбежной установка дополнительного аккумулятора, места для которого тоже не было. Раз нет места под аккумулятор, придётся поставить два. Пару очень малогабаритных, но с лютым предельным током герметичных батарей Stinger пристроили в нишах по сторонам «крышно-багажного» отделения. Но места под усилитель фронта (и тыла, потом появится и тыл) от этого не прибавилось. Тогда фронт решили делать не поканальным, а с делением полос пассивными фильтрами. Трёхполосный кроссовер взяли готовый, AD X3MM. Его характеристики оптимизированы под сочетание среднечастотника MM4 с пищалкой MM1 и 6-дюймовым мидбасом MM6, но, как оказалось, обеспечивает правильное деление спектра частот и в использованном сочетании головок.
В итоге широкополосным усилителем удалось обойтись одним: 4-канальный Boston GT42 с трудом можно найти рядом с гигантским моноблоком Kicker. Но, если присмотреться — можно, тем более что закрывающие усилители обивки на момент съёмки были ещё в работе.
Моноблок, в соответствии со специализацией, работает на два 12-дюймовых сабвуфера Alpine SWX, каждый — в замкнутом объёме 21 л. Разумеется, если уж по поводу усилителя в багажнике поднялся такой шум, о размещении там сабвуфера можно было и не заикаться. Не стали заикаться, сабвуфер улёгся за сиденьями, так что диффузоры стреляют в спинки с близкой дистанции, а над ними…
Вот-вот, что это над ними? А это такая тыловая акустика. Именно на неё возложена роль при открученной крышке выпускать наружу звук, как пену из бутылки в аналогичных обстоятельствах, а также переводить систему из режима фронтальной сцены в «звук вокруг и ещё дальше». «Супертыл» тоже построен на 8-дюймовых головках, но принципиально иных по сравнению с фронтальными басовиками. Это — Signat H20, разработанные специально для трёхполосных систем с высокой чувствительностью. Динамики попарно помещены в объём около 10 л (на пару) и работают через ФВЧ с частотой среза 100 Гц, а наверху — докуда доиграют, это около 2 кГц. На верхних частотах через пассивные фильтры работает ещё одна пара пищалок, они смонтированы высоко в боковых панелях, и при их содействии наружу вылезает весь звук, а не только НЧ/СЧ-составляющие. «Сигнаты», от природы 4-омные, соединены в пределах каждой пары параллельно, так что двум отведённым для них каналам GT42 расслабляться (при отвинченной крышке салона) не приходится.
Компоненты дверной акустики выстроились по вертикали, как в домашних колонках
Источником сигнала для всего этого благолепия служит предмет мечтаний многих car аудиофилов — Clarion HX-D2, он же DXZ-9255, реинкарнация поистине легендарного DRX-9255. В процессе реинкарнации научившийся современным цифровым чудесам, от деления полос до временной коррекции. Благодаря новым знаниям усилители в системе работают в широкую полосу, а всё что нужно, делает «голова».
Прицепленный к HX-D2 по оптике DVD-чейнджер VCZ628 наполовину превратил систему в мультимедийную. Вторая половина трансформации произошла, когда видеосигнал завели на штатный монитор, изначально обслуживавший навигационную систему и бортовой компьютер.
Как выпускается пена из бутылки при отвинчивании крышки? Очень просто, для этого владельцу тары надо сделать всего одну операцию — перевести регулятор фейдера из положения «всё вперёд» в положение «всем поровну». В первом работает только фронт и сабвуфер. Для второго чувствительность каналов усилителя подобрана так, что звук, действительно, окружает всех (двоих максимум) сидящих в машине и выплёскивается наружу, затрагивая куда более многочисленное население…
В этом ракурсе увидеть диффузоры сабвуферов можно, только откинув передние сиденья. Теперь, правда, задних и нет
В нормальном положении бас достигает внутренних органов намного раньше, чем внутреннего уха
Гигантский моноблок занял почти всё свободное место в ёмкости для крыши. Притаившийся в уголке Boston найти непросто
DVD-чейнджер оседлал один из двух акустических аккумуляторов
SQ
Собственно прослушиванием применительно к этой системе следует считать положение при неотвинченной крышке. В таком положении это действительно очень привлекательно звучащая система с известной претензией на аудиофильские свойства. Без всякой брутальности, аккуратно и тонально точно прозвучал симфонический оркестр, группы инструментов оказались на положенных местах, правда сразу стала заметной интересная подробность: выстроенная задержками «под водителя» сцена очень равномерна, но в машине расположена «с загибом»: левый край — на левой стойке, а правый обегает через свою, правую и заходит далеко на боковое стекло, что, надо отметить, ширину сцены пусть несимметрично, но увеличивает. Барабаны по сцене (с учётом «загиба») перемещались образцово, но вот предательская запись, где поперёк сцены трещат упаковочным скотчем, выявила любопытный феномен: в середине сцены звук как будто замирал, через долю секунды возобновляясь чуть в стороне от «зоны тишины». На малых (и средних, но нормальных) уровнях громкости сабвуферы себя не рекламируют, а на больших (и ненормальных) вопрос о локализации теряет актуальность: диффузоры двух «двенашек» так простреливают через спинки сидений, что источником баса кажется собственная печень, истинное расположение излучателей по-прежнему себя не выдаёт.
Если же тару открыть, фейдер перевести в надлежащее для этого случая положение, то здесь комментарий будет кратким: крыше в багажнике ещё повезло, её снесло, но она хоть спряталась…
RTA
При закрытой крыше результат измерения АЧХ внушает уважение именно с точки зрения частотного баланса. Нижнего баса несколько больше, как полагалось бы «по канонам», но отрисован он в должной мере аккуратно. На остальной части характеристики заметен только один огрех, и тот невелик: провал на 500 Гц. Всё, что выше этой отметки — просто чудо.
В этой же полосе частот АЧХ при убранной крыше полностью сохраняет корректность, ниже ушёл «стоячок» на 500 Гц, а ещё ниже характеристика внушает уже трепет. Передаточная функция салона перестала вытягивать самый нижний бас, и сабвуфер заиграл на любимой ноте, а выше 100 Гц ему стала энергично подпевать «четвёрка вороных» «Сигнатов», продолжающих свою песню до 1 — 1,5 кГц, даже с припевом на килогерце…