Есть вещи, которые умеют делать только французы. Шампанское и коньяк в данном случае — не лучшие примеры, хотя в общее правило тоже вписываются.
ДИЖОНСКАЯ ГОРЧИЦА
Студия DELLSON, Руководители проекта Дмитрий ШУБИН, Олег ПИНДИЧУК
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion DXZ 985 RMC
- Усилители: Audison LRx 6.9, LRx 1.400
- Акустика: Focal Utopia 7W2, TN52, Hertz HD 500.3
- Сабвуфер: Focal 33 KX
Не лучшие, потому что, во-первых, у других, бывает, тоже получается. А кроме того, сопоставительные опыты в этой части потребительского рынка этим летом оказались сильно затруднены гениальными отечественными алкогольными программистами. Есть примеры более яркие. Город Дижон (километров 200 от Парижа на юго-восток), например, известен только двумя достижениями, совершенно невоспроизводимыми за пределами дижонского региона. Первое — «Кир де Дижон», аперитив, образуемый смешением белого вина и черносмородинного ликёра. Вино может быть любое (только не никакое, как сейчас в наших магазинах), а вот Cre`me de Cassis должен быть непременно de Dijon, в противном случае мы извлечём лишь вульгарную приторность из этого самим богом нам подаренного напитка. Поверьте на слово, эксперимент затруднён по уже упомянутым причинам.
Второй, более известный предмет дижонской славы — горчица. Дижонскую горчицу вам предложат в любом супермаркете, общее с аутентичным продуктом у неё будет название. В лучшем случае. Честное слово, в одном магазине видел «Дежонскую». Превед, что называется, красавчеги.
Истинный продукт, имеющий право на родовое имя, неповторим ни по вкусу, ни по цвету. Вкус — это не для страниц журнала, достаточно сказать, что оставленная на столе во время ужина склянка пустеет силами двух-трёх участников трапезы до её завершения. А цвет… Вот как у этого автомобиля, в точности.
Автомобиль этот сходен с дижонской горчицей не только цветом. Ещё — вкусом, не в гастрономическом смысле, а в эстетическом, здесь нет ни одного штриха, которому было недодано изящества и стиля, «Ситроен» вылавливается глазом в потоке немедленно, будь он покрашен хоть в камуфляж. И ещё: только французам удаётся продумать до таких мелочей всё, что касается удобства машины. В ней не только удобно сидеть, в неё удобно садиться, двери открываются почти на 90 градусов, в ней не надо искать место, куда девать тысячу мелочей и мелочишек, сопровождающих в поездке водителя (а уж если водительницу, то не тысячи, а миллионы). Здесь кармашек, здесь ящичек, тут полочка, иной раз там, где бы вам и к голову не пришло поставить, а когда уже поставлено — трудно обойтись, до чего с руки. У вас в машине где атлас лежит? Вот и плохо, что там. А у владельца С4 — в отдельном кармане под правой рукой на консоли коробки, благо при нормальной (это значит — адаптивной автоматической) трансмиссии не так уж эта рука занята.
Некоторые решения в С4 приводят в восторг даже того, кто вообще-то по жизни уже ездил в нормальных автомобилях. Например, панорамная крыша, после задвигания шторок делающаяся прозрачной от лобового стекла до антенны на ней. Позади антенны начинается другое стекло, относящееся уже к задней двери, ощущение простора и единения с окружающим миром в С4 не омрачается, в отличие от кабриолетов, пылью, вонью и грохотом, из которого, в смеси с небольшим количеством кислорода и азота, состоит атмосфера крупных российских городов.
Пленяет и такая совершенно дижонская деталь: руль вращается отдельно от ступицы, которая стоит как вкопанная, служа при этом развитым пультом оперативного управления, помимо кнопок здесь есть и плавные регуляторы, и даже небольшой дисплей, где высвечивается то, что относится к режиму внешнего света.
Чего, спрашивается, здесь не хватало Евгению, новоиспечённому владельцу дижонского чуда? Только одного — звука. От природы автомобиль был наделён аудиосистемой JBL со штатным сабвуфером на 6-дюймовой головке, что, как нам хорошо известно, к звуку отношения не имеет.
Призовой Clarion привлёк, помимо прочего, удобством работы со звуковым процессором
Источниками вдохновения в музыкальном проекте для Евгения были ближайшие родственники. Брат построил систему в своём «Фокусе» полностью самостоятельно и даже предложил помощь в озвучивании С4. Отец выступил с альтернативным проектом: по всем электрическим и электронным нуждам своей машины он имел дело исключительно с Dellson, предложил на даче загорать и купаться вместо того, чтобы налеплять шумку на двери вкривь и вкось, а аудиосистему поручить проверенной конторе.
Первый вопрос грамотной установочной фирмы: что будем слушать? Прежние музыкальные вкусы Евгения проходили в клубно-электронной плоскости, под влиянием старшего брата, а вернее — системы в его «Форде», плоскость начала смещаться в сторону качественного инструментализма, авторов с разными именами, но одинаковым воинским званием DJ сменили Маркус Миллер, «Апокалиптика», равные им и схожие с ними.
СЧ и ВЧ-головки установлены в самую дальнюю часть приборной панель через верх, без снятия торпедо
Система под такую музыку требовала очень хорошего фронта и очень интеллигентного сабвуфера, а тыла не требовала совсем. Проект захватил не только заказчика, но и исполнителей. Дмитрий и Олег, переглянувшись, извлекли из закромов динамик, оставленный, вообще-то, для себя, его сейчас найти нереально. Это 7-дюймовый мидбас 7W2 из прошлого поколения Focal Utopia. Его решено было поставить в басовое основание трёхполосной фронтальной акустики. Верхнечастотное звено было подобрано легко — это пищалка TN52 из ныне действующей серии Focal K2Power. Дело было за среднечастотником. Сразу нацелились на купольный, а здесь выбор невелик. Кандидатами были Dynaudio MD140, классический Morel CDM54 и значительно менее распространённый Hertz HD 500.3. Датские красавцы отпали по габаритным соображениям, там один купол 75 мм в диаметре, вместе с корпусом — вообще беда. CDM54 покомпактнее, но всё же намного больше итальянской головки, не уступающей по качеству звучания. Место установки СЧ и ВЧ искали, как водится, экспериментально. Был вариант со стойками, сцена получалась широкой, но из-за большой разности хода волны между сторонами начинала быть заметной разница в тембральной окраске «ближнего» и «дальнего» СЧ/ВЧ-узла. Разносить среднечастотники и пищалки не хотелось категорически, и в итоге решено было смонтировать излучающие узлы на приборной панели как можно ближе к лобовому стеклу. По опыту авторов проекта наилучшие результаты при такой компоновке достигаются, когда пищалки расположены за среднечастотниками, но здесь так сделать не удалось из-за очень большого наклона лобового стекла. Пищалки вынесли ближе и поставили между среднечастотниками, при этом, как показало прослушивание, немного проиграли в ширине сцены, но добились очень хорошей тембральной стабильности. Интересно, что и пищалки, и среднечастотники, в силу их «автономности», установлены без снятия приборной панели, через верх. С диффузорной СЧ-головкой такой трюк не прошёл бы: и габариты бы помешали, и необходимость выгораживать объём.
Мидбасы расположены традиционно в дверях, на подиумах из шпатлёвки со стекловолокном на фанерном основании. Подиумы вписаны в контуры штатных обшивок дверей, причём здесь установщики столкнулись с ситуацией, которая у шахматистов называется «цугцванг» — вынужденная последовательность ходов, навязанная противником. Чуть более плоские конструкции не позволяли убрать внутрь двери подросшие по сравнению с худосочными штатными динамики, а чуть более рельефные мешали открыванию крышки бардачка справа. Реализована была та единственная геометрия, которая проходила между этими ограничениями.
Модель источника сигнала выбрал заказчик, правда установщики его энергично поддержали. Награждённый в прошлом году премией EISA Clarion DXZ 985 RMC, помимо прочего, привлекал удобством управления режимами работы звукового процессора, не говоря уже о приятной детали — твердотельной «запоминалке» Music Catcher.
Полностью подготовленный встроенными пресетами «головы» сигнал идёт на два усилителя. Один из них, шестиканальный LRx 6.9, все силы отдаёт фронту. По задумке конструкторов, два его канала предназначены для сабвуфера, на них навесили мидбасы, как ближайшие по специальности, на четыре остальных — раздельно мидрейнджи и пищалки. Сабвуфер обслуживает отдельный и строго специализированный усилитель из той же серии, LRx 1.400. Его нагрузка — соединённые последовательно 2-омные звуковые катушки 13-дюймового Focal 33KX, помещённого в закрытый ящик объёмом 39 л. Такой вариант оформления для этого динамика опробован не раз, пояснили в Dellson, для системы подобного назначения он близок к идеалу.
НЧ-излучатели фронта установлены на рельефных подиумах, вписанных в контуры штатных обшивок дверей. Найденный рельеф оказался единственно возможным
Корпус сабвуфера сделан довольно плоским и занимает всю ширину багажника. Он установлен под наклоном, в результате между стенкой сабвуфера и спинкой заднего сиденья открывается пространство, достаточное для монтажа и нормального охлаждения сабвуферного моноблока. Фронтальный LRx 6.9, дистрибьютор питания и буферная ёмкость помещены в индивидуальные «гнёзда» фальшпанели сабвуферного короба со стороны багажника. При такой компоновке оба усилителя легко доступны, один — из багажника, другой — при откинутой спинке сиденья, а доступ к запаске и задним фонарям ничем не ограничен, несмотря на немалый объём акустического оформления.
Дижонскую горчицу могут сделать только в Дижоне, это бесспорно. Но блюдо, приготовленное под эту горчицу, должно быть достойно знаменитой приправы. В «Деллсоне» умеют готовить под дижонскую горчицу…
Басовый моноблок (LRx прошлого поколения) живёт между спинкой сиденья и корпусом сабвуфера и легко доступен
Корпус сабвуфера вместе с главным усилителем (LRx нового поколения) раскинулся широко, но пользованию багажником мешает не сильно
SQ
На момент знакомства с этой машиной и её владельцем у Евгения не было планов поучаствовать в соревнованиях (у «Ситроена» не справшивали). А шансы у системы неплохие, отнюдь. Именно по звучанию. 33KX со сдержанной, интеллигентной уверенностью отрабатывает басовую партию, не поддаваясь искушению выдать себя даже на самых неприятных с этой точки зрения фрагментах, типа мотоцикла без глушителя или раскатов грома. Если какие-то басовые составляющие иногда и казались исходящими не с капота или приборной панели, а из-за спины, то лишь слабые, почти подтональные сверхнизкочастотные призвуки. По-настоящему низкие, но всё же содержательные звуки, в том числе турецкий барабан с «Аудиодоктора FSQ», были слышны уверенно и откуда надо. Звуковая сцена, действительно, широтой не поражает, но занимаемое ею пространство очень хорошо организовано. Например, саксофонист, разгуливающий со своим инструментом по сцене, совершенно явно обходит кругом центральную надстройку с дисплеем спидометра: начинает слева и позади, а в конце почти загораживает цифры. Относительно простые для процессорной системы барабаны расставились по сцене чётко, без слипания крайних, но и сложная именно для процессорных систем запись отрываемого скотча с «Focal Tools» не огорчила: звук шел вдоль сцены без изменения тембра и без часто возникающего в таких системах затихания в центре сцены. Звук приготовлен традициях французской кухни: порция небольшая, но очень вкусная.
RTA
Басовая часть спектра характеризуется относительно небольшой неравномерностью в полосе 40 — 100 Гц, притом что верхняя часть этого диапазона попадает уже в зону ответственности фронтальных мидбасов. Некоторое недоумение вызывает заметный провал на ВЧ, достигающий минимума на 400 Гц, к разделу полос это никак не относится, частота раздела НЧ/СЧ в системе приходится примерно на 1 кГц, где как раз всё безоблачно. Видимо, так сложились условия излучения НЧ-головок. Зато там, где за дело берётся СЧ/ВЧ-дуэт под лобовым стеклом, красота на АЧХ царит почти нереальная, кривая вписывается в коридор шириной 3 дБ от 800 Гц до 20 кГц, что впечатляет — до 20 кГц включительно, с нулевыми потерями. Это не только вкусно, но и полезно…