НЕТ ЛИ РАВНЫХ?
«Нет равных» — претенциозный девиз топовой серии компонентов Diamond Audio D9. Сказано сильно, придётся отвечать…
В крутой серии — только одна модель акустики. Отречение от принципа равенства проявилось на самых ранних фазах знакомства с ней. Деревянный ящик, отделанный не хуже итальянской мебели — это ещё ладно, понтами нас не возьмешь. Следующий этап показал: акустика построена на мидбасах калибра 7 дюймов. Это было видно и безоружным (но сильно тренированным) глазом, а позже доставило немало хлопот при обустройстве динамиков для измерений и прослушивания, боксы у нас заготовлены под разные калибры, но всё же имеющие равных у других производителей.
Вот он, мидбас, готовый к установке в свежевыпиленное отверстие диаметром 163 мм. Для справки: обычный мидбас калибра 6,5 дюйма садится в дырку диаметром 145. В конструкции низкочастотной головки комплекта обычно наиболее полно отражается идеология системы, здесь — не просто полно, а ярко. Литьё корпуса лишено нарочитой тяжеловесности и выглядит несомненно изящно. И не красоты единой ради. Поскольку неодимовый магнит находится внутри катушки, а магнитопровод — снаружи, поток рассеивания у таких систем уменьшен, что создаёт потенциальную возможность для увеличения чувствительности. Эта возможность реализуется не всегда, неодимовые ферриты дороги, пропорционально размеру, и, бывает, ради красного словца такой магнит ставят, а ради экономии ставят маленький. Из «обращённых» головок эта — самая массивная, что нам попадала в руки, в немалой степени — из-за порядочного магнита. Терпимость к тепловым перегрузкам у головок с такой конструкцией высока благодаря, во-первых, увеличенному размеру катушки (в данном случае 76 мм) и, во-вторых, улучшенному отводу тепла через металлический магнитопровод. Тут есть ещё и «в-третьих», и «в-четвёртых». Сказано же, равных себе эта акустика не переносит. Теплоотвод форсирован за счёт присутствия в магнитной системе осевого отверстия сабвуферного диаметра (19 мм), а на корпусе головки (под центрирующей шайбой) предусмотрено 12 вентиляционных окошек. Всё это, вместе взятое, образует патентованную систему TDX (Thermal Dyne eXtreme). Ещё один патент касается состава и конструкции диффузора. Материал назван QFS (Quartz Fiber Skinned Sandwich). Сэндвич образован слоем синтетической смолы, обеспечивающей воздухонепроницаемость каркаса из кварцевого волокна, ниже которого — слой ткани из кварцевого стекла без пропитки. Результат впечатляет: диффузор, пожалуй, самый жёсткий из всех, что мне попадались у мидбасов. Центральный колпачок (70 мм) — из синтетической ткани с пропиткой. Резиновый подвес относительно широкий, 12 мм, с сечением конгруэнтной формы.
По мере увеличения диаметра мидбаса возрастают трудности, связанные со стыковкой его и твитера по АЧХ. Чем крупнее мидбас, тем ниже надо было бы делить полосы частот между ним и пищалкой. Но пищалки-то по сути примерно одинаковы и любят (в хороших системах), чтобы частота раздела проходила как минимум на октаву выше их собственной резонансной частоты. С крупным мидбасом частоту раздела полос надо бы снизить до 3, а лучше — до 2,5 кГц. «Наши» твитеры на таких частотах работают неохотно и не здорово, поэтому деление полос осуществляют на 5 — 6, реже — 4 кГц, закрывая глаза на «проделки» мидбаса от 2 — 3 кГц и выше. Авторы этой акустики, как видно, не собирались закрывать глаза на что бы то ни было и предложили твитер с частотой резонанса 850 Гц (по спецификации. На деле оказалось немного по-другому, но тоже изрядно). Проблем с такими пищалками достаточно: надо увеличивать ход мембраны и/или её площадь, но во втором варианте обострится характеристика направленности излучателя, и частотный диапазон может оказаться ограниченным, а того и другого нужно избежать, иначе какое уж там «нет равных». Гуртом набегут…
Решение разработчиков было (судя по конечному результату) такое: диаметр купола увеличить до 30 мм, а подвес сделать тканевым. Материал купола — алюминий, металл вообще хорошо работает на верхах, а чтобы избавиться от паразитных колебаний мембраны, выдающих во многих пищалках их «железный характер» своеобразной окраской верхних частот, мембрана покрыта демпфирующей полимерной плёнкой. И ещё: воздушная камера пищалки разделена на две части, которые сообщаются между собой системой отверстий — это своего рода фильтр ВЧ, позволяющий снизить излучение головки на частотах ниже настройки камеры. Позже мы посмотрели, как это работает, сейчас ограничимся генеральным выводом: ещё как! Дополнительных принадлежностей к пищалкам не предусмотрено. Их корпус представляет собой «чашку» с развитым передним фланцем (66 мм), монтаж только в «тело», и без вариантов.
Описание кроссовера мы всегда оставляем на закуску, и в данном случае десерт будет не менее изысканным, чем два основных блюда. Едва ли не каждый, кто из любопытства заглядывал в лабораторию, кивал головой на кроссовер, приготовленный к установке на стенд со словами: «Надо же, какие у вас усилители стали маленькие. Цифровой, наверное?» Аналоговый. Даже пассивный, потому что — кроссовер.
Корпус, действительно, выполнен из алюминиевого проката и по размерам (190 х 145 х 58) мог бы быть и усилителем. Даже радиаторы есть, и, как выяснилось, не совсем декоративные. На них опираются все пять мощных резисторов, выполненных, кстати говоря, в «транзисторных» корпусах TO-220 (я такие вижу впервые). Конденсаторов четыре, и все полипропиленовые. Катушек три, без магнитных сердечников, понятно. С электрическим устройством фильтров разобрались не сразу, использовали результаты измерений. Пришли к выводу, что два конденсатора включены в параллель, один из двух оставшихся используется в цепи Цобеля (это полипропилен-то!), две меньшие катушки включены последовательно, формула II(Zobel) + II. Есть ещё пара электролитов, диоды и резисторы — они задействованы в схеме выпрямления для питания светодиода, сигнализирующего о предельном по мощности режиме, и в звуковых цепях не участвуют. В цепи твитера участвует защитный варистор. Двумя переключателями устанавливается уровень твитера из ряда +2/0/-2/-4 дБ. И ещё два позволяют перебросить фазу твитера на 180 градусов (при внеосевой установке его, как сказано в наставлении) либо разъединить входные цепи при подключении по способу би-ампинга/би-вайринга. Все органы коммутации устроены предельно удобно: в виде тумблеров на верхней крышке корпуса, под сдвигающейся дымчатой шторкой. Зажимы рассчитаны на зачищенный кабель диаметром до 4 мм. Тонкий кабель они фиксируют не всегда, и правильно делают, зачем к такой акустике с тонким лезть? Сечение меньше 1,25 квадратного миллиметра зажимы отвергают.
При прослушивании оптимальное положение аттенюатора установилось очень быстро, поскольку изменение положения переключателей меняло уровень верхнечастотных составляющих, но практически не вносило изменений в окраску верхов, и не было нужды искать компромисс между количеством и качеством.
«0» дБ, как в состоянии поставки. Басов эта акустика даёт немного, но они чёткие и красивые. Контрабас не только вполне конкретен, он, что можно услышать гораздо реже, музыкален. Мужские голоса предельно естественны: правильные сибилянты, собранный низ, корректная макродинамика. Женский вокал на редкость детален, ощущается даже, как Rebecca Pidgeon сверяется с партией контрабаса, слегка подстраивая темп. Рояль избыточно звонок на верхних средних нотах — при общем почти безукоризненном балансе это заметно. Верх, может, и не очень ярок, но, когда слушаешь, скажем, сольный проход ударной установки, память вдруг являет ощущения от живого выступления в джаз-клубе. Удивительно широкой, чёткой и глубоко эшелонированной оказалась звуковая сцена. Когда сверх обязательной программы стали гонять записи причудливых и трудных для воспроизведения звуков, обнаружили, например: лампочка с «Focal Tools» разбивается не просто реалистично, один из осколков настолько убедительно закатился в дальний правый угол комнаты, что хотелось отправиться на его поиски, как бы кто не наступил…
- Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 400/200
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 110 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 90,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,05
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,62
Параметры Тиля — Смолла компонентов
- Fs, Гц Vas, л Qts
- НЧ 57,8 10,1 0,38
- ВЧ 980/2100
Силовой фактор получился 9,3 Тл м, это больше, чем у многих сабвуферов. Масса подвижной системы 27,8 г — немало, конечно, но с чувствительностью здесь всё в порядке. Нелинейные искажения на басах крайне невелики, а показатель на средних подпортил всплеск гармоник (до 1,5 — 1,6%) на частотах 200 — 400 Гц, уж почему — не знаем. Выше уровень гармоник падает до 0,4 — 0,8%.
Теперь — графики. Сначала — чисто электрические характеристики. Минимум общего импеданса системы составляет 3,5 Ом (на частоте 1,8 кГц), никаких проблем. На графике приведены два варианта имедансной характеристики в крайних положениях аттенюатора. Частота среза фильтров НЧ и ВЧ по напряжению 2,4 и 3,1 кГц, с таким мидбасом это оптимум. Крутизна спада там и там 12 дБ/окт., но ФНЧ сделан высокодобротным, а ФВЧ — нет.
Теперь поглядим, что получилось по импедансу и по звуковому давлению у отдельно включённых компонентов. Частоты среза по звуковому давлению 2,8 и 2,9 кГц, лучшего согласования и не бывает. А вот крутизна спада там и там примерно 24 дБ/окт. Как это получилось? Уж конечно, не случайно. На характеристику фильтра НЧ наложился естественный спад АЧХ мидбаса — такой спад есть всегда, но почти никогда разработчики его не согласуют с характеристикой фильтра, потому что не умеют. Или не хотят. Здесь, стало быть, и захотели, и сумели. Теперь обратите внимание на импеданс твитера. Нижний пик (1 кГц) соответствует резонансу головки, когда она работает с полным объёмом воздушной камеры, на более высокой частоте одна составная часть её объёма отделяется от другой, получается второй резонанс (2,1 кГц). Между этими частотами работает механический фильтр ВЧ (12 дБ/окт.), потому и крутизна спада по звуковому давлению составляет (примерно, естественно) 24 дБ/окт., и лишь ниже 1 кГц крутизна выходит на «законные» 12 дБ/окт.
На низких частотах АЧХ начинает идти вниз довольно рано — сказывается очень высокая степень демпфирования головки: залог корректного и музыкального, но не обильного баса. Добротность головки намекает на возможность установки в ЗЯ. Даём ориентиры: в очень маленьком объёме 4 л получается баттервортовская добротность 0,71 при нижней граничной частоте 112 Гц, но вообще-то с точки зрения музыкальности добротность лучше выбирать ниже, от бесселевской 0,577 (7,5 л, F3 = 113 Гц) до критической 0,5 (13 л, F3 = 119 Гц). Эта акустика — для качества, а не для количества.
Cуммарная АЧХ системы по оси излучения в разных положениях аттенюатора. Всё предельно выверено. В диапазоне от 150 Гц и до верхней границы общая неравномерность (при аттенюаторе в положении «0») составляет 3,5 дБ, или, если так удобнее, +2,3/-1,2 дБ. Много ли равных у такой АЧХ даже среди домашней акустики?
А здесь — АЧХ системы при отклонении от оси излучения и действие переключателя фазы. Если перебросить его в положение, обозначенное «180» и снять АЧХ на оси, возникнет хорошо выраженный и, главное, совершенно объяснимый провал вблизи частоты раздела. Однако под углом 50 градусов к оси именно при обратном включении твитера АЧХ выглядит более предпочтительно. А именно это и обещали…
ЧТО
Компонентная акустика
КТО
Diamond D971
ПОЧЕМ
$1095
ЭТО — ПЛЮС
Высокая чувствительность
Низкие искажения на верхнем басе
Бескомпромиссная конструкция
Фантастическая АЧХ
ЭТО — МИНУС
Слегка повышенные искажения
на нижней середине
Ограниченные басовые возможности
ОДНИМ СЛОВОМ…
Равных, действительно, ещё поискать…
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 9
Чувствительность 9
Басовый потенциал 7
Звук 9
Итог 43