Округлость форм не всегда означает мягкость нрава. Эта акустика не желает сидеть рядом с водителем, а норовит занять место почётного пассажира сзади.
— На его месте должен был быть я…
— Напьёшься — будешь.
(из культового советского фильма)
НА СВОЁМ МЕСТЕ
Ivolga HW-639
Sony XS-F6931R
Hyundai H-CSS693
Ground Zero GZTF 69T
Forsage 100AC-6901-3
Mystery MO6933
Art Sound ALX 693
Hertz DCX 690
Kicx GFQ-693
Rockford Fosgate P1694C
Pioneer TS-E6996
Alpine SPS-69C3
Audiotop TRIAX 6×9
Caliber CSZ 9
Там обычно располагается и прекрасно себя чувствует сабвуфер. Его эта акустика в машину вообще не пускает. Конечно, я говорю про овалы размерности 6 х 9 — формат, наделённый нешуточным потенциалом. По площади диффузора пара таких «эллиптиков» (стараюсь избежать кажущегося некоторым обидным термина «лопух», если вдруг вырвется — это я не со зла) с эквивалентным диаметром диффузора в среднем 163 мм на четверть обходит 10-дюймовый сабвуфер, на те же 25% уступая сабу калибра 12 дюймов. Частота резонанса, правда, у сабвуфера пониже, если он не фри-эйрный, а после установки в ящик станет примерно такой же, «лопухи»-то (извините) сплошь фри-эйрные отроду. Мало того, сабвуфер для закрытого ящика делают жёстким, подвижную систему — тяжёлой, чувствительность падает. Овальные мидбасы, рассчитанные на работу в акустическом экране (free air), оснащаются достаточно лёгкой подвижной системой, и чувствительность у них выше. Намного выше.
Известно, однако: в акустике ничего не даётся даром. (А где даётся? Кто знает — позвоните в редакцию хоть среди ночи.) Платой за высокую чувствительность, как правило, является ограниченная перегрузочная способность. Овалы 6 х 9 идеально соответствовали требованиям 70-х и даже 80-х годов прошлого века, когда для автомобильных головок, даже по сути басовых, важнее была чувствительность, нежели максимально допустимая мощность. В наше время, когда усилитель практически любой разумной мощности обходится всё дешевле, его возможности зачастую будут ограничены перегрузочной способностью акустики. Впрочем, овалы чаще всего работают с усилителями головного устройства, а для этого варианта применения именно благодаря высокой чувствительности они приспособлены идеально.
Что это я всё о басах — речь же идёт не о сабвуферных головках, а о широкополосной коаксиальной акустике? Давайте, кстати, сразу разберёмся с терминологией. Естественно, коаксиальными (буквально — соосными) все три (а то и четыре) головки быть не могут, для «трёхполосных» овалов в ходу обозначение triaxial. «Триаксиальный» (то есть «трёхосный») это не только красиво, но и правильно по сути — в таких динамиках оси всех излучателей смещены (обычно вдоль длинной оси эллипса). Но, с вашего разрешения, я буду пользоваться привычным определением «коаксиальный», понимая некоторую условность этого обозначения. В описании овалов одну из головок называют, как правило, среднечастотником, а вторую — твитером. Лично я не могу называть среднечастотником головку, которая работает в лучшем случае от 3,5 (а чаще — от 5) кГц. Так что большую головку будем именовать твитером (на «пищалку» она тоже отзывается), меньшую — супертвитером, а овальный мидбас остаётся мидбасом.
Казалось бы, тремя головками перекрыть диапазон слышимых частот (исключая самые низкие басы) — задача тривиальная. Надо только, чтобы достаточно грамотные разработчики поставили перед собой такую задачу. Но либо не ставят, либо грамотные недостаточно, подходят оба объяснения. Смотрите сами: в типичном применении главные требования, предъявляемые к «блинам», это чувствительность и басовый потенциал. Мало кто станет добиваться от них выверенного тембрального баланса, чёткой локализации источников — тут главное, чтобы «колбасило», давайте уж без фарисейства. Изготовители же чаще всего идут за вкусами потребителя вместо того, чтобы этот вкус формировать. Типичный покупатель этой акустики (не без помощи доблестных менеджеров) убеждён: чем больше полос, тем лучше. А потому среди овалов 6 х 9 неуклонно сокращается количество двухполосных моделей, три полосы в этом формате стали нормой, а мутанты с тремя пищалками теперь встречаются всё чаще. Что в этом плохого? А что хорошего? Скажите, я жду…
Ладно, скажу сам. Во-первых, для монтажа многочисленных твитеров требуется крупная обойма, и влияние отражений от обоймы проявляется охотно и заметно. Во-вторых, трёхполосной такую акустику можно назвать лишь с той же долей условности, как пищалку — мидрейнджем: оба (или все три) твитера излучают в одном диапазоне, и на высоких частотах интерференция неизбежна. Правда, пьезокерамические супертвитеры почти не мешают основной пищалке, поскольку излучение их мизерное. Порадоваться бы, что декоративные пьезотвитеры понемногу сходят со сцены, но, как показывает опыт, электродинамические супертвитеры порой ненамного их лучше по чувствительности. В общем, понятно, что 6 х 6 — единственный формат широкополосной акустики, который не только используется преимущественно для создания басовой «поддержки», но нередко и разрабатывается с приоритетом басовых характеристик.
С учётом специфики применения, наверное, стоило бы оценивать «блины» по четырёхбалльной системе. 1 балл: не колбасит. 2 балла: колбасит. 3: рвёт башню. И 4 балла: сносит крышу. Но мы решили оценивать по старинке, хотя и внесли некоторые изменения в определение «басового потенциала». Для обычных широкополосных фронтов оценка по этому параметру определяется фактически лишь нижней частотной границей рабочего диапазона мидбаса. Для всех «блинов» (за редким исключением) эта частота ниже 70 Гц, а потому с учётом передаточной функции салона басовый диапазон продлится до инфразвуковых частот. Но при повышенной полной добротности на АЧХ в салоне появится горб в районе 50 — 70 Гц (вот она, «Черкизовская». Или «Останкинская»), при пониженной — небольшой провал на тех же частотах (это не колбасит). Если же частота резонанса достаточно низкая и добротность «правильная», на АЧХ появляется столообразный подъём, «блины» с такой характеристикой могут при случае рвануть молодую неокрепшую башню.
Короче говоря, при оценке басового потенциала мы учитывали не нижнюю частотную границу мидбасов, а качество спрогнозированной АЧХ в усреднённом салоне при установке в закрытый ящик (объёма 180 л), а также уровень нелинейных искажений на частотах от 80 до 125 Гц.
180 л — это объём багажника среднестатистического скромного седана, поделённый на двоих «лопухов». У нескромных седанов объём больше, но они ни при чём. При эквивалентном объёме от 19 л и выше (до 34) полбагажника — никакой не free air, полная добротность здесь повышается на 0,07 — 0,12, и процентов на 10 возрастает частота резонанса. Измерения по звуковому давлению проводились в стандартном тестовом ЗЯ объёмом 40 л, изображающем дверь, поэтому в необходимых случаях я взял на себя смелость прописать в технических характеристиках предсказанную теорией граничную частоту.
Если у вас сложилось впечатление, что «блины» совсем непригодны для музыкальных инсталляций, то оно ошибочное. Да, объём двери, как правило, тесноват, но для многих широкополосный вариант использования не исключается, скажем, при озвучивании мобильного театра на заднем сиденье. Для этих динамиков имеет смысл говорить и о характеристиках направленности. Кстати, напоминаю, что при измерениях овалов отрабатывается их разворот вокруг длинной оси симметрии мидбаса, при повороте вокруг второй оси характеристики направленности хуже, и разворота в этом направлении надо избегать всеми силами.
Вот так. Теперь осталось лишь перечислить конструктивные особенности динамиков, которые при описании будут приняты по умолчанию. Диффузородержатель штампованный из стального листа. Подвес диффузора изготовлен из резины, ширина от 11 до 13 мм. Кстати, ширина подвеса у овалов может различаться для участков с разным радиусом кривизны — за счёт такого нехитрого приёма не исключено управление частотной характеристикой выше 1 кГц, но большинство разработчиков обходится и так. Диаметр звуковой катушки по умолчанию (только для данного теста) примем равным 31,5 мм (или 31,75, то есть дюйм с четвертью). Контакты для подключения кабеля, как и всегда, почти у всех рассчитаны на использование клемм-«лопаточек». Оба твитера подразумеваем электродинамическими, соответственно, применяемые для фильтрации того и другого электролитические конденсаторы размещаются под их монтажной обоймой. Пьезокерамический супертвитер в фильтрации не нуждается, он сам себе конденсатор, тогда под обоймой устанавливается единственный электролит. Существует два основных способа разводки подводящих проводов в коаксиальной акустике: по первому из них гибкий провод прошивается в конус мидбаса, и здесь же, в точке пересечения с диффузором, с ним (проводом) соединяются выводы звуковой катушки. По второму способу сигнал к пищалкам подводится в обход магнита через центральную стойку; подразумевается, что к катушке мидбаса провода подходят непосредственно, без прошивки через диффузор, но тут, как оказалось, возможны варианты. Я не буду даже словом упоминать о том, обеспечивает ли рамка решётки дополнительное уплотнение с монтажной поверхностью: если уж вы не можете с приемлемой точностью подготовить отверстия под «блины» 6 х 9, то вам сначала надо потренироваться на чужих динамиках и чужих автомобилях, желательно — снятых с учёта по списанию…
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное число баллов в многоборье набрал Art Sound. Эта акустика, можно сказать, стоит особняком в ряду участников — она чуть ли не единственная, которая приспособлена не только для работы «тылом», но и к фронтальному использованию годна без ограничений. Естественные ограничения, вызванные физическими размерами акустики этого формата, не в счёт, не в наших силах. Так что «Лидер» известен.
По субъективной оценке звука «Лидеру» практически не уступают ещё трое участников — Hyundai, Kicx и Rockford Fosgate. Первый по сумме баллов почти догнал победителя. Удачная получилась акустика, что в некоторой мере даже явилось для нас сюрпризом. Итак, Hyundai — «Фаворит». Kicx тоже очень неплохо справляется с музыкальным материалом, но бас не совсем свободен от «колбасности». Для кого это не минус, а плюс, может с полным правом предпочесть именно эту модель. У RF бас соответствует самым строгим критериям, и, хотя форма осевой частотной характеристики небезукоризненна, оказалось, что по субъективной оценке звука он никому из одноклассников не уступает. Ну, это тоже не новость, осевая АЧХ решает не всё, а дисперсия излучения у RF как раз на редкость ровная. В перечень тех участников, которые произвели на нас самое выгодное впечатление, следует добавить ещё одну «фамилию». Hertz. Звучание этой акустики не свободно от некоторых шероховатостей, но у неё хорошая отдача, и бас она способна создавать очень качественный. Так что эти трое получают нашу «Рекомендацию».
Не для протокола, а для души отметим ещё троих: Ivolga, Ground Zero и Caliber. Эти динамики обладают неплохим звучанием и в дополнение к перечисленным могут быть использованы для прослушивания музыки. Остальные шестеро, скорее всего, изначально задуманы разработчиками как басовая «подзвучка», так и должны использоваться.