Правда, играла хорошо. Тем не менее с предыдущей инсталляцией (довольно подробно описанной в «А3» №12/2005) проездил недолго. Всё было замечательно, но…
НЕДОЛГО МУЗЫКА ИГРАЛА
Игорь СТЕПАНЕНКО, a.k.a. flatron, г. Новоуральск, Свердловской обл.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-7998R
- Усилители: Poweramper PA150, Phoenix Gold Ti1000.2
- Акустика: Scan-Speak 18W8545, Eton ER-4
- Сабвуфер: JL Audio 12W7-3
Стало казаться, что вот если бы тут поменять твитеры на вот эти, мидбасам дать побольше объёма, а в ответ нижнего баса получить побольше, то стало бы совсем хорошо… Идеи и деньги накапливались параллельно, и вылилось это в полную переделку всего инстала без исключения. Верность некоторым брэндам я сохранил, другим коварно изменил, но в целом и по составу, и по технологиям можно считать, что нынешнюю систему с прошлой объединяет только машина, она осталась той же, ВАЗ-2111.
Сразу же хотелось сделать систему для соревнований, то есть — с самыми высокими требованиями по установке. Хотелось также добавить зрелищности инсталляции.
Начну с того, что сразу было решено отказаться от типовых решений. Как говорится, мы не ищем лёгких путей. Как правило, такие эксперименты убивают много личного времени и денег, но это того стоит… Появляется бесценный опыт!
Как и в прошлый раз, постарался собрать лучшие компоненты и построить на них систему, которая была бы одинаково хороша и для души, и для соревнований. Считается, что это невозможно, но попробовать-то можно? Первым делом — новый сабвуфер. Хотелось найти компромиссный вариант, сочетающий в себе максимальное качество и более чем достойное звуковое давление. Т.е. SQ + SPL, в Штатах такие сабы имеют название SQL. Перечитывая зарубежные форумы, понял, что таких динамиков не так уж и много, а реально достать удалось и того меньше, только один, это JL Audio 12W7-3. Ждал динамик больше месяца. После получения сразу начал прикидывать, как его ставить, в какой объём. По первым прикидкам, в ЗЯ объёмом 55 л получалась весьма неплохая АЧХ. При проектировании ящика была зарезервирована возможность его переделки в фазоинверторный корпус, позже эта идея была реализована.
Ящик решил делать из фанеры толщиной 21 мм. Передняя стенка собрана из двух слоёв, между которыми находится своего рода демпфер — клеевой слой из «жидких гвоздей». Два куска фанеры стянуты 150 саморезами. Остальные стенки — 21 мм. Внутри ящика установлены вертикальные рёбра жёсткости, кроме того, весь ящик по горизонтали стянут стальными растяжками. Они сделаны из резьбовых шпилек М12. Между каждым вертикальным ребром растяжки стянуты гайками, после чего гайки приварены к шпилькам, чтобы уж наверняка.
Сто первый пошёл! Сто второй пошёл! Саморезов не жалеть!
После первого прослушивания стало ясно: чтобы полностью реализовать потенциал саба, нужен крайне мощный усилитель. Учитывая мою симпатию к транзисторному басу продукции американской компании Phoenix Gold, начал поиски именно в этом направлении. Был выбран снятый теперь с производства Phoenix Gold Ti1000.2, он выдаёт честный киловатт на 4 Ом в мостовом режиме. Но выбрать это одно, а приобрести — другое. В России такой усилитель найти нереально, он был приобретён в США и доставлен в Россию. После совместного прослушивания усилителя и саба понял, что это именно то, что хотел (на тот момент).
Далее автомобиль был загнан в бокс и разобран до основания. Началась работа по салону. Для начала все возможные места были проклеены шумоизоляцией STP, использованы материалы «Визомат», «Вибропласт» и «Битопласт».
Исходя из того, что чем меньше излучателей, тем лучше, меньше проблем с согласованием и фазировкой, система строилась по принципу 2-полосный фронт с фронтальным расположением усилителей плюс установленный «в тылу» сабвуфер с его усилителем. В итоге получался некий фэншуй автозвука…
Твитерами были выбраны домашние ленточные излучатели Eton ER-4. У них настолько потрясающее звучание, что после прослушивания возникает ощущение: на все остальные твитеры просто не стоит больше обращать внимания. Излучатели изначально домашние и для установки в авто никак не приспособлены. В связи с этим началась работа по изготовлению оригинальных креплений. Первое, на что обращаешь внимание, держа твитер в руке, это его вес, почти 600 г, это само по себе накладывало требования к жёсткости крепления. Но мне к тому же хотелось, чтобы крепление позволяло настраивать положение твитеров в пространстве во всех плоскостях. Изучил немало вариантов и решений по расположению, и главное — креплению твитеров. Остался один, он и был запущен в проект. Материалом для креплений выбрал алюминий, из которого фрезеровались корпуса твитеров и кронштейны их подвески.
Вертикальные стенки короба стянуты шпильками М12
Твитеры держатся на шпильках, приваренных к стойке авто. Сделанные крепления позволяют крутить твитер в достаточно большом диапазоне углов, что так необходимо при перенастройке звука под каждый вид правил соревнований.
Для того чтобы установить твитеры задуманным образом, необходимо было перенести козырёк панели в сторону центра. Хотелось получить эффект заводской конструкции, без изысков, как будто с конвейера, но только в центре.
Для этого была снята панель в сборе, вырезан козырёк, перенесён в центр и наварен стальной каркас. Потом на этот каркас была положена стеклоткань с пропиткой из полиэфирной смолы, далее — стекломат, и набрана нужная толщина. После чего шпатлёвка и обработка до идеальных форм под покраску.
Как и в предыдущей инсталляции, решил ставить ящики в двери. Прежде объём ящика составлял 8 л, для новых динамиков этого было крайне недостаточно. Новые динамики взял домашние Scan-Speak 18W/8545-00, для них надо было набрать 11 л. Основой ящиков стал довольно сложный фанерный каркас. Он был обтянут стеклотканью, которую я пропитал полиэфирной смолой, а затем изнутри ящика начал увеличивать толщину стенок стекломатом. Конструкция очень прочная. Для того чтобы получить необходимые 11 л, пришлось вылезти за плоскость обшивок. Конечно, и обшивки были изготовлены заново. Новая форма вышла достаточно изящной. Всё это — на базе «родных» обшивок и фанерного каркаса. Хочется добавить, что полиэфирная смола позволяет работать очень быстро. Два ящика сделал за пару дней. В прошлый раз (на эпоксидке) на это было затрачено значительно больше времени.
В сполохах сварки рождается рекордная жёсткость конструкции
Посадочное место динамика решил поднять повыше. При такой установке диффузор динамика не перекрывается ногами водителя и пассажира, что очень слышно в двухполосной системе.
Считается, что чем меньше длина проводки, тем лучше. Для реализации данной идеи установил фронтальные усилители скрыто, под панель приборов. Только так можно добиться минимальной длины как силовых, акустических, так и межблочных кабелей.
Усилителей, которые обладают отличным звучанием и имеют малые габариты — единицы. Одними из таких являются аппараты PowerAmper. И, конечно же, те, что мне были нужны, тоже сняты с производства… Не без труда были найдены необходимые два экземпляра модели PA150, легендарные усилители, снискавшие славу в узком кругу ценителей качественного звука. Усилители сделаны по схеме DualMono, имеют характерное, узнаваемое звучание, близкое к ламповому.
Пара усилителей расположена под панелью приборов на месте блока управления двигателем, который, в свою очередь, перенесён под водительское сиденье. Усилители крепятся к кузову на раме из 5-миллиметровой стали. К ней крепятся на шпильках стянутые между собой два усилителя, и вся конструкция намертво зафиксирована на кузове с использованием штатных крепёжных мест кузова.
Благодаря такой компоновке длина силовых проводов не превышает 1,5 м, акустических — не более 1,2 м, а межблочный кабель понадобился длиной всего 10 см. Всё это обеспечило очень высокую помехозащищённость системы.
Так ставится W7: винтами под гофром
Крепление головного устройства выполнено с использованием фрезерованных и затем полированных алюминиевых деталей. Скажу одно: магнитолу невозможно вытащить, не снимая панель приборов целиком! Впрочем, как и усилители.
Для придания большей зрелищности инсталляции нанёс несколько оригинальных штрихов. А именно: в салоне авто выкрасил часть деталей в цвет кузова, а в багажнике основным элементом, привлекающим внимание, сделал сабвуфер.
В багажнике соорудил что-то типа тазика. Его основой является каркас из фанеры, на который натянута ткань, пропитанная полиэфирной смолой и усиленная до толщины 1 см стекломатом с обратной стороны. Позже наружная поверхность доведена до идеала и профессионально окрашена.
Не стану говорить про сложность выведения поверхностей под покраску, кто занимался — знает, насколько это трудоёмко и нудно. Материалы при этом использованы вполне обычные: шпатлёвка Body, наждачная бумага. Но самое главное — усердие.
Теперь о звуке… Первым соревнованием по правилам ЕMMA стали екатеринбургские. Выступить достойно не получилось. Накануне подвела магнитола Alpine 7998. Позже проблема была решена, и я отправился в Челябинск на состязания по методу FSQ. Машина была достаточно сырая по настройке, первый успех оказался относительно скромным, 3-е место.
Примерка на место будущей изюмины дизайна
После этого взял в руки судейские протоколы и принялся за настройку. Первым делом решено было перейти на фазоинверторное оформление ящика сабвуфера. Это позволило бы понизить нижнюю граничную частоту в салоне. Необходимо было настроить фазоинвертор на довольно низкую частоту 27 Гц, которая соответствует резонансной частоте самого динамика. Чтобы избежать призвуков фазоинвертора, была выбрана площадь сечения тоннеля 200 см2 . При таком сечении расчётная длина тоннеля оказалась более 1 м. При этом никаких изменений в дизайне багажника делать не хотелось. Но вспомнив про оставленные при проектировании резервы и пойдя на некоторых хитрости, удалось оставить объём ящика неизменным, а фазоинвертор «навесить» снаружи, да так, что его не было видно. К слову, объём собственно тоннеля оказался больше 20 л, так что внутри его было никак не разместить. Новый звук порадовал, и более чем! Добавилась глубина и объёмность, бас стал как бы стелиться по земле при открывании багажника. Нижняя граничная частота – 25 Гц, сделать ниже не позволяют возможности головного устройства. С такими настройками я поехал на соревнования EMMA в Пермь, где взял 1-е место в классе «Новичок Unlimited». На этом решено было временно остановиться, но почему-то мне кажется, что и эта музыка будет играть недолго. Есть несколько свежих идей…
Форма обрамления сабвуфера образуется за счёт натяжения эластичной ткани
Ткань потом пропитывается полиэфиркой и упрочняется с тыльной стороны
Поверхность доводится до нужной (то есть — идеальной) кондиции
Козырёк над комбинацией приборов решительно ампутирован
Для перенесения козырька в центр наварен новый стальной каркас
Теперь — как обычно: шпатлёвка, шкурка и терпение
К новой панели пристыкована центральная консоль
Под приборной панелью пролегает укороченная проводка
Новое лицо центральной консоли
Межблочники удалось сделать минимальной длины, потому что…
Усилители стянуты вместе и…
… размещены под приборной панелью
Корпуса пищалок фрезерованы из дюралевой плиты
Пищалки Eton ER-4 для машины никак не предназначались…
18-сантиметровые Scan-Speak, вообще-то тоже
Фанерный каркас дверного ящика оказался причудливой формы
Потом на каркас натягивалась стеклоткань…
… и пропитывалась смолой
Ящик готов к встраиванию в дверь…
… и встроен в неё
Обивки требовалось также сделать объёмными
Шпатлёвка, шкурка… ну, вы в курсе
Теперь всё встало на свои места
Кронштейны готовы принять пищалки в свои объятья
Готовая акустика
Басовый усилитель смонтирован на отдельной плите
Окраска деталей была доверена профессионалам
Последняя примерка…
… и вот — результат