Почтовый адрес Focal JM lab — улица Будущего, д. 108. Можете проверить на сайте компании, так и сказано: 108, rue de l’Avenir. Это то же самое, но на французский манер.
Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ВЛАСТЬ НАД БУДУЩИМ
На этой улице, ещё живя в прошлом, задумались над будущим. В прошлом фирма специализировалась на акустике, строго акустике и только акустике. Но тогда же, в прошлом, стала планировать своё avenir, в том числе и в смысле расширения сферы интересов. Будущее превратилось в настоящее, появились усилители Focal FP. Довесок к торговой марке означает «Focal Power». Power — это мощность. Но это же значит и «власть». К этому усилителю с равным правом можно отнести оба понятия. У него нет привычного нам цифро-буквенного индекса, а есть имя — Dual Monitor.
Идея, лежавшая в основе данной разработки, нам понятна, хотя от этого не менее амбициозна: сделать усилитель, превосходящий все остальные на нашей славной планете не количественно, а качественно. Навсегда или хотя бы надолго. Забегая вперёд (такие уж мы непоседы), отметим: по многим показателям это удалось.
Что мы видим, имея перед собой Dual Monitor? В смысле — что такого, что помогло бы объяснить факт недавнего прошлого: там у нас были без малого три тысячи долларов, а теперь — вот этот аппарат. Не зная о цене, про его внешность можно с полным правом сказать: «выглядит на миллион долларов». Или евро, учитывая происхождение. Вещи «на миллион» должны выглядеть именно так: строго, со вкусом, с выверенностью линий и пропорций, с вниманием к мельчайшим деталям. Костюмчик от «Китон» видели? И деньги, и стиль примерно те же.
Но это — эстетика, что по технике? Особенностей, которые нельзя не заметить при самом беглом взгляде, сразу несколько. Всего один регулятор чувствительности (ага, знаем, это, наверное, один из так называемых «чистых» усилителей, без фильтров и прочей требухи). Тогда откуда цифровой вход, даже два: коаксиальный и оптический, а главное — совершенно компьютерный USB-порт?.. Вот откуда. Dual Monitor не усилитель, а сочетание усилителя с ЦАПом и звуковым процессором. Процессор управляется исключительно с компьютера, придаваемый в комплекте с усилителем выносной пульт предназначен для регулировки общей громкости и выбора одного из пяти заранее запрограммированных пресетов — наборов регулировок по всем параметрам.
Не касаясь пока процессорной части, оценим аналоговую. Сильноточные соединители собрались на одном конце внушительных размеров корпуса, они сделаны по моде нынешнего сезона: гнёзда наклонены вниз под углом 45 градусов. Выходные зажимы принимают кабель диаметром до 5,5 мм, зажимы питания имеют диаметр 13 мм. На противоположном торце корпуса — все сигнальные соединения (RCA-гнёзда входа и линейного выхода, цифра и оптика) и одинокий потенциометр чувствительности.
Теперь послушаем, как Dual Monitor звучит, загнав «в ноль» все регулировки. Источник: проигрыватель DVD/CD/SA-CD Marantz DV9600. Громкоговорители: Monitor Audio Gold 20. Два типа акустических кабелей, один из них — высокого качества (и цены), но с обычными электрическими свойствами, второй — экстремальный, с «убитой» индуктивностью. Межблочных кабелей понадобилось тоже две пары, с проводниками из бескислородной меди и тоже бескислородной меди, но покрытой серебром. Тестовый материал — любимый нами «Silence Technology Test Disk», а также «родной» для этого усилителя «Focal Tools CD». И опять не обошлись без материалов в формате SA-CD: Pink Floyd, «Dark Side of the Moon» и сборник «Super Audio CD NR.1» (Sony).
Начальная «инсталляция»: «медный» межблочник и обычного типа акустический кабель. Виолончель на «Silence Technology» свободна от драматизма — вроде и основа есть, и обертона на месте, но не «тащит». Японский барабан — мощный, рельефный, но как будто ударный инструмент обмотали чем-то мягким. «Money» Pink Floyd — потрясающе талантливая композиция, помноженная на филигранную работу звукорежиссёра. Позиция штампующей монеты техники не зависит от громкости и присутствия других инструментов. Но монеты — алюминиевые, как пфенниги ГДР. Фронты басовых барабанов не смягчены, но как бы отретушированы толстым карандашом. И бас слишком большой — для рок-музыки это нормально, но мы знаем, какие у него «размеры» именно в этой композиции. Четвёртый трек на SA-CD Nr.1, Diana Kroll, «S’Wonderful». Фоновые щёточки показались чересчур интеллигентными, легковесными. Испытанный приём — подключаем «безындуктивные» колоночные кабели. Басы сразу приобрели рельеф и приняли «правильный» размер. Японский барабан теперь в полную силу демонстрирует свою грозную динамику. Но одновременно щёточки за спиной Дайаны Кролл распылились, потеряли форму. Пойдём дальше. Ставим серебрёные межблочники. Ага — вот оно. Басы и динамика на месте, верх звонкий и вполне корректный. В общем, к «Китону» надо и ботинки соответствующие…
- Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 288/-
- Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,057/0,075
- Входная чувствительность, В 0,233 — 5,50
- Отношение сигнал/шум, дБА 88,5
- Переходное затухание, дБ 60
- Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 6,0 — 26000
- Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 12
- Ток холостого хода, А 2,6
- Габаритные размеры, мм 535 х 280 х 50
Прочерк в той позиции таблицы, где положено быть выходной мощности на нагрузке 2 Ом, означает, что и так всё ясно, а источник питания, способный прокормить прогнозируемую мощность, мы собираем только при тестировании моноблоков, уж извините. Изготовитель специфицирует на этой нагрузке 400 Вт, мостом на 4 Ом, соответственно, вдвое больше и мостом на 2 Ом (он, значит, может, если разрешили) 1200 Вт. Это для справки, хотя при всей нешуточной энергетике едва ли имеет смысл использовать с сабвуфером. Диапазон чувствительности измерен без использования программного управления усилением, программно можно расширить его в обе стороны в несколько раз (хотя зачем? И так с запасом). Все параметры измерены при подключении по аналоговому входу. Искажения несколько выше, чем у большинства аналоговых усилителей, видимо, таково свойство АЦП. Частотный диапазон определяется процессором, и надо отметить: у нас ещё не было процессорных устройств с такой полосой. Уровень помех повышен за счёт ультразвуковых составляющих — ни для кого не новость, что внутренняя среда компьютера не отличается чистотой в плане электромагнитных помех.
Теперь — о самом интересном, о мозге Dual Monitor. Приключений и открытий (от маленьких до не очень) хватило на целый ненормированный рабочий день. Сначала всё было просто: в комплекте к усилителю идёт кабель USB/A — USB/B (квадратный). Квадратное — в усилитель, плоское — в компьютер, надо сильно покурить, чтобы перепутать. Теперь — диск с программным обеспечением, сейчас всё настолько унифицировано, что сама мысль о том, чтобы заглянуть в мануал, кажется оскорбительной, вроде как возить учебник водителя третьего класса в бардачке. Софт встал, завёлся, увидел заранее включённый усилитель, пока всё по плану.
Отклонения от плана обнаружились, однако, очень скоро. Могучий интерфейс системы управления встроенным процессором Dual Monitor (имеющим даже собственное имя: Dual Manager) довольно большую часть виртуальных органов управления показывал в серой цветовой гамме, что, как мы знаем, обозначает: опция не активна. Наверху же окна интерфейса маячила надпись: «Restricted User Mode». Это мы тоже понять можем, для пользователя — одни возможности, для специалиста (по-компьютерному — администратора) — другие. Можно было бы ограничиться и пользовательским режимом, не окажись он «рестриктед» до совершенно мизерной степени свободы, почти всё из зовущих и интригующих переключений было «засерено», уж извините за наблагозвучное выражение. В смысле — деактивировано и закрашено сереньким. Быстро нашли переключение во всемогущий Administrator User Mode, щёлк мышью и… пожалуйте пароль. Первая мысль: пароль полагается только Ги Бонневилю, разработчику всего этого, нам, многогрешным, надо довольствоваться тем малым, что нам оставили, а за остальным — к людям в белых халатах на авторизованном сервисе. Только это в принципе невозможно: в Restricted-режиме нельзя даже временные задержки ввести раздельно по каналам, за что боролись, спрашивается? Мысль вторая, оказавшаяся на поверку не менее дурацкой: индивидуальный пароль наклеен где-нибудь на корпусе, на конверте с диском, на обложке мануала…
Чего только не придумают в наших кругах, чтобы не читать описания. А ведь буквы RTFM* надо отлить в бронзе, позолотить и прибить к каждому аппарату сложнее кофеварки.
* Read The Fucking Manual, это по-французски.
Пароль был напечатан типографским способом на второй странице мануала. Focal. Вот тут-то карта пошла. «Рассерились», сиречь активировались, все опции, за исключением одной, о ней — потом. А сейчас — что было можно из того, чего было нельзя. Начнём с того, что в двухканальном по определению Dual Monitor целых два двухканальных процессора, полностью независимых. Один работает собственно на усилитель: все его регулировки скажутся на сигнале на выходных клеммах для акустики. Второй соединён с разъёмами линейных выходов. И если возникал вопрос, как же так, цифровой процессор в двухканальном усилителе, где священный принцип поканального усиления и его возможности, то вот ответ: на выход можно привесить совершенно «голый» усилитель, всеми настройками которого займётся автономная половина цифрового оснащения Dual Monitor. Какой канал настраивается, отражает верхняя строка интерфейса: можно сразу по два, можно — индивидуально.
Окно ниже начинается с кроссовера (это для бумажной версии, здесь все окна/графики ниже этого текста). Частоты среза — любые, от 10 Гц до 30 кГц, причём не только те, что перечислены в вытягивающихся меню, а действительно любые, можно 500 Гц (наготове в меню), а можно 531, если набрать вручную. Характер фильтра — любой (ФНЧ, ФВЧ или ПФ), крутизна — любая от 6 до 24 дБ/окт., даже тип фильтра (Баттерворт или Линквиц — Райли) в администраторском режиме подлежит выбору.
Ещё ниже по экрану — выбор входа (аналоговый или цифровой) уровня на линейных выходах по отношению ко входам и временных задержек (от 0 до 22 мс, что соответствует 7,5 м, через 0,1 мс или 30 мм).
И наконец, занимающий весь подвал эквалайзер. Мы знаем, что он может быть графическим или параметрическим. Какого типа здесь? Любого… Честное слово. От графического — 30 полос, через треть октавы. От параметрического — возможность каждую из полос настраивать не только по уровню, но и по добротности, да ещё и частоту полосы можно самому сдвигать от стандартного третьоктавного значения. Например, вместо 400 Гц (по стандарту) вам отчего-то понадобилось 410, вот вынь да положь. Dual Manager вынимает и кладёт, заменяя одну из стандартных полос вашей персональной, сами выбирайте, какую именно, лишь бы в сумме было тридцать. Диапазон регулировки добротности — опять любой, во всяком случае, таких границ раньше видеть не приходилось. От 0,1 до 9,0. Как это выглядит «в реале», потом посмотрим, а пока обратим внимание на непривычное окно Filter Type. Первая опция Peak приводит к ожидаемому результату — горбу или провалу на АЧХ в заказанной полосе. Две остальные (High Shelf или Low Shelf) — не то чтобы к неожиданному — к непривычному. Если поставить, например, High Shelf на 315 Гц на 6 дБ, то вся АЧХ выше заданного значения поднимется на 6 дБ, а поведение кривой вблизи частоты перехода будет определяться установленной (нами же, что окрыляет) добротностью.
В дополнение к трудноописуемым возможностям частотной коррекции и фильтрации добавлен ещё и бонус — басовый эквалайзер Q-bass. Вообще-то, мы проверили: на самом деле это полноценная 31-я полоса эквалайзера, меню предлагает выбор частот коррекции (в обе стороны и с регулируемой добротностью) до 150 Гц, но «ручками» в окно частоты можно забить любое целое значение, скажем, 28254 Гц, если зачем-то надо: будет вам подъём/спад именно на этой частоте, да ещё какой вы сами укажете.
Теперь — о «сером». Единственная незадействованная опция интерфейса — Sound Effects. Это — на перспективу. От автора (уже упомянутого дядюшки Ги) известно: разрабатывается плагин для Dual Manager для создания эффектов, почерпнутых из арсенала профессиональной акустики, в частности — с целью формирования частотно-ограниченных временных задержек.
Насколько результаты регулировки соответствуют тому, что прогнозируется на экранном интерфейсе? Проверили. Вот результаты измерений, первый вывод из которых, чтобы к этому вопросу не возвращаться: соответствуют строго на сто процентов, «что в газете, то и в куплете». Для примера (и отчасти, грешны, для забавы) установили на Dual Manager дикую, ни на что не похожую АЧХ, скомбинировав действие кроссовера и нескольких полос эквалайзера. На экране Clio появилась та же диковатая картина, с точностью до масштаба по осям. На остальных графиках — полученные прямым измерением АЧХ кроссовера и эквалайзера в некоторых из бесчисленных вариантов настроек. Которые, как было уже не раз сказано, могут быть любыми…
Как и было говорено, всё, что появится на экране Dual Manager, будет повторено на выходе Dual Monitor. Сличайте, сличайте…
Ладно, шутки в сторону. Вот как работает эквалайзер при типе фильтра Peak, частоте 315 Гц и разных значениях добротности. Вот так можно 31 раз (если не забыть и про Q-Bass).
Всё то же самое, фильтр переключен в High Shelf.
Кроссовер с фильтрами типа Баттерворт, для примера — полосовой режим 70 Гц — 4 кГц. Все кривые пересекаются ровно в точке -3 дБ на частоте среза, как в учебнике.
Это — тоже как в учебнике, но для старших курсов. У фильтров Линквица — Райли нечётного порядка частота среза считается по -3 дБ, а чётных — по -6. И это предусмотрено и запрограммировано.