Заказчики современных автомобильных аудиовидеосистем обычно довольно ясно обозначают свои приоритеты.
В РАВНОЙ СТЕПЕНИ
Студия «Интеллигард», руководитель проекта Дмитрий ЦЕПЛЯЕВ
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine DVA-9861Ri
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Монитор: Alpine TME-M860
- Усилители: Helix Competition A6, A4
- Акустика: Brax Graphics 6, Alpine SPR-17LP
- Сабвуфер: Alpine SWR-1042D
Одни говорят: «Главное — звук. Ну, и чтобы кино посмотреть…» Другим требуется мощный многозальный кинотеатр, едва ли не с автоматом для попкорна, а если вдруг с киношедеврами не задалось, а по телику (годовщина навеяла) одни маленькие лебеди, можно и музычку послушать. Тот, кто по праву, обозначенному в свидетельстве о праве собственности, пригнал в «Интеллигард» этот Prado, обозначил равенство приоритетов. Максимально верный звук и топовое качество изображения. Но — без попкорна, размеры машины не должны обманывать, ездит он в основном один, вдвоём — максимум, одного экрана хватит, только — самого лучшего, какие есть.
Уже на этом этапе в голове будущего руководителя проекта начался процесс сортировки возможных вариантов. Кстати, про владельца головы. Дмитрий Цепляев — один из не очень многочисленных, но ярких фигур недолгой истории российского car audio, к которым относится заграничная поговорка «кошку сгубило любопытство». История умалчивает, что там случилось с кошкой, с Дмитрием (не первым и не последним, хотя и одним из немногих) произошло вот что: было у человека хобби, само собой — автозвук. На него тратились деньги и силы, приобретался опыт и круг общения, появлялись кубки за призовые места на соревнованиях, пока в конце концов количество не перешло в качество, качество — в профессионализм, а тут и хобби конец. Дмитрий перешёл в профессионалы не по спортивной классификации, а по способу существования, возглавив «Интеллигард», одну и старейших и крупнейших московских студий. Новым хобби Дмитрий, по его словам, пока не обзавёлся, совмещает…
Что же творилось в голове грозы противников на автозвуковых аренах? Исходя из уровня требований и системы приоритетов ясно нарисовались два имени: Pioneer и Alpine. Звук достойного качества могли обеспечить оба брэнда, не вопрос. Но если говорить о качестве изображения на ЖК-мониторе, в этом сегодня у Alpine конкурентов нет. Если говорить о дорогих мониторах, среди них есть, потому что там Alpine не участвует и получает «баранку» за неявку. Дешёвые варианты с заказчиком не обсуждали, поэтому, можно считать, определились: Alpine.
Что касается конкретной модельной реализации, то на повестке дня возник вариант мультимедийной станции Alpine IVA-D 310, при ней всё: и DVD, и встроенный экран отменного качества, вот только в интерьер Prado, по мнению его владельца, выдвижная конструкция вписывалась не идеально. Он попросил придумать что-то поизящнее.
Дмитрий придумал. На свою голову… Впрочем, ему не привыкать. Решено было сделать так: извлечь из центральной консоли штатное 2-диновое головное устройство, а на его место поселить отдельный дисплей TME-M860 с сенсорным экраном и возможностью управлять с экрана не только всеми компонентами системы, но и меню DVD, в сегодняшнем каталоге Alpine это предел возможного по качеству картинки. А головное устройство и процессор многоканального звука поставить отдельно.
Головным стал DVD-ресивер DVA-9861Ri, модель, в которой конструкторами был установлен тот же паритет между звуком и изображением, которого хотел заказчик: аппарат играет DVD Audio c не меньшим успехом, чем DVD Video во всех киноформатах, не говоря уже о CD и всевозможной компрессионщине. Буковка «i» в арьергарде обозначения модели, кстати, в этой системе осталась неиспользованной. Она означает возможность оперативного подключения iPod, а эта возможность заказчику, наперекор существующей тенденции, оказалась на фиг не нужна.
Почему «на свою голову»? Да потому, что выбранный вариант означал весьма радикальную переделку приборной панели. Позвольте, а как же «не впишется в интерьер, то да сё»? Что требовалось — сохранить стилистику или переделать её под мультимедийные нужды? И то и другое, в равной степени, что, как нетрудно догадаться — самое трудное. А чтобы жизнь совсем мёдом не казалось, было высказано и пожелание улучшить качество отделки при том же сохранении…
Дима, в любителях было проще, правда? В общем, так. Центральная панель консоли была извлечена и переделана так, чтобы где требуется её форма соответствовала новому назначению, а где нет — оставалась прежней. Из пластика ABS, традиционного для автомобилестроения, было отформовано обрамление экрана и выступающая часть, внутри которой расположился DVD-ресивер. И то и другое, кстати, стало технологическим достижением. Своего рода. Монитор модели 860, самый сложный в гамме аналогичных приборов Alpine, помещён в довольно толстый корпус, внутрь консоли с должным изяществом он не входит. Его разобрали, отделив собственно экран с лампой подсветки от электронного блока и кнопок оперативного управления, и всё разместили по отдельности: экран и кнопки — во вновь сделанном пластиковом обрамлении, электронный блок через шлейф — внутри торпедо. Это — раз. Два: устанавливая новое головное устройство в консоли «Лэнд Круизеров» современных модификаций, мастера, как правило, жертвуют пепельницей, это путь наименьшего сопротивления. Путь, Дмитрием изученный недостаточно, он решил: «Всё, что создано «Тойотой», должно быть надёжно защищено».
Ну и третье. Центральная панель и раньше не была с деревянной отделкой, а если бы и была, весь декор сошкурили бы и заклеили новыми поверхностями в процессе переделки. Это, а также отделка деталей на дверях, ручке АКПП и руле, появилось в ходе инсталляции, это как раз то самое улучшение отделки без нарушений стиля.
В дверях поместилась двухкомпонентная акустика Brax Graphics 6. Притом что штатная акустика притворялась трёхполосной. Именно что притворялась:
5-сантиметровая фигня, изображавшая среднечастотник, всем своим видом просилась в мусорное ведро с крышкой, чтобы не разорвали бродячие собаки, мы против жестокости. Две грамотно установленные полосы сделают своё дело, пообещал Дмитрий заказчику и не обманул. По концепции тыл предполагалось реализовать на коаксиалах, их у Brax нет, туда пошли 6-дюймовые Alpine R-Type, топовые (среди коаксиалов) головки, реализующие принцип точечного излучения.
Мультимедийная природа установки требовала, в принципе, и центрального канала, но его Дмитрий затевать не стал. Без обезображивания торпедо можно было поставить только очень мелкую головку, так в этой машине всё устроено, а по мнению Цепляева, если уж центр ставить, то не меньше, чем на 5-дюймовом излучателе, иначе теряется смысл: диалог, произносимый с участием обладателя низкого голоса (а мы ведь смотрим не только фильмы из жизни обитателей детсада), окажется размытым, зачем тогда, спрашивается, трудились? В то же время по опыту было известно: запланированный в системе процессор 701 в режиме Bi-Phantom сводит центр идеально.
Вставки с отделкой под дерево на 90% сделаны в «Интеллигарде» и точно подогнаны по цвету и фактуре к 10% штатных
Процессор, с его мало чем ограниченными возможностями, выполняет и функцию, непосредственно связанную с приоритетами технического задания. Итогом настройки машины стали три тщательно выверенных пресета. Первый носит условное название (хотя такое ли условное, если вспомнить призовые кубки руководителя проекта?) «Правильный звук». В этом режиме тыловые каналы вообще отключены, играют фронт и сабвуфер. Второй режим — «Клубный», здесь подключается тыл и меняются частотно-временные настройки с тем, чтобы создать эффект окружающего звука. Ну и третий, разумеется — «Кино», задействуется режим синтеза центрального канала, меняются настройки суббаса, в кино у него особая роль. Пресеты, как и все прочие регулировки, относящиеся к процессору, устанавливаются «с головы», благо шина Ai-Net такую возможность предоставляет, одновременно избавляя от необходимости искать место для управляющего блока процессора, а он, как известно, занимает ту же площадь, что и панель головного устройства.
Теперь, когда все сигналы сформированы, а настройки занесены в память, надо всё усилить. Решение с усилителями вполне достойно репутации чемпиона. Два аппарата, в общей сложности на десять каналов, установлены… на потолке в задней части салона. Оба — Helix из серии Competition, отличающиеся от аналогов как минимум двумя признаками. Во-первых, необыкновенной тонкостью корпуса, чуть больше 3 см, а во-вторых, схемной архитектурой, когда в прошлом году модель А6 получала премию EISA, отмечалось, что это чистый усилитель, не вмешивающийся в звуковой тракт никакими регулировками, фильтрами или ещё чем. В данном случае это и было нужно: все без исключения настройки делаются в процессоре.
Пищалки остались на штатных местах в дверях. Но звуковая сцена всегда возвышается над ними сантиметров на 15 — 20
«Старший», шестиканальный аппарат работает на излучатели фронта (поканально, там индивидуальные задержки и фильтры в процессоре) и тыла. Второй, А4 — на две 2-омные звуковые катушки сабвуфера в попарно-мостовом соединении. Обратите внимание: при кажущейся субтильности А4 без проблем работает на 2 Ом мостом, типичные 4-канальные усилители этого не умеют. Усилители подвешены на лёгкой, но жёсткой алюминиевой раме, цепляющейся за поперечины крыши под обивкой. Очень невысокое обрамление обшито алькантарой, такой же, какая использована в оформлении сабвуфера. Саб сделан на базе одной 10-дюймовой головки, причём такой, что требует для полноценной работы минимального объёма. Обводы ящика определились двумя принципиальными границами — спинкой сиденья третьего ряда (хозяин почему-то не хотел отказываться от дополнительных мест) и пятой дверью. Объём определился степенью выступания ящика внутрь задней части салона, при необходимом объёме всего 17 л выступание оказалось далеко не выдающимся. За спиной у сабвуфера, в нише крыла, расположился основной (и единственный) блок процессора и ТВ-тюнер. Сигнал от источника сюда идёт по оптическому кабелю, а благодаря потолочному размещению усилителей длина межблочников получилась весьма скромной, меньше полутора метров, к тому же наиболее подверженные помехам линии оказались геометрически далеко от остальной проводки машины. В общем, сразу и дизайнерская находка, и явный практицизм. В равной степени…
Верхний, штатный дисплей сохранил свою функциональность, нижний, мультимедийный, встал на место 2-динового штатного «радио»
Новое головное устройство в отформованной из ABS капсуле над пепельницей, а не вместо неё
Для тыловой акустики выбрали топовые коаксиалы
«От трёх до пяти»: место под сабвуфер было строго ограничено спинкой сиденья третьего ряда и пятой дверью
Два усилителя на десять каналов в сумме согласились жить на потолке
SQ
Слушать машину решили в двух режимах: «правильный» двухканальный звук и кинонастройка. Надо сказать, скромный с виду 10-дюймовый сабвуфер своё дело делал отлично. В тесте на локализацию он выдержал напор мотоцикла без глушителя, но немного, совсем чуть-чуть, выдал себя на турецком барабане с FSQ. Выдал отчасти благодаря тому, что барабан был слышен во всей красе, что, как известно, удаётся не каждой системе, в том числе и с куда более солидными сабвуферными агрегатами. На фронте обстановка такая: удивительным (хотя и не очень) образом сцена стоит стабильно на 15 — 20 см выше линии пищалок в дверях, нигде (и никогда) не опускаясь ниже этой линии. Сцена очень явно эшелонирована, гуляющий саксофонист в конце своего соло почти зримым образом вышел на козырёк над дисплеем. Семь барабанов встали идеально, ни один не прилип к соседнему. В режиме «кино» сцена несколько сузилась, равномерность осталась прежней, хотя казалось, что режим Bi-Phantom должен деформировать звуковую панораму. Зато центр действительно формировался в центре, не зная, как устроена система, трудно было поверить, что отдельного излучателя центрального канала в системе нет. Были продемонстрированы и признаки неплохого вертикального разрешения, карандаш на тестовом треке рисовал довольно высокие эллипсы на лобовом стекле. Не круги и не в воздухе перед стеклом, что было бы фантастическим идеалом, но и на стекле, и эллипсы.
RTA
При измерениях в тех же двух режимах ничего не меняли, кроме заранее настроенного пресета, поэтому и уровень звукового давления получился несколько разным. В «правильном» звуковом режиме система воспроизводила бы практически идеальную АЧХ, в своё время выведенную нами на основе статистики, если бы не очень заметный спад на самых верхних частотах. Зато — никаких неожиданностей на середине. С кинематографической настройкой максимум басового излучения несколько сдвигается в область самых низких частот, а на средних появляется характерный плавный подъём на 1 кГц, создающий эффект присутствия, что для кино как раз необходимо.