Студия «Трон Авто», г. Екатеринбург, руководитель проекта Вадим Тюленев
ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ СГОВОРУ
Почему-то считается, что это отягчающее обстоятельство. Так ведь смотря о чём сговариваться. И насколько громко…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88RS
- Усилители: Ground Zero GZUA 4125SQ, GZNA 4350 X, GZPA 1.2750 SPL
- Акустика: Ground Zero GZNC 1650, GZTC 130T
- Сабвуферы: Ground Zero GZNW 12 SPL
Участники сговора были хорошо знакомы между собой до того, как в него вступили. Дмитрий Каширский, житель города Сухой Лог до сих пор не переименованной Свердловской области, и две организованные группы жителей переименованных на исторический лад населённых пунктов.
Вадим Тюленев, руководитель студии «Трон Авто», и его соратники Олег Богомягков и Кирилл Сташков представляли в образующемся сообществе Екатеринбург, группа высокопоставленных сотрудников компании «Ультра Стар» — Санкт-Петербург.
Инициатива деяния исходила от жителя Сухого Лога. В своём родном областном центре насмотрелся он на заряженные машины (а Екатеринбург ими отнюдь не беден) и возгорелся мыслью. Учинить на месте имевшейся у него в автомобиле аудиосистемы что-нибудь эдакое. Поделился воспламеняющей мыслью с друзьями, и тут оказалось, что ещё несколько человек вынашивают примерно такие же планы и не прочь объединить усилия. Мастера из «Трон Авто» предложили автору инициативы сделать так, чтобы он не только мог с прежней регулярностью пользоваться машиной, но и выступать на ней на соревнованиях, причём в профессиональном классе, представляя интересы студии. А питерские были готовы подогнать для этого наиболее подходящее снаряжение в виде компонентов фирмы Ground Zero, не так давно превратившейся из американской в германскую и от этого только выигравшей.
Для относительно нового на нашем рынке брэнда вскочить в идущий на полном ходу поезд автозвуковых соревнований непросто, и решено было это сделать со стороны «силового» вида соревнований по версии EMMA, то есть ESPL. Имея в виду перспективу постепенной адаптации машины и для соревнований по качеству звучания. Исходя из такой тактики (с элементами стратегии), и начали разрабатывать проект.
Питерские взялись поставить для системы все компоненты, кроме головного устройства. «Все» в данном случае означает не только акустические, но и силовые, оба аккумулятора в машине — тоже Ground Zero. Не имеет отношения к «титульной» марке только «голова», но когда это Pioneer DEH-P88, то и вопросов, как говорится, нет.
Работа над любым автозвуковым проектом должна начинаться с шумоизоляции, когда речь идёт о сугубо отечественном автомобиле, то, уж извините, тем более. Салон обнажили до кузовного железа, выкинули все лишнее и ненужное и на все без исключения внутренние металлические панели уложили два слоя шумовиброизоляции.
Дальнейшая инсталляция производилась со скрупулезным соблюдением требований правил ЕММА. К примеру, для того, чтобы избежать перегиба силовых и акустических проводов (использованы Stinger и Tchernov Audio), инженеры решились прорезать тоннели в кузовном железе.
Архитектура системы сформировалась явно под немецким влиянием — навеяло, видимо. Трёхполосный фронт опирается на сдвоенные 6-дюймовые мидбасы, это немцы стали впервые так делать. В роли НЧ-головок использованы форсированные по допустимой мощности мидбасы серии Nuclear, от этого же комплекта взяты пищалки (одиночные, вторая пара — в запасе). Между сдвоенными «шестёрками» и пищалками и геометрически, и в смысле полосы частот, расположился 5-дюймовый среднечастотник. НЧ-головки, естественно, работают на объём заглушенной двери, а для СЧ-излучателя выгорожен герметичный объём, очень небольшой, едва литр, чего с учётом рабочей полосы мидрейнджа оказалось вполне достаточно.
Одиночные (в отличие от низкочастотников) пищалки тщательно нацелены, с учётом стратегических планов
Оснащение багажника гармонирует и с могучим фронтом, и с задуманной первой спортивной специализацией машины. Смонтированные по бортам корпуса сабвуферов — фазоинверторы объёмом по 53 л «с каждого борта». Венчают их две 12-дюймовые головки GZNW12 специальной SPL’ной серии.
Электричество к акустике доставляют четыре усилителя. Самый скромный по мощности (4 х 125 Вт) GZUA4125 SQ питает среднечастотники и твитеры, второй четырёхканальник GZNA 4350Х досылает по 150 Вт на каждую из НЧ-головок, подключённую к своему каналу.
Сабвуферам предоставили по личному усилителю подобающей стати. Младший (!) в серии импульсных моноблоков серии Plutonium, GZPA 1.2750, при 14,4 В отдаёт на выходе 900 Вт RMS на 4-омной нагрузке и 1400 Вт — на 2-омной. С выбранными сабвуферами вопрос о четырёх Омах не возникал, GZNW 12SPL отличается от просто GZNW 12 не только иной конструкцией (и цветом) корзины — это совсем другой динамик, и выпускается он только со звуковой катушкой 2 х 1 Ом. То есть 2 Ом — это максимум импеданса, который можно получить коммутацией секций звуковой катушки. Меньше — пожалуйста, больше — никак.
Что бы ни говорили про к.п.д. импульсных усилителей, он не может быть больше 100%, так что все эти киловатты надо снабжать питанием. Штатный аккумулятор был заменен батареей GZ с разрядным током до 2500 А, вторая такая же поселилась в багажнике, а штатный генератор сменили на пропорционально более мощный. За «буферизацию» энергии отвечают четыре конденсатора GZ общей ёмкостью 4,8 Ф.
Самая знаменитая на сегодня модель Pioneer — единственный компонент в системе, на котором не написано «Ground Zero»
Определившись с аудиооснащением, занялись косметикой. Панели салона, за исключением заднего дивана и потолка, обтянуты винилом с эффектом карбона от Select Products. Задний диван вообще трогать не стали, а потолок обшили алькантарой. Завершающим этапом дизайна стала аэрографическая роспись. Из двух десятков вариантов рисунка, предложенных екатеринбургским художником Денисом Новиковым, остановились на стекле, которое разлетается вдрызг под натиском звукового давления. По инициативе владельца автомобиль пережил еще и некоторый тюнинг мотора, ходовой части и аэродинамики.
Каковы оказались результаты предварительного сговора? На региональном этапе в Екатеринбурге автомобиль завладел сразу четырьмя кубками: 3-е место за качество звучания, 2-е место в соревнованиях EMMA-Racing и два кубка за SPL — за 1-е место в своем классе и Гран-при. Еще два этапа — и вновь первые места за SPL и вторые — в гонках ЕММА. Кстати, на этапе в Нижневартовске автомобиль вынужден был выступать в более сильном классе, чем обычно, но все равно не подкачал. А финал российского первенства принес машине звание вице-чемпиона России по SPL с результатом всего на 3 балла ниже, чем у победителя. Результаты сговора оказались не отягчающими, но очень весомыми…
Сдвоенные мидбасы работают на всю дверь, а 5-дюймовый среднечастотник заключён в тесный бокс
Что делают пассивные кроссоверы в полностью поканальной системе? С этим, оказывается, тоже связан какой-то стратегический замысел
12-дюймовым головкам специального спортивного исполнения непросто было бы поместиться даже в 50-литровых «стелсах», динамики поставили корзинами наружу
За задним сиденьем — разводка питания и буферные ёмкости
Моноблоки, обслуживающие каждый свой сабвуфер, расположились максимально близко к своей нагрузке
SQ
Оценивать качество звучания в машине, столь намеренно и очевидно заточенной под ESPL, оказалось непросто. Басы доминируют настолько, что прочие спектральные составляющие приходится выхватывать из громоподобного басового фона. Но то, что выхватить удаётся, свидетельствует, что при перенастройке системы у неё откроется неплохой звуковой потенциал. Рано сейчас об этом говорить, перенастроят под филармоническое звучание — вернёмся к вопросу. Хотя о том, что ни с басами, ни с мидбасом проблем не будет, можно сказать уже сейчас — сдвоенные низкочастотники дают очень чёткий рисунок басовой атаки, а собравшееся сзади заливает это рельефом баса до состояния монолита.
RTA
Для того чтобы вся АЧХ поместилась в окне анализатора, общий уровень звукового давления пришлось поставить почти 114 дБ. При меньших уровнях полоса частот 1 — 3 кГц уходила за нижний край экрана, так, видимо, берегли среднечастотник, наиболее уязвимую часть фронтальной акустики. Самая басовая часть характеристики — канон эспиэльного жанра, с острым максимумом на 50 Гц, однако обращает на себя внимание то, как бесшовно состыкована эта характеристика с АЧХ фронтальных мидбасов. Да и на верхних частотах сюрпризов нет. Если убрать намеренный горб на самых низах и (намеренный же) провал на середине, всё должно встать на свои места.