Студия: «Автоподиум», руководители проекта Дмитрий Цепляев, Александр Егоров
ПРЕДЫДУЩЕЕ
Разумеется, мы живём по большей части настоящим. Но посмотрите под ноги, на чём стоит настоящее? На предыдущем. Не на прошлом, а на предыдущем, это разные вещи…
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер
- Источник: Alpine IVA-D300RB
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Мониторы: Alpine TME-M710
- Усилители: Alpine MRV-F450, MRV-T320, SBS-0715
- Акустика: Alpine SPX-177R, SPX-F17T, SPR-134A, SPE-1002
- Сабвуфер: Alpine SWR-1021D
Имена, перечисленные в графе «Руководители проекта» этого обзора, вам уже встречались. В предыдущих. Александр Егоров, глава «Автоподиума» — в №8/2006, Дмитрий Цепляев, руководитель «Интеллигарда» — на номер позже, в №9. таково их настоящее, а предыдущим было иное: увлечённый до крайности, не сказать одержимый (хотя почему не сказать, одержимый и есть, мы своих страстей не стесняемся), любитель автозвука Дмитрий Цепляев состоял с «Автоподиумом» в отношениях «заказчик — исполнитель». Хотя уже тогда его роль в создании системы выходила очень далеко за рамки клиентских прерогатив, именно поэтому руководителей у этого проекта было двое, и даже не равноправных, а в том порядке, в каком перечислены имена.
Дмитрий сегодняшний не имеет права подчиняться личным предпочтениям по части автомобилей — статус руководителя профессионального установочного центра не позволяет. Дмитрий предыдущий, категория «Любитель», этим правом обладает в полной мере. Всем прочим автомобилям он предпочитает французские. Кстати, завсегдатаи интернет-форумов по спортивно-автозвуковой тематике Дмитрия знают именно по сетевому нику «Француз». По жизни он не француз и даже не похож…
Предыдущей машиной была Peugeot 406, на её заднем сиденье в жилище Дмитрия прибыло немало призовых кубков (категория «Любитель», как и было сказано). Смену машины (ничто не вечно) сопроводила и смена брэнда: в сторону французского госпредприятия Renault Дмитрий особенно подолгу не смотрел, пока не появилось второе поколение Megane и Laguna. Здесь Дмитрий собрал вещички и перешёл в стан «реноводов».
Как покупает машину истинный энтузиаст автозвука? Примерно так же, как покупает квартиру профессиональный дизайнер интерьеров. Ему не то что обоев на стене, наклеенных чужими руками, не надо, ему желательно, чтобы стен было по минимуму, у него — свой проект. Так и здесь: машины выбиралась той минимальной комплектации, на которую соглашались производители, всё равно автомобилю предстояло радикальное переоборудование с решительным редизайном где следует.
Теперь, когда машина в гараже, с минимумом лишнего, надлежит выбрать, чего на борту окажется максимум. То есть — основные компоненты. Идея заключалась в том, чтобы сделать машину одновременно аудиофильски звуковой и футуристически мультимедийной. В рамках одной системы это само по себе крайне непросто, ведь критерий будущего успеха (или неудачи) был выбран одновременно с концепцией: победные места на автозвуковых соревнованиях — успех, не победные, в любом виде состязаний — неудача.
Но и к этой амбициозной цели Дмитрий решил идти не самым накатанным путём. Не будучи никак профессионально связан с торговой маркой Alpine (даже в нынешнем статусе, не говоря уже о предыдущем, любительском), он решил построить полностью монобрэндовую систему. Причина — спортивный интерес, по собственному признанию автора идеи. То, что в области мультимедийных и цифровых компонентов Alpine конкурентов к себе особенно близко не подпускает, широко известный факт. Но хотелось встретить и иной вызов, звуковой и аналоговой природы. Показать, что при оптимальном построении системы на акустике Alpine она окажется способна рвать в клочки другие, базирующиеся на продуктах признанных мастеров акустических искусств.
Лобовое решение поджидало и здесь: вот F#1 Status, деньги на бочку — дело в шляпе. Но решено было иначе: взять компоненты из верхних рядов, но не убийственный эксклюзив. Как раз вовремя появилась новая серия акустики SPX, на ней и задумали основываться.
Насчёт «вовремя», правда, надо сделать одну неприятную оговорку. В 2005 году Megane с любителем Цепляевым за рулём провела сезон соревнований крайне однообразно. От сезона (включительно) до финала России (тоже включительно) в основном классе, где выступала машина, «Мультимедиа Любитель», ни разу ни одного места, кроме первого, она не занимала. В звуковом классе «Любитель 4000», по концепции системы — вторичном, своего рода вспомогательном — тоже, за исключением финала, где Дмитрий уступил супербизонам с чисто звуковыми установками, без мультимедийных осложнений.
При таком раскладе дорога лежит куда? Правильно, на финал чемпионата Европы, причём почти наверняка — прямиком на первое место. Однако за две недели до еврофинала машина Дмитрия, осмотрительно гаражного хранения, была весьма квалифицированно обчищена (со вскрытием гаража) под ноль, до минимальной заводской комплектации. Если ходите по форумам, наверное, вспомните, факт получил широкую огласку. Так что нынешняя система — вынужденно второе издание того же произведения, с изменениями и дополнениями.
При сборе компонентов для переиздания наибольшие трудности встретились на этапе поиска головного устройства. В первой редакции стояла мультимедийная станция Alpine IVA-D300R, которую к этому времени сменила новая, Alpine IVA-D310. А Дмитрий не хотел новую, он хотел предыдущую, считая, что по звуку она лучше. Непристроенный экземпляр «предыдущей» чудом удалось найти где-то в Молдавии. Про акустику SPX мы уже говорили, усилители V12, которые Цепляев не желает менять ни на какие другие, нашлись, вовремя (с уже известными оговорками) прибыл и «701-й» процессор. Два месяца у Дмитрия и Александра ушло на проект системы, до того, как был ввёрнут первый шуруп. Стартовой точкой, от которой система проектировалась, стало, как ни удивительно, не головное устройство, а… акустика центрального канала. И предыдущий, и нынешний Дмитрий Цепляев считают, что в мультимедийной системе акустика ЦК должна быть не меньше 5 дюймов в калибре мидбаса, иначе полновесной поддержки «центровых» диалогов не получится. В гамме Alpine есть специализированный комплект для центрального канала SBS-0715, от него решено было использовать усилитель, но не малогабаритную головку, вместо которой хотелось поставить что-то посолиднее. Правда, компоновка такой головки в приборной панели Megane сразу не вытанцовывалась, если только не городить уродливых гробов поверх торпедо. Дмитрий решил попробовать вот что: был снят козырёк центрального информационного дисплея машины (его экранчик потом переехал вниз на центральную консоль). Осмотр места происшествия показал: там можно набрать некоторый объём для закрытого ящика. Расчёты и макетирование показали: 4-дюймовый коаксиал Alpine SPE-1002 даёт нужные характеристики на нижних частотах в объёме около 2 л — это в гнездо бывшего дисплея вписывалось. Тут-то и пришла мысль сделать всю акустику в машине в полноценном оформлении типа ЗЯ. Новая серия мидбасов SPX продемонстрировала явно выраженные «ящичные» предпочтения, так что всё вроде бы складывалось удачно. К тому же, как выразился Дмитрий, машина на этом этапе активно помогала установке аудиосистемы. Оказалось: ради пассивной безопасности французские конструкторы довольно далеко вынесли обшивки дверей внутрь салона, соответственно, между ними и силовым каркасом двери образовалось пусть расплющенное, но значительное по литражу пространство. Туда Дмитрий и решил внедриться с закрытым ящиком мидбасов фронтальной акустики. Для корректной работы мидбасов требовалось по 12 л (с заполнением) на головку, это прогнозировали расчёты, а подтвердили измерения, прослушивание и подгонка объёмов тестовых боксов. Вписать требуемый литраж под обивку удалось, придав ящику более чем нетривиальные очертания.
Концепция акустического оформления всей машины началась с этого ящичка для центрального канала
Материал для дверных ЗЯ был взят не с потолка. С верхней полки склада совместного российско-финского предприятия «Чудово-RWS» в Новгородской области. На складе — только один вид продукции, фанера, другого предприятие не выпускает. Зато какая! Та, что на верхней полке, категории E/E, предназначена для элитного судостроения, она не только влагостойка до предела, но в силу иной, по сравнению с обычной фанерой, технологии изготовления (прессование под высоким давлением, термообработка) обладает редкостными и очень востребованными в нашей отрасли акустическими свойствами, она практически не «звенит», как обычная строительная, пусть даже самая лучшая. Кстати, при «чистовом» измерении объёма готовых ящиков воду наливали прямо внутрь, её можно было там неделю держать, без последствий.
Аналогичным образом, раз уж концепция, выполнено и акустическое оформление тыловой акустики, ею служит пара коаксиалов серии Reference, объёмы понадобились меньшие, поскольку по канонам многоканального звука полоса каналов surround исходно ограничена снизу.
Размещение фронтальных пищалок способно вызвать вопросы. Они расположены не на стойках, а в уголках зеркал, так нередко делают, когда стремятся минимизировать вмешательство в оснащение салона, а здесь такой задачи не стояло. Здесь другое: приборная панель «Мегана» высока и глубока, при установке пищалок на стойки получался акустический разрыв между НЧ и ВЧ-излучателями, и звуковая сцена сваливалась по краям. При выбранной же компоновке динамики оказались практически на одной вертикали, как в домашних колонках, и на расстоянии едва больше 30 см друг от друга. Это, по мнению конструкторов системы, даёт возможность получить не только более стабильную, но и более широкую сцену, чем при более благоприятном на первый взгляд расположении пищалок в стойках.
Вытесненный «центром» инфодисплей машины перебрался под мультимедийную станцию
Подиумы под пищалки были изготовлены с учётом сохранности штатного (то есть ручного, помните про минимальную комплектацию?) управления зеркалами. Пищалки, правда, в ходе доводки системы были заменены другими, из комплекта F#1 Status предыдущего (разумеется) поколения.
Готовят сигнал для акустики два больших усилителя и один маленький. Маленький — SBS-0715 — для центрального канала. Побольше — двухканальный MRV-T320 — работает исключительно с фронтальными мидбасами, совсем большой MRV-F450 обслуживает пищалки, тылы и сабвуфер.
Не совсем традиционно решён в системе сабвуфер. Он построен на одной 10-дюймовой головке серии SWR, требующей весьма небольшого объёма ЗЯ — 14 л достаточно. Но в этой системе требуемый объём решено было «размазать» по полу багажника, так что доступ к запасному колесу под полом и задним фонарям ничем не ограничен. Ящик вышел плоский, около 10 см глубиной, что естественным образом диктовало установку головки магнитом наружу. Диффузор при такой установке оказывается защищён от повреждений собственно корзиной динамика, а чтобы исключить короткое замыкание выводов, они закрыты прозрачным экраном.
Всем прочим источникам Дмитрий предпочитает IVA-D300. Последнего из «предыдущих» удалось найти в Молдавии
На заднем сиденье Дмитрий особенно часто пассажиров не возит, однако из того же спортивного интереса мультимедийный потенциал системы был развит до предела возможного. Два монитора TME-M710 в подголовниках вместе со встроенным монитором головной мультимедийной станции образуют своего рода трёхзонную систему. Пока водитель слушает радио (полезное занятие, помогает не тратить время на газеты), один из задних пассажиров, повзрослее, может смотреть DVD, а другой, помельче — предаваться пороку видеоигр с Sony PlayStation.
Как вся описанная выше красота показала себя в сезоне 2006 года? Никак. В этом сезоне Дмитрий на площадку соревнований не выезжал ни разу, не по своему произволу, а по объяснимым причинам: принимал командование «Интеллигардом», не до соревнований было, тем более что предыдущий Цепляев выступал в любителях, а нынешнему положено переходить в профессионалы. Диалектика: от предыдущего — к настоящему, от настоящего — к будущему…
Пульт PlayStation (для детей) соседствует с монитором, контролирующим питание и температуру компонентов системы (это — для взрослых)
Пищалки разместились в уголках зеркал, новые подиумы поглотили и ручные механизмы регулировки
Довольно высоко расположенный мидбас работает в закрытом объёме причудливой формы, который удалось устроить под обивкой двери
В закрытых ящиках меньшего объёма, смонтированных внутри задних дверей, сидят и коаксиалы тыловой акустики
Для задних пассажиров, если вдруг окажутся — два независимых монитора с ИК-передатчиком на потолке
ИК-наушники двухканальные, поэтому система может временами работать как трёхзонная
Плоский, не более 10 см высотой, ящик сабвуфера распластался на полу багажника
Блок усилителей, разумеется, снабжён принудительной вентиляцией
Корзина сабвуфера служит естественной защитой диффузора, а от замыкания контакты защищает прозрачный экран
В багажнике скромно пристроилась и PlayStation 2 Slim
SQ
Психологически непросто оценивать звук в чемпионской машине, не будучи самому ни чемпионом, ни судьёй какой-нибудь экстренной категории. При этом оцениваешь не столько звук в машине, сколько собственное восприятие заведомо правильно построенного звука. Впрочем, это тоже интересно. Прежде всего обращает на себя внимание исключительно чёткое построение середины звуковой сцены, создаётся ощущение, что работает центральный канал, хотя в стереорежиме он отключен. Сцена не создаёт ощущения сверхъестественной ширины, но подкупает абсолютная «отвязка» звука от динамиков: вот она, пищалка, смотрит прямо в лицо, а звук летает над торпедо, как будто ничего о ней не зная. Очень вкусные мидбасы: симфонический контрабас, когда на нём играют смычком, воспроизводится почти исключительно мидбасами, другие излучатели в это время почти что в отпуске, так вот в «Детстве» Шнитке (FSQ) было слышно, насколько хорошие собрались оркестранты и насколько хороши их инструменты. Турецкий барабан с бонусной дорожки того же диска звучит совершенно внятно, но без нахальства, мягко и с достоинством. Гуляющий по сцене саксофонист («Focal Tools») ходит по щёткам стеклоочистителя, а заканчивает прогулку точно на решётке динамика центрального канала, напомним, в этом режиме — бездействующего. Эллипс в тесте на вертикальное разрешение системы ближе к кругу, чем у большинства когда-либо проведенных нами через этот тест систем. Жуткий мотоцикл (тоже с «Focal Tools»), обычно носящийся как безумный по салону, едет по приборной панели, без нарушения правил. А когда… впрочем, довольно, я час в этой машине просидел, не хотелось выходить.
RTA
Интересная АЧХ у системы в режиме «стерео», можно сказать — авторская. На нижних частотах выделена полоса информативного баса (50 — 60 Гц), но спад ниже 50 Гц очень медленный, вот преимущество ЗЯ как акустического оформления. На средних частотах подчёркнута голосовая полоса 500 — 1500 Гц, а очень ровная характеристика на верхних частотах спадает довольно рано, Дмитрий пояснил: по его добровольному выбору такое звучание оказалось более комфортным и натуральным, чем если бы вытянуть 20 кГц в линеечку.
На пресете «мультимедиа» АЧХ меняется радикально: максимум баса переезжает на 40 Гц, а составляющие выше 2,5 кГц плавно ослабляются, так (как было не раз констатировано судьями) достигается наилучшая интеграция звука с изображением в режиме кинопросмотра.