Марк ГАСАНОВ, Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
— Я — человек с планеты Земля!
— Знаю: у вас э-э-э… непарная голова и от шести до семи отверстий.
(Из фантастического рассказа)
Мониторы, о которых пойдёт речь, можно характеризовать привычным образом — диагональю экрана. Важнее то, что у них есть своего рода «голова» (э-э-э… непарная), точнее, встроенный источник сигнала.
ОТ ДЕВЯТИ ДО ДЕСЯТИ
Challenger RE-9269D | NRG DCM-1020D | Mystery MMTC-1020D | Panasonic CY-VHD9401N | Alpine PKG-2000P
Устройства этого типа — новость для данной рубрики, это на «Ковре» такие комбинации уже появлялись пару раз, а в новостях — и того чаще. То, что теперь мониторы с проигрывателем DVD фигурируют в качестве персоналий группового теста, означает, что они перестали быть экзотикой. Большинство грандов car audio/video (или надо говорить car media?) уже обзавелись подобными комбинированными устройствами в своей линейке, правда ещё не все доехали до России. (Говорят, таможня в очередной раз взялась за укрепление законности, а, как показывает опыт, синхронно с укреплением законности растут и цены на импорт.) В сегменте мониторов, как и проигрывателей DVD, традиционно сильны позиции и менее известных брэндов, естественно, под теми же марками теперь представлены и мониторы с DVD. Хорошо это или плохо? Расширение выбора — это всегда хорошо, тем более что по основным техническим характеристикам стопроцентные «китайцы» мало чем уступают «китайцам», носящим японские «фамилии». А что по уровню цен те и эти фактически смыкаются вплотную, означает лишь, что гранды car media опустились с небес на грешную землю и более взвешенно стали подходить к ценообразованию.
Признаться честно, к тесту таких комбинированных устройств у нас было некоторое предубеждение: если в пользовательском интерфейсе несложных (по нынешним меркам) DVD-проигрывателей у «молодых тигров» набегает изрядное количество ошибок, то что уж говорить о таких «видеодвойках», которые от мультимедийных «голов» отличаются, в сущности, только отсутствием звукового тюнера? Но всё оказалось не так уж и страшно. Во-первых, монитор и проигрыватель DVD хоть и вынуждены «проживать» совместно, но, по большому счёту, один о другом ничего «не знает» или делает вид, что не знает. Это в том смысле, что один и другой управляются отдельно и независимо, хотя и с одного пульта. (Пример обратного подхода продемонстрировал лишь последний из участников теста: при настройке монитора нельзя управлять работой DVD-плеера, что, как оказалось, весьма непрактично.) И потом, в пользовательском интерфейсе даже совсем китайских DVD-проигрывателей ошибок в последнее время поубавилось, не иначе как разобрались товарищи, под каким углом надо смотреть на Angle и куда послать по команде GoTo. Ну а что касается настроек мониторов, то тут и подавно ошибок немного, перестали разработчики путать функции регуляторов яркости (Brightness) и контрастности (Contrast). А такой параметр, как цветовой тон, только европейцам кажется непривычным, для корейцев он и вовсе родной (как и система NTSC), а буде возникнет нужда, и они, и китайцы имеют возможность обратить свои взоры на Страну восходящего солнца, где живут с NTSC скоро уже полвека. Впрочем, если серьёзно, то отсутствие досадных неточностей в системе управления по большей части и отличает DVD-мониторы (извините за корявый термин, другого у нас нет) солидных марок от тех, которым это звание предстоит ещё заслужить. У первых, кроме того, более продуманный дизайн, а иногда и выше качество механической обработки.
И что, — спросят наиболее недоверчивые из читателей, — неужели по техническим характеристикам первые от вторых так ничем и не отличаются? А почему они должны отличаться? ЖК-дисплеи производят два десятка крупных специализированных фирм, название большинства которых потребителю конечного продукта ничего не скажет. Из представленных в нашем тесте марок только Panasonic принадлежит корпорации, имеющей своё подразделение (Matsushita Industries), выпускающее LCD-панели, в том числе с мелкой нарезкой (панели производят крупными листами, которые потом нарезают под размер дисплея, отсюда, кстати, и такое разнообразие форматов). В малогабаритных дисплеях пиксели гораздо мельче, и потому их делают на немногочисленных предприятиях, причём устаревшие дисплеи продать трудно, линии приходится обновлять, и одновременно в производстве находятся панели не более двух типов. То есть старые дисплеи просто негде взять, и «взрослые» производители конечного продукта, и «подростки» вынуждены покупать одно и то же. Конечно, серьёзные компании (Alpine или тот же Panasonic) могут хорошенько проверить комплектующие, прежде чем их закупить. А вот предполагать, что фирмы второго эшелона приобретут дисплей прошлого поколения, а мэйджоры удовольствуются лишь новейшим, мы, пожалуй, не станем: все нынче считают деньги, и вряд ли можно рассчитывать на то, что лучше будет продаваться тот монитор, который обеспечивает чуть более естественную цветопередачу — продвижение продукта легче строить на изобилии функций, которые можно пощупать/посчитать легко и быстро.
Почти то же самое мы бы сказали в отношении DVD-приводов. Нам нетрудно допустить, что транспорт, изготовленный по спецификации Alpine, будет работать дольше и точнее, нежели продукт, партия которого была закуплена на ярмарке в провинции Аньхой. Но чтобы понять, насколько дольше, надо обождать годков несколько, чтобы оценить, насколько точнее — провести трудоёмкие измерения (уровня джиттера, количества выпадений, и т.д.). А ведь конечные характеристики в наибольшей мере определяются свойствами электронного интерфейса, разработкой коего занимается, как правило, персонал с более низкой квалификацией, нежели разработчики драйва. Вот тут, действительно, может сказаться то, насколько солидна фирма, изготовившая конечный продукт. Если уж выходное сопротивление видеобуфера бывает не равно 75 Ом (а для нормального видеоинженера 75 Ом — это святое), если полоса звукового тракта при воспроизведении CD от 50 до 5000 Гц, то разницу и вправду нетрудно почувствовать. Последнее, впрочем, исключительный случай.
О функциях потолочных DVD-мониторов можно рассказывать или очень долго, или совсем коротко. Долго — если вы ничего не знаете о функциях DVD-проигрывателей и мониторов. Но, знаете, как пелось в известной песне: «If You don’t like Rock’n Roll, then it’s too late now» («Если тебе ещё не понравился рок-н-ролл, то теперь уже поздно»). В том смысле, что DVD-Video того и гляди сойдёт со сцены в связи с появлением диска Голубого Рэя (шутка), и всякий, кому это было надо, с ним давно разобрался. То же самое с монитором. На первый взгляд вряд ли имеет смысл объяснять, что такое яркость, насыщенность, контрастность или цветовой тон. Правда, на второй это уже не так очевидно. Дело ведь несложное, а тому, кто этого ещё не знает, в описаниях мониторов ориентироваться трудно. Но отложим «возврат к истокам» до теста мониторов для подголовников, который у нас намечен на следующий номер. А пока займёмся функциями именно потолочников, которые не встречаются нигде, кроме нашей отрасли.
Первое, хотя и не главное. Коль скоро они зачастую вытесняют с потолка плафоны освещения салона, то в конструкции мониторов в обязательном порядке присутствует их замена — светильники могут включаться своим выключателем либо от концевиков двери. Ток потребления ламп мы не приводим — а кого на самом деле интересует, сколько потребляют лампы на потолке? Впрочем, для справки скажу, что у ламп накаливания это примерно 1 А, а если для освещения используются ультраяркие светодиоды, то ток потребления может быть и в десять раз меньше. В таблице мы указываем ток потребления без освещения, но при работающем проигрывателе DVD — когда включён только монитор, потребляемый ток будет меньше на 0,2 — 0,3 А.
Большинство DVD-мониторов существуют в двух форматах: с дисплеями 10 и 15 дюймов. Нам кажется, что по своим потребительским качествам «десятки» ближе к оптимуму, поэтому мы стремились выбрать для теста дисплеи с таким или близким размером «отверстия для изображения»: от 9 до 10 дюймов. (Кстати, как оказалось, 9-дюймовые — совсем не то же, что «десятки», доставшиеся от ноутбуков.) Угол раскрытия, учитывая, что не все пассажиры могут быть взрослыми и что большинство дисплеев предпочтительно смотреть немного сверху, должен быть не меньше 120 градусов. Наличие горизонтального разворота 10 и тем более 9 дюймов весьма желательно. Не так уж редко попадаются мониторы, которые можно развернуть по горизонтали на угол больше 180 градусов. Разумеется, это делается не для того, чтобы водитель мог смотреть кино, просто такая конструктивная особенность даёт возможность, соединив со входом монитора камеру заднего обзора и развернув его «лицом» к зеркалу, увидеть то, что надо увидеть. Зеркальный оборот картинки в таком варианте как раз и не нужен, но, в принципе, можно измыслить такие применения, когда пригодится разворот вокруг вертикальной и вокруг горизонтальной оси (монитор перед водителем «на столе»).
Как было сказано, сделать дисплей с нестандартным соотношением сторон не проблема, надо только сообщить это изготовителю матрицы в спецификации. Мало того, мониторы с соотношением сторон 1,67:1 становятся де-факто стандартом в нашей области. Проблема в том, чтобы приспособить программные плагины к работе с этим форматом — если они были рассчитаны на дисплей со стандартным соотношением сторон 1,77:1, то неизбежны геометрические искажения как в «нормальном» (Normal), так и в «широком» (Full) режиме. Можем с удовлетворением констатировать, что большинство изготовителей мониторов эту задачу успешно решили.
Требования к интерфейсу DVD-мониторов простые. Конечно, AV-выход (он присутствует у всех). Цифровой выход звука — он как раз у подавляющего большинства аппаратов отсутствует, но мы считаем, что если уж стандарт DVD предусматривает наличие многоканального звука, то надо сделать так, чтобы он был доступен, хотя бы и с использованием внешнего декодера. Два AV-входа, один из них — на корпусе монитора (мы его называем входом быстрого развёртывания) потребуется для оперативного подключения игровой приставки или, скажем, просмотра сюжетов, отснятых на видеокамеру. Гнёзд для подключения проводных наушников у современных мониторов, как правило, нет, считается, что беспроводные удобнее. Поэтому будем исходить из того, что присутствие ИК-передатчика обязательно. ЧМ-модулятор позволяет быстро и без хлопот подать звук (через тюнер) в аудиосистему авто — это тоже вещь нужная, поскольку прямым входом AUX снабжаются не все головные устройства. По умолчанию будем считать, что DVD-проигрыватель читает диски в форматах CD, VCD, DVD-V и не читает DiVX (MPEG4) и другие — в пределах данной группы исключений не было. Подразумевается также, что декодируются файлы mp3 и не декодируются те, что записаны в WMA. Тэги mp3 не читаются (в этих пунктах без исключений не обошлось, но о них в своё время). По умолчанию также считаем, что не читается звук, записанный (на DVD) в формате DTS, хотя молчать об этом не хочется, такое положение дел вообще недопустимо в системах, у которых нет цифрового выхода. Вот на такой гневной ноте и закончим введение в контекст, пока у вас ещё не иссякло терпение.
МЁД & ДЁГОТЬ
Высший балл набрал Alpine. У него действительно всё здорово, и аппарат имел реальные шансы вообще выйти за пределы досягаемости конкурентами, если бы не нарекания к управлению. Конечно, хорошо, что пульт ДУ многофункциональный, но плохо, что аппарат каждый раз как будто решает вопрос — к нему ли относится данная команда, нет ли. И ещё неудобно то, что нельзя управлять DVD-проигрывателем, пока не выйдешь из меню настройки монитора. Так что балл высший, но пятки надо беречь. На них норовит наступить Panasonic. Этот сделан совсем по-другому. Аппарат удобен, и, что важнее, понятен в управлении. Да и пульт у него по многим позициям (кроме универсальности) вполне способен переиграть пульт Alpine. Если бы разработчики заменили 9-дюймовый дисплей более современной «десяткой», ещё неизвестно, что бы зафиксировал фотофиниш. А пока Alpine — «Лидер», Panasonic — «Фаворит».
Ещё один участник, NRG, оказался на редкость гармоничным: в нём нет ничего «чересчур», но всё, что было задумано, реализовано честно и разумно. Если в ваших планах нет создания уж очень сложной мультимедийной системы, то NRG — это как раз ваш рекомендованный продукт.