Дмитрий БЕНДИК, г. Тель-Авив, Израиль
АПЛОДИСМЕНТЫ С НАЧИНКОЙ
Всем привет. Для начала коротко о себе: возраст 40 лет, 16 из них проживаю в Израиле. Отношу себя к тем многим в нашей стране, кто, не выучив иврит, успел подзабыть русский, надеюсь, всё же не совсем…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + фронтальные сабвуферы
- Источник: Clarion ARX-7470, CDC635
- Активный кроссовер: Audison SRX4
- Усилители: Nakamichi PA-304, Mac Audio Ninja 2.80, Pioneer GM-H100
- Акустика: Morel Hybrid 5, MT-3, Macrom 58.08
- Сабвуферы: Morel MW265
За 24 года, предшествовавшие переезду, успел послужить в армии, в войсках связи, потом поработать радиомастером, поэтому логично, что здесь на жизнь зарабатываю ремонтом автомобильной аудиовидеотехники. А личный интерес к нормальному звуку — с детства, детское хобби успешно присоединилось к полученным знаниям.
Теперь о машине: Daihatsu Applause, все 15 лет своей жизни и 286000 км служит моей семье. Служит настолько безотказно, что никаких оснований менять её на другую не вижу, поэтому описываемая версия аудиосистемы не последняя (и далеко не первая!).
В целях экономии и развлечения одновременно всё, связанное со звуком, делаю сам, аппаратура используется в лучшем случае б/у, а чаще — вообще восстановленная из аудиохлама. Естественно, это не касается динамиков. Последние лет 7 использую только продукцию фирмы Morel. Во-первых, мне нравится «звуковой почерк Мореля». Во-вторых, эта акустика производится в Израиле, следовательно, нет налогов на импорт. В-третьих, личное знакомство и, соответственно, скидки.
Переходим к установке. Виброизолированы пока только передние двери. Для этого использовался строительный листовой битум на алюминиевой основе (специализированные материалы у нас слишком дороги). Дальнейшая шумо- и виброизоляция постоянно откладывается «до лучших времён» по причине каждодневного использования машины.
Под раздутой частью оплётки руля скрыты кнопки, а на ступице установлен передатчик радиоуправления системой
Главная особенность системы — фронтальное расположение сабвуферов. По молодости жил у меня в багажнике и ящик — изобарик на 120 л, но фронтальная установка, как мне кажется, даёт намного больше возможностей построить качественный звук. Для этой системы я взял два 8-дюймовых басовика MW265, предназначенных для домашней акустики. Дверь автомобиля — это не закрытый ящик, но и не акустический экран, нечто среднее. А этот динамик по параметрам как раз и занимает промежуточное положение между «ящичным» и «фри-эйрным». Забегая вперёд, скажу: измерения с помощью RTA-анализатора Audiocontrol показали: в салоне система доигрывает до 20 Гц с минимальными потерями звукового давления. И ещё: кроме морелевских сабов, в двери ничего не войдёт, конечно, если не вылезать в салон, что для меня неприемлемо по причине ухудшения эргономики. У MW265 габаритная высота всего 69 мм, и этим всё сказано.
Остальные компоненты фронтальной акустики составляют полновесную 3-полосную систему. Пищалки и купольные среднечастотники установлены на стойках в общих подиумах, с направлением излучения почти параллельно лобовому стеклу. Под ними, на двери, вторая особенность системы — 5-дюймовый мидбас в закрытом ящике объёмом примерно 3 л, даже немного меньше. Мидбас Hybrid 5 в таком оформлении, как оказалось, нормально играет от 80 Гц, такова и частота раздела между сабвуфером в низу двери и мидбасом в её верхней части.
Сильно урезанная магнитола при выключении зажигания втягивается внутрь центральной консоли, оставляя на виду стандартный «рукав». Словно уже упёрли
Частота раздела между мидбасом и среднечастотником — 400 Гц. При выборе среднечастотника я, как может показаться, не сохранил верность излюбленной марке, но это только кажется. Среднечастотник Macrom 58.08 — такая же продукция Morel, как и CDM54, даже лучше: для Macrom делался более компактный корпус при тех же размерах диафрагмы. И он действительно может работать с 400 Гц. Ну а пищалки вступают в игру после 5 кГц, затем и нужен купольник, чтобы пищалке оставить только самый верх.
Подиумы для СЧ/ВЧ-головок и накладные ящики для мидбасов делались по известной «колготочной» технологии, которую я несколько усовершенствовал. Обычно исходный каркас, на который натягивают эластичную ткань, лепят из реек, брусков и тому подобного. Я почти всю жизнь связан с паяльником, и каркас мне проще спаять, чем заморачиваться с пилой и клеем. Поэтому придумал делать так: опорные поверхности под динамики — из фанеры, а объёмный каркас — паянный из толстой медной проволоки. Потом оказалось, что и крепить такой каркас к пластику гораздо удобней, чем «реечный», он просто вплавляется в пластик в нужных точках.
Головного устройства в традиционном понимании нет, вместо него используются остатки от магнитолы Clarion, модель выбиралась исключительно по принципу «не жалко разломать», потому что нужны они исключительно для того, чтобы управлять настоящим источником — 6-дисковым чейнджером. Тюнер я, правда, оставил, но все встроенные в магнитолу звуковые регулировки ампутированы, вместо них стоит пассивный радиоуправляемый регулятор громкости с сервоприводом, он сделан из потенциометра от домашнего «Пионера» (Аlps пока не попался…). Для дистанционного управления приспособил пульт и приёмник от автосигнализации, встроив пульт в руль.
Так делались накладные ящики под 5-дюймовые мидбасы. Каркас — паянный из медной проволоки, я там где-то объясняю, почему
Сигнал с основного источника (чейнджер), не заходя в «голову», попадает на самодельный (собранный на реле) автоматический селектор входов (тюнер — чейнджер), далее на регулятор громкости и на активный кроссовер, где делится на 4 полосы, а затем на 3 усилителя.
Четырёхканальный усилитель СЧ-ВЧ вместе со своим конденсатором на 1 Ф находится под водительским сиденьем. Остальные два усилителя и конденсатор на 2 Ф пока проживают в багажнике. Кроссовер и блок коммутатор/регулятор — под передним пассажирским сиденьем.
Панель от магнитолы имеет самодельный автоматический привод: при выключенном зажигании она «прячется» в заводскую шахту (при этом скромно прикрывается шторкой), а при включении выезжает в стандартное, «как у всех», положение.
Чейнджер установлен в переделанном подлокотнике между передними сиденьями и прикрыт фальшдном, опять-таки с сервоприводом.
Поначалу было довольно весело наблюдать, как не знакомые ещё с этой установкой друзья сообщали мне, что магнитолу уже успели своровать (её же не видно!). А чейнджер частенько не могли найти даже профессиональные инсталляторы.
На первом этапе я экспериментировал с «околоседельной» компоновкой СЧ/ВЧ- излучателей. Позже сделанный для этого модуль под две головки пригодился для поиска оптимальных углов
Сервоприводы в обоих узлах самодельные, шестерёнки и моторчики использовал от убитой аппаратуры, по «советскому» принципу строить не из того, из чего надо, а из того, что имеется. Поэтому механизмы получились сравнительно шумными (но вполне терпимо), зато потехи и в процессе строительства, и потом — гораздо больше.
Есть в системке ещё одна нестандартность — общие для всех потребителей «+» и «-» протянуты от аккумулятора на пару разветвителей, а уже с них расходятся по своим адресам (включая «голову» с чейнджером). Лишние «-» исключены, в результате имеем полное отсутствие шумов.
Машина, несмотря на преклонный возраст, поводов для беспокойства не даёт, поэтому система будет совершенствоваться. У меня на подходе самодельный гибридный четырёхканальник, как закончу, поставлю в машину вместо Nakamichi и расскажу, что получилось. Тем более что знакомиться уже не понадобится…
И вновь: проволока, припой, колготки, смола, шпатлёвка, винил. Результат на этот раз — подиумы для СЧ/ВЧ-головок
Непрошеный любопытный под крышкой подлокотника найдёт только ценную туалетную принадлежность. Чейнджер находится ещё под одной крышкой, а она открывается только с пульта