Студия Zvuk-Master, руководители проекта Дмитрий Скорняков, Игорь Шишкин
ТЕХНИКА ОЖИДАНИЯ
Совсем недавно в это было трудно поверить. Новые иномарки — в остром дефиците. И по степени остроты можно судить о том, насколько они подходят для нашей страны.
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-9855R, CHA-S634
- Усилители: Boston GT42, Soundstream TRA560.2
- Акустика: Hertz HV165L, HT25
- Сабвуфер: Hertz HX3 00D
Объяснить (постфактум) этот феномен, разумеется, нетрудно. Гении экономики XXI века с необычными, но часто повторяемыми по телевизору фамилиями здесь не совсем причём. Просто сырой бензин кончается и потому стал стоить семьдесят условных единиц за бочку (раньше было долларов за баррель, но про доллар говорить уже запретили, до барреля просто руки у гениев экономики пока не дошли, здесь мы выступаем с упреждающим манёвром). И хоть ни мы, ни наши соседи по даче, ни даже соседи наших соседей за четыре бетонных забора сами этих условных не получают, разве что вы сейчас в Лондоне, экономика устроена именно так: брызги дорогостоящей горючей воды разлетаются далеко, давно обещанное «жить стало лучше, товарищи» реализовалось в большей своей части, за вычетом «товарищей».
Те, кто решил, что отъездил своё на свежих, но всё же второй руки нормальных машинах (о ненормальных и несвежих уже не говорим, прошло их время), да даже и те, кто предыдущую машину покупал в салоне под чашечку кофе от заведения, пока приказчик подгонял ему имеющиеся варианты, в момент очередного обновления личного гаража оказались изрядно удивлены. Нету машин, ждите. Как при «товарищах»…
«Ягуары», возможно, ждут недолго, не знаю, моё время ещё не пришло. Знаю, правда, что «Бентли», чьё время для меня не придёт никогда, один мой знакомый, талантливый, но нехороший человек, ждал почти год, какого-то остро необходимого приподвыверта в комплектации в наличии никак не оказывалось.
Но больше всего дефицит досаждает людям хорошим, в меру талантливым и прагматичным. Самые длинные очереди выстроились на относительно недорогие, хорошие и практичные машины. Например, на Ford Fusion — салон автобуса на шасси «Фиесты». Или на новый «Фокус» — салон «Е-класса» на шасси почти что «Гольфа». Для тех, кто не сдаётся и не меняет выбора под ударами судьбы, наш не самый гибкий язык даже произвёл на свет неблагозвучное, но выразительное слово: «ждуны»…
К этой категории в течение нескольких месяцев относился и будущий владелец вот этого «Второго Фокуса», он же — Ford Focus 2. Только ждать можно по-разному. Можно — на диване под пиво и причитания: «Вот грёбаная система, что хотят, то и делают», можно — с пользой для будущей жизни. Будущий владелец, дабы не называли его ждуном, пошёл по второму пути, иначе что было бы об этом говорить. Если в старину дворян записывали в полк при рождении, он заказал музыку в своей машине ещё до появления её на свет. Житель подмосковной Коломны отдавал себе отчёт в том, что его малая родина — не мировой центр установочной индустрии, поэтому финальный пробег своей предыдущей машины посвятил московским студиям, методично их объезжая и сопоставляя предлагаемое с требуемым в ещё не собранном где-то вдалеке авто.
Наилучшим образом совпало в студии Zvuk-Master. Впечатлила работа по аналогичной машине в 2005 году, когда дебютировавшая в классе «Новичок 2000» система оказалась и обладательницей Гран-при за лучший звук. Здесь завершился пробег предыдущей машины, здесь же должен был начаться пробег новой.
Автомобиль был на подходе, когда начали обсуждать будущую установку с будущими руководителями будущего проекта. Здесь нашего ждуна, уж извините, вырвалось, ждал некоторый сюрприз. На столе между заказчиком и мастерами лежал третий номер нашего журнала за 2006 год, уже привычно открытый на странице 20, с тем, чтобы сделать всё так, как расписано в материале под заголовком «Золотая рыбка». Но в эту, хорошо им знакомую страницу мастера звука потыкали пальцем, привлекая внимание к тому, что «рыбка» построена на базе «Первого Фокуса». А по данным ультразвукового исследования, у заказчика должен был появиться Focus 2.
Всеформатный CD-чейнджер довольно охотно поселился под сиденьем
Представьте: дитя при рождении записывают в отдельный полк радисток Кэт, а тут говорят: «У вас же мальчик будет, вот посмотрите, уже хорошо видно…»
«Хорошо видно» у Focus 2, по сравнению с просто Focus, иную геометрию дверей и центральной консоли. У «просто Фокуса» удобные для установки мидбасов места в дверях расположены высоко, а центральная консоль низкая. У «Второго» — всё наоборот. Реплика призовой «рыбки» никак не прокатывала. Простор для творчества оказался на месте, даже когда не просили…
Дмитрий Скорняков, в принципе, считает, что Focus 2 более всего подходит для установки трёхполосного фронта, тогда сильно затенённые дверные мидбасы спокойно работают в отведенной им полосе частот. Но вариант двухполоски не исключался, просто требовал тщательного подхода.
Концепция системы была аудиофильской: только фронт и сабвуфер, без тыла и прочего. Из акустики, которую владелец машины прослушивал в магазинах и студиях, откатывая последние мили на предыдущей, ему более всего по вкусу пришлась Hertz серии Hi-Energy. Конкретно — мидбасы HV165 и пищалки HT25. «Звук-мастера» предложили небольшую коррективу, учитывающую особенности салона: заменить HV165 его модификацией HV165L с диффузором из армированной целлюлозы.
Опорные пластины мидбасов не только закреплены на металле двери, но и «замоноличены» в вибропоглощающий материал. Накладные части подиумов создают необходимую для размещения магнита глубину
Схема установки — «поканально-головная». Это я только что придумал новый термин. Означает: по каналу усиления на излучатель, без пассивных фильтров, при этом вся фильтрация и вообще обработка сигнала происходят в головном устройстве. Оно, разумеется, должно быть для этого приспособлено. Вначале планировалось поставить Alpine CDA-9853, потом перерешили в пользу 9855. Не из-за модернистского сенсорного контроллера Glide Touch, как раз обычные кнопки Скорняков и Шишкин считают более удобными, а из-за 4-вольтового выхода, ну и вообще аппарат классом повыше.
Двухполосный фронт и сабвуфер это, как известно, пять излучателей. Что в нашей практике означает шесть каналов усиления, двухканальные усилители мостом в роли сабвуферных выступают статистически чаще, чем моноблоки. Первой редакцией системы была такая: по одному двухканальному усилителю Soundstream TRA340.2 на сторону (к одному каналу пищалка, к другому — мидбас своего «борта») и более мощный двухканальный TRA560.2 — на сабвуфер. Преимущества такой топологии очевидны: максимальное разделение каналов между правым и левым, раз в каждом — отдельные усилители, а это для звуковой сцены сами понимаете как важно.
Первая редакция, однако, потому так и называется, что не становится ни единственной, ни даже последней. «Тарантула» отлично отработала на басах, но звук, получившийся на фронте, ни заказчика, ни исполнителей (их — в первую очередь, и хронологически, и в силу большего опыта слуховой экспертизы) не устроил. Hi-Energy отличается весьма высоким разрешением, и огрехи усилителей, в принципе, очень неплохо, просто не для этого типа установки, стали слышны. Концепция изменилась: на место двух «Тарантул» пришёл четырёхканальный Boston. Может, в том дело, что с итальянской акустикой лучше срабатывается усилитель, в Италии же разработанный? Едва ли, это метафизика, просто Boston GT — это как раз тот класс техники, который позволяет реализовать потенциал Hertz Hi-Energy.
При довольно радикальной смене игроков на поле само поле перепахивать не пришлось. Для установки компонентов была придумана конструкция за задним сиденьем, куда вписывались и три «Тарантулы», и «Тарантула» с «Бостоном». Основа конструкции — сабвуферный ящик трапецевидного сечения объёмом 30 л, вписанный в заднее сиденье. Со стороны салона установлен усилитель фронта. Когда им стал Boston, с органами регулировки на верхней панели, под крышкой, процесс настройки облегчился до предела, впрочем, из всех регулировок реально нужна была только чувствительность, остальное, в силу «поканально-головной» архитектуры, делает Alpine.
Интереснее выполнена сторона корпуса, обращённая в багажник. Для сабвуферной головки — 12-дюймовой Hertz HX300D — на ящике сделан цилиндрический «патрубок», преследующий две цели. При такой конструкции магнитная система сабвуфера без проблем помещается в ящик небольшой глубины, одновременно появляется возможность изящно разместить рядом с сабвуфером и басовый усилитель, и буферную ёмкость для него, закрыв всё единой фальшпанелью с приличествующим декором.
При установке фронтальных мидбасов с довольно громоздкой магнитной системой были использованы штатные места. Вернее — координаты штатных мест, перенести мидбасы по образцу «просто Фокуса» было нельзя, пришлось бы покалечить дверные подлокотники, да и не требовалось, у нижнего расположения мидбасов преимуществ больше, чем недостатков, надо только уметь их готовить.
На каркасе двери были закреплены опорные пластины из МДФ, в процессе виброизоляции «замурованные» в вибропоглощающий материал. Вторая часть новых посадочных мест была выращена на карманах дверей, увеличив высоту посадочного места так, чтобы динамик поместился в дверь, но не выступал более необходимого. До установки динамиков эти детали, а также металлическое опорное кольцо, для этого случая выточенное, были стянуты в единый монолит с конструкцией двери.
Система получилась «поканально-головная». Alpine в центральной консоли в ответе за всё
Настройки системы, за которые отвечает Alpine в передней панели, стали такими: сабвуфер работает от 63 Гц вниз, отфильтрованный с крутизной 18 дБ/окт. Мидбасы подключены через полосовой фильтр 80 Гц (12 дБ/окт.) — 2,5 кГц (6 дБ/окт.). Твитеры — от 3,1 кГц через фильтр на 12 дБ/окт. Это, найденное опытным путём, сочетание настроек оказалось наилучшим.
Временной коррекцией при настройке пользовались не только для симметрии сцены при заведомо несимметричной посадке водителя, но и для установки кажущегося расстояния до звуковой сцены, что можно сделать при правильном сочетании параметров раздела полос между мидбасами и пищалками в сочетании с раздельными временными задержками. Если знать, как: наугад можно искать до полного исчерпания запасов бензина на Земле. В «Звук-Мастере» знают. Подтверждение тому — призовое место этой машины на открытии сезона EMMA-2006. Это при том, что и владелец как-то не собирался участвовать в соревнованиях, поехал скорее стихийно, и машина (его предупреждали) для элитного соревновательного звука трудная. Но он не послушал, не стал ждать и поехал. Хватит, своего уже дождался…
Со стороны багажника корпус сабвуфера производит интересное впечатление: басовый усилитель и конденсатор находятся ниже плоскости диффузора
Вот разгадка: сабвуфер посажен в выступающий кольцевой «стакан», при этом его магнитная система уместилась внутри неглубокого ящика. А рядом появилась удобная площадка для электрических агрегатов
Фронтальный усилитель доступен при откинутой спинке сиденья, при фронтально расположенных регуляторах, как у «Бостонов», это весьма практично
SQ
Вообще надо сказать, звук системы очень близок к соревновательным канонам, система звучит нейтрально, без явно выраженных акцентов. Очень понравился бас, его субъективно много (не излишне много, а по-хорошему много), но без малейших намёков на гудение или буханье, с чёткой проработкой деталей басовой партии и способностью забираться далеко в область суббаса, что нечасто встречается одновременно. «Фокус 2» легко, почти посмеиваясь, справился с убийственной для многих систем с большими амбициями фонограммой мотоцикла без глушителя, ни одно звуковое колебание, если можно так выразиться, не отправилось назад, выдавая расположение сабвуфера. Сцена эшелонирована не очень глубоко, но вся, дружно, расположилась за лобовым стеклом. При проверке на микро- и макродинамику одновременно (а для этого у нас заготовлена запись разбиваемой лампочки накаливания) это проявилось особенно эффектно: лампочка разбивалась об капот, хотелось выглянуть и посмотреть, не осталось ли следов.
RTA
Измерения, где возможно, подтвердили услышанное. Огибающая АЧХ в басовой области отличается плавностью и незначительным спадом ниже максимума звукового давления, уровень на 20 Гц такой же, как на 80. Характерная особенность АЧХ — несколько пониженный уровень нижней середины, в районе 500 — 600 Гц кривая поднимается на 4 — 5 дБ и там остаётся до самых верхних частот, не позволяя себе заметно упасть вплоть до 16 — 18 кГц.