ЗДЕСЬ & ТАМ
Раньше между этими двумя событиями проходило от недели (минимум) до года плюс или минус та же неделя. В зависимости от чётности. Сейчас поясню, почему.
Там и здесь: 52,5 недели
Это вот как: в Москве в чётные и нечётные годы проходил когда Автосалон, когда MIMS, один вроде как одобренный какими-то международными инстанциями, второй — не одобренный. В результате по чётным годам надменные автопроизводители в Москву не приезжали, да и крупным дилерам не советовали. Ритм легко запомнить, когда где-то в мире олимпиада, на Красной Пресне — запчасти и car audio, нам на радость. Когда олимпиады нету — car audio прячется в тень очередных концептов, фейслифтингов и рестайлингов. Запомнить легко, но уже не нужно, концепция изменилась самым радикальным образом.
Заглянул в прошлые материалы, посвящённые «главному автомобильному событию года» и сам подивился обнаруженной там прозорливости, в довольно нешаблонном, правда, формате.
В олимпийском 2004-м отъезд главного события с Пресни прогнозировался на уровне суеверия, мол, когда достроят Краснопресненский проспект, то по нему событие и уедет. Спустя два года имеем следующее: проспект достраивать и не думали, даже упоминания о нём на дорожных указателях третьего кольца стыдливо заклеили, а выставка из Экспоцентра тю-тю, избрав для своей траектории иную вылетную магистраль. Годом позже материал был озаглавлен «Между MIMS и «Интеравто». Вроде как мы в этом промежутке находились, метались и разрывались, как обезьяна из анекдота. Всё, можно не разрываться, оставаясь и умными, и красивыми, как та же обезьяна.
Это — здесь. А там было так: выставка Internationale Funkausstellung в Берлине, для своих — IFA, позиционируемая организаторами как главное событие в области бытовой электроники в Европе, традиционно проходила раз в два года, как раз когда в Москве бушуют фейслифтинги и рестайлинги. Только в среднем на неделю позже. В неолимпийский год можно было не напрягаясь успеть и туда, и туда, в олимпийский — вообще никакого беспокойства.
От года к году IFA росла и уплотнялась, и это приводило к её удлинению, в прошлом году длительность вышла за все ранее начертанные рамки, достигнув полной недели. Стало ясно: если нельзя дольше, надо чаще. Выставка стала ежегодной. И одновременно гораздо более «нашей», чем прежде. Перелистывая те же пожелтевшие страницы, освежил в памяти: в 2003 году изрядно сетовал на скудость представления car auido тематики на берлинской выставке, даже зарекался туда ездить. Лукавил, признаюсь, за день до открытия IFA происходит вручение наград EISA, куда мне не ездить нельзя, вопрос только в дате обратного вылета: наутро или через пару дней. Теперь — точно не наутро, гранды car audio в Берлине представлены все, несмотря на несезон для дебютов новинок, многие представляют образцы действительно политически важных моделей, по которым можно судить о траекториях развития и брэндов, и техники вообще. И ещё: после трёх лет осторожных, но целенаправленных встречных манёвров создалась традиция: германская EMMA (то есть центральная) устойчиво и пышно присутствует на IFA, и это, с точки зрения внешнего наблюдателя, не состоящего на службе ни там ни там, важнее для выставки, нежели для соревновательной ассоциации. В общих чертах там — вот так. А здесь?
Здесь: прекращение огня
Организация выставок — это бизнес, вы не знали? Как и большинство других, он включает в себя логику «оптом купить, в розницу продать». Как и все другие, он подразумевает конкуренцию, борьбу и войны за рынки сбыта. Когда в прошлом году произошло противостояние Автошоу, с интервалом в неделю и на расстоянии в двадцать километров, это было смело. Это было рискованно даже не как бреющий полёт — как плоский штопор на отечественном лайнере. Молодая, не слишком известная выставочная компания и совсем ещё не освоенная выставочная площадка в «Крокус Экспо» азартно атаковали ITE, «АСМ-холдинг» и «Экспоцентр», укрепивших, как казалось, свой плацдарм на Пресне до состояния цитадели. Тогда эти военные действия изрядно обескровили обе выставки, многие экспоненты потерялись по дороге от одной к другой, а те, что сделали выбор, поневоле участвовали только в одной, даже теоретический к.п.д. каждой выставки был 50%, практический оказался куда ниже. Отрадно (и, не стану скрывать — неожиданно), что у воюющих организаторов хватило ума не просто всё это прекратить, а слиться в экстазе на новой, казавшейся тогда идеальной площадке «Крокуса», что положило бы конец не только ненужному противостоянию (в конце концов, это бизнес не наш, что нам-то печалиться), но и идиотским манёврам в застроенном без зазоров центре Москвы в попытке поставить машину как обычно, плашмя, там, где место есть только если на ребро.
Скажем так: это сработало, но как-то не совсем и как-то даже слишком. За всё лето, да и за весь год, наш не обделённый автомобилями городок не видел пробок такой магнитуды и безнадёжности, как на подходах к «Крокусу» в дни работы того, что там работало все первые дни сентября. Что именно? А это не так просто: выяснилось, что процесс слияния в экстазе зашёл дальше, чем мы думали: формально (да и фактически, это почувствовали на себе законные покупатели билетов, а не халявщики с аккредитацией вроде нас) в «Крокусе» параллельно проходил и Автосалон, и MIMS, и… вся та же «Интеравто», с каким-то не до конца понятным подразделением площадей экспозиции между всеми тремя.
А пробки образовывались по понятной причине: в «Экспоцентр» при всех его недостатках на муниципальном транспорте мог приехать и владелец BMW, именно чтобы не толкаться на подъезде. В «Крокус» вынужден ехать на машине и обладатель «Таврии», более не на чем.
Там: в Берлине всё спокойно
Не первый год, чай. Общее (для нас, в смысле узкоклассовых интересов) между московской и берлинской выставками, проходящими в начале сентября — то, что и там и там мы со свом car audio по большому-то счёту — пасынки и падчерицы. В Москве — у автомобильного отчима, в Берлине — у электронной мачехи. Особенно жаловаться на жизнь грех, и там и здесь условия обеспечили нормальные, но всё же…
В Берлине, на IFA, все крупные производители, оперирующие в Европе, выстроились дружно и красиво. Все показали что-нибудь такое, чего раньше не было, хотя, как уже сказал — не сезон для дебютов. Например: на стенде Kenwood довольно скромно пристроился обычный с виду CD-ресивер с дополнительной коробочкой, похожей на те, что несколько лет назад висели на стендах в Америке как приёмники спутникового радио (Sirius и XM), а в Европе — цифрового наземного стандарта DAB. Американские спутники нам не грозят, все давно с этим смирились, DAB в России, похоже, тоже внедрять не собираются. Тогда, может быть, вот это пойдёт? Это прототип приёмника системы DRM (Digital Radio Mondial) — стандарта, призванного вдохнуть жизнь в АМ-диапазон, от длинных волн до коротких, на основе современных технологий. Смысл — в том, чтобы гнать на относительно низких (и уже мало кому нужных в быту) радиочастотах цифровой сигнал, восстанавливаемый в приёмнике до нормального качества, сопоставимого с приличным mp3. Кодирование для DRM осуществляется (уже, вещание в Европе началось) в стандарте ААС, а среди членов консорциума, призванного развивать новую систему вещания, я с удивлением обнаружил российскую компанию РТРС, специализирующуюся на доставке теле- и радиосигналов к местам потребления, с помощью спутников ли, ретрансляторов ли, в общем — по месту. Интересно, завалят это дело, как DAB, или нет? Наверное, завалят…
На фоне безумного числа моделей портативных навигационных устройств от Garmin, TomTom и их многочисленных последователей особенно заметно: даже с весны, с выставки в Зинцхайме, положение изменилось — разработанные в спешном порядке портативки украшали стенды компаний, где раньше висели исключительно супербизоны навигации, со складными (или двухдиновыми) экранами, DVD и жёсткими дисками, по четырёхзначным (в евро) ценам. Сегодня портативные решения предлагаются и Clarion, и Pioneer, и LG, в общем — всеми. Это хорошо. Что плохо, стало понятно не сразу. Чего-то не хватало на безбрежных просторах Messe Berlin. Позвольте, а где же «неголовные» фирмы. Те, что не делают головных устройств, а сосредоточились на акустике, усилителях, сабвуферах, — всём том, что нам так греет душу? Нету. На первый взгляд, во всяком случае. Бросить второй взгляд удалось по подсказке Давида Конярского (буква «D» в аббревиатуре DLS). На своём стенде он находился в окружении исключительно домашней акустики, а на вопрос: «А где же?..» ответил прямо и с элементами прямого расчёта: «А зачем здесь? На ЭММЕ всё стоит…»
Пошли туда. Оказалось: EMMA на выставке в Берлине теперь не ютится в уголке, а эксклюзивно занимает огромный зал, разделенный надвое: в одной части шуруют судьи и нервничают участники германского финала, в другой — стоят все те демо-машины, которых не оказалось в основных «звуковых» залах. Одного DLS хватило бы на три стенда, Focal JM lab в основной экспозиции почему-то вообще не присутствовал, даже с «домашкой», а здесь — будьте любезны, во всей красе. Это же относится к сугубо германскому Audiotec Fischer, продукции которого не было в залах, но была в багажниках по меньшей мере трёх десятков машин — и демонстрационных, и частных, приехавших на соревнования. Подбираем камень, что непросто на улицах Берлина, и метимся им на восток, в направлении на «здесь»…
Здесь: Где? И почему?
На MIMS/Автосалоне/«Интеравто» соревнований не было. Да, наверняка существовали по меньшей мере сорок три причины, почему именно не было, от дорого и негде до дать время на подготовку к Еврофиналу. Но здесь что-то надо делать, прямое сопоставление двух выставок глазами пасынков и падчериц показывает: соревнования — душа выставки по нашей отрасли, с ними можно показать и увидеть то, что без них никак нельзя. А так car audio в «Крокусе» было много, но статично. Динамики, конечно, добавляли звуковые бесчинства «АвтоАудиоЦентра», язвительно названные звездой автожурналистки Александром Пикуленко «деревенской дискотекой на международной выставке». Не наш человек, что с него взять. Остальное было познавательно, но статично. Но — познавательно. Наконец пробита (тьфу, не сглазить) стена, отделявшая нас от мировой практики автонавигации, первую полноразмерную систему с картами по нескольким регионам России, включая и Москву, естественно, продемонстрировал Pioneer. Если бы в параллель к этому (и в параллель с совершенно одноимённым стендом в Берлине) было предложено и портативное решение за четверть цены полноразмерного, с моторизованным экраном, было бы совсем отлично, но — увы, надо ждать…
Порадовал JVC, тем, что акустика с деревянными, вымоченными в заморском алкоголе диффузорами — не причуда маркетологов, а реально звучащая (отменно звучащая, заметим и запомним это) вещь, теперь можно было убедиться без помощи Аэрофлота. Гиганты широкого профиля — Stopol, «Делта Электроникс», тот же «ААЦ», питерская Ultra Star и московская Trade VS нашлись на своих местах и в отличном здравии. Но многих, очень многих из «неголовных» дистрибьюторов со своей акустикой, усилителями и всем, что греет, на своих местах не было, а проходи где-нибудь в сторонке соревнования, пусть и не финального разбора, были бы, как пить дать. Дмитрий Юрьевич, вы это сейчас читаете?
«АвтоАудиоЦентр» оказался единственной (кажется) компанией на триединой выставке, которая вела себя агрессивно, как это принято у нас в отрасли: уже упомянутый Sound Wagon с акустикой VIBE на
76 киловатт суммарной мощности и встроенный в неё «басовый туннель» для посетителей, чтобы знали, каково приходится спортсменам-эспиэльщикам, всякие шоу на сцене, приделанной к «Саунд вагону», и в завершение — конкурс, устроенный совместно с нашим журналом на лучшее знание разных фактов из области автозвука, лучший анекдот в тему и тому прочее. Кстати…
Там: возвращение к мирной жизни
Как мы знаем, именно на Западе придумали соревнования установщиков в реальном времени, хотя лучшее в Европе мероприятие такого рода прошло в прошлом году в Москве, — факт, признанный разбирающейся в этом мировой общественностью. В Берлине, в зале EMMA, довелось видеть новую версию этой мужской забавы, более мирно устроенную. Как пояснил один из организаторов затеи Гернот Грабош (EMMA), реальная «битва титанов тюнинга» — дело психологически очень рискованное, проигравшая команда, работавшая на пределе человеческих сил, остаётся ни с чем, в отличие от участников соревнований, которые могут вернуться на площадку на следующем этапе и взять реванш (и возвращаются, и берут). EMMA совместно с нашими коллегами из Германии, журналом «Car & HiFi», провела сеанс EMMA @ Work (русская версия называется как раз «Битва титанов») с игрой в одни ворота. Журнал объявил конкурс, призом которого стала безвозмездная (то есть даром) инсталляция мультимедийной системы в автомобиль победителя. На глазах его, его друзей и знакомых и всех, кто попался под руку. С комментариями и пояснениями. Отдаю себе отчёт в том, что с этого момента рассказанное начинает быть плохо лежащей идеей, которую оперативно сопрут, но мне не жалко, я новые либо придумаю, либо сам где-нибудь…
По дороге оттуда сюда: дети и пасынки
Лететь из Берлина недолго, но на одну мысль полётного времени всё же хватило. На выставке IFA у меня родилась формула современной медийной техники: произведение технологии на контент есть величина постоянная. Непонятно? Я сам не сразу понял. Смотрите: там, где начинает властвовать реально высокая технология, ценность контента в угоду ей пропорционально падает. В залах Messe Berlin, где по праву находились законные дети индустрии, властвовало высокое разрешение. High Definition на гектарах развешанных повсюду плазменных панелей. Что на них показывали? Френсиса Копполу? Да ладно, какое там разрешение… Кузнечика на стебельке, так, чтобы было видно: у него насморк и сопли текут. А бесчисленные домашние театры (из коробки, из коробочки, из бумажника, из-под ногтя) играли концерты кого-нибудь, где много сурраунда, а на остальное наплевать. Вот он, контент, по художественной ценности способный компенсировать применённую для его воспроизведения технологию. Произведение — единица, как и в случае винилового проигрывателя, лампового усилителя и динамиков с бумажными диффузорами. Чтобы оценить эту технологию, очевидным образом низкую, требуется Рахманинов. Или Теллониус Монк. Или хоть Клэптон… Оттого так умильно было видеть на стендах двух компаний (ставшей стопроцентно китайской Sansui и французской Advance Acoustics) ламповые усилители с… адаптером для iPod. Смешная и не очень логичная попытка индустрии вырваться из лап высокой технологии, особенно показательная на выставке, где на все квадратные километры павильонов я насчитал один (прописью) виниловый проигрыватель и 2 (цифрами) комплекта акустики с претензией на High End.
Отдушиной «там» был зал EMMA, где звук царил хотя бы на половине соревнований. Надо бы что-то и «здесь» предпринять…
Демо-версия аудиотехники ижевского завода «Версия». Недорого и шустро…
Машины и техника «Делта Электроникс» выставлялись вне павильонов
Sound Waggon на технике VIBE не понравился автожурналистам, но понравился остальным
Две из многочисленных (и эффектных) демо-машин на стенде «Делта Электроникс»
Все желающие могли убедиться: акустика JVC с деревянными диффузорами — это не рекламный трюк, это очень даже серьёзно
На четырёх больших экранах демонстрируется то, что должно вскоре появиться на небольших: первая работоспособная в России навигационная система Pioneer
Один из лауреатов совместного конкурса «ААЦ» и «А3»
Германская EMMA на выставке в Берлине, пусть и не строго отраслевой, далеко не в падчерицах
DRM — слыхали про такое? А Россия, оказывается, член консорциума…
Подходящее сочетание машины и аудиотехники…
В Берлине в фаворитах навигационной техник уже уверенно оказались портативные решения
Демо-машина Clarion на стенде в основном зале…
…и целый автополк машин DLS в зале EMMA
Машина победителя журнальной лотереи оснащается техникой на глазах у публики
Как трогательно: iPod с ламповым адаптером для лампового усилителя Sansui. Не совсем в тему, но не мог удержаться
Алекс Клетт: «Здесь всё от меня зависит…»
На стенде Pioneer такого не увидишь. Система полностью на компонентах Pioneer ODR. Это — из зала соревнований