Студия Crazy People, руководитель проекта Александр Лысенко
ГРАФОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Графология — это когда по завитушке буквы «щ» вам (за ваши же деньги) рассказывают, какой вы хороший человек. Лженаука, одним словом.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + ЦК + сабвуфер
- Источники: Alpine DVA-9860, CHA-S634
- Мониторы: Alpine TMA-M770
- Усилители: Boston GT40, GT22, GT20
- Акустика: Vifa M18WN-19-04, AD M35 Neo, Morel MT23, Morel Integra Ovation 5
- Сабвуфер: Alpine SWR 1022D
Иное дело — графологическая экспертиза. Её результаты в любом суде примут к рассмотрению наравне с пулей, вытащенной из штукатурки. Это — наука, которая соотносит написанное с написавшим, будь то хоть серийный злодей, хоть автор шедевра литературы.
Автомобильная аудиосистема — всегда штучное изделие, но на то и придумали графологию как прикладную науку, чтобы определять автора не только по подписи, а по любому, пусть и уникальному тексту. Другой аудиосистемы, такой, как эта, в природе нет, да и вряд ли будет, как было сказано, индустрия у нас штучная. Но то, что систему строил Лысенко, опытный почерковед определит если не со всей однозначностью, то уж точно — на уровне мотивированной уверенности. Начнём, однако, с исторического начала…
Некто Артём Туманов приобрёл прошлой осенью довольно свежий Highlander. Хороший, разумный автомобиль, лишённый тяжеловесности столь полюбившихся новой России «Крузаков», но не уступающий более крупному собрату ни в комфорте, ни в практической проходимости. И для тех и для других труднопроходимая местность в нашей стране — бордюры и колдобины установленного образца, овраги и горные ручьи — это из рекламы, для понта.
Под Новый год, когда другие уже закупали лёгкие закуски, Артём пригнал только что объезженного стального коня в студию Crazy People (эти people её предпочитают называть «станция автозвука», ну, пусть «на станцию», от нас не убудет) для, сами должны понимать, установки системы. Техническое задание, которое мы любим выведывать у создателей, было такое: мультимедийная с правильным звуком. Звук — на первом месте, видео — на втором. Брэнды и состав — какие хотите, практичность машины как средства транспорта — как в «состоянии поставки», без фанатичных выходок, бюджет — как пойдёт, но тоже без эксцентрики. И ещё: машина должна быть способна выступать на автозвуковых соревнованиях с гарантированно победным результатом.
Тут возникает сразу два вопроса: как наш новый знакомый Артём дошёл до жизни такой и как наш старый друг Александр принимает подобные заказы? В порядке поступления: Артём тусовался с друзьями, нечуждыми соревновательных страстей, даже как-то уговорил дать порулить на EMMA Racing, и, как следовало ожидать, коготок увяз…
А как Лысенко относится к победе на соревнованиях как пункту техзадания? Спокойно, благо не впервые. Брать такие заказы — одна из характерных черт его индивидуального почерка, отметим в протоколе экспертизы.
Пятидюймовая «Интегра» центрального канала «светит» в лобовое стекло
Время до начала нового сезона ещё было, взялись за дело. Компоненты для мультимедийной части системы выбрались легко, то, что здесь Alpine — самое верное средство, в длинных объяснениях и доказательствах не нуждается. Источник — DVD-ресивер последнего поколения, дополненный чейнджером. И «чрезвычайный и полномочный» процессор PXA-H701, который будет обеспечивать и мультимедийную часть, и звуковую.
Ресивер и блок управления процессором стоят в два этажа на штатном (двойном в этой машине) месте, а над ними — экран монитора. Раньше там жили органы управления климатической установкой, теперь ручки переехали на панель селектора АКПП, уменьшившись в диаметре, а кнопки — за селектор, уменьшившись в размерах. Кстати, кнопки использованы отечественные, от чего-то вазовского, очень даже подошли, а предрассудки нам ни к чему.
Звуковая же составляющая, которой отводилась ведущая роль, оказалась необычной. Решено было строить экстренного качества трёхполосный фронт, которому в мультимедийном режиме будут помогать центр и тыл, в данном случае — сурраунд. Фронт, без всякой оглядки на стереотипы — на головках от трёх производителей из трёх далеко не соседних стран. Низкочастоники — 18-сантиметровые «домашние» Vifa, на продукции этой датской фирмы живёт половина мирового хай-энда. Среднечастотники — 8-сантиметровые диффузорные AD M35 Neo, эти — из Италии. Пищалки, формально говоря, с Ближнего Востока, Morel MT23.
Монитор выгнал ручки и кнопки климатической установки вниз, к селектору коробки. Сетки в низу центральной «бороды» выпускают бас в салон
Выбор низкочастотников необычен, но большого удивления не вызывает, многие бы не прочь поставить такие, но они, во-первых, далеко не дёшевы, во-вторых, по габаритам больше привычных автомобильных, в-третьих — требуют действительно квалифицированной установки, иначе это будут деньги на ветер.
Диффузорные среднечастотники — тоже сознательный выбор и тоже элемент почерка. К купольникам на фронте Лысенко относится с немалой долей настороженности, считая, что в силу неизбежно высокой частоты раздела НЧ/СЧ в таких системах очень часто на краях сцены нарушается фокусировка, причём чем громче играет система, тем это более выражено. Бывало, что, настраивая такую систему кому-то из постоянных клиентов под соревнования, Лысенко сбрасывал частоту раздела до возможного минимума (но всё равно не ниже 500 — 550 Гц) с твёрдым наказом: после боя — ко мне, открутим назад, иначе на повышенной по сравнению со принятой «соревновательной» громкости полезет грязь.
Привычная для Артёма в обычной жизни громкость — повышенная, и сильно, поэтому решение было твёрдым: топовый диффузорный среднечастотник минимального калибра. MM35 Neo — уж точно минимального, на них даже налезли сетки от купольных Morel CDM54. Работают Neo в закрытых корпусах с апериодической нагрузкой, что относится к совершенно доказательным элементам фирменного почерка конструктора, впервые применив такое оформление вынужденно, при оснащении звуком мотоцикла, Лысенко его оценил и с тех пор (а это уже сколько лет) применяет, когда требуется. Забегая по схеме системы вперёд, отметим: в апериодике работают и тыловые, и центральный динамики. А возвращаясь к фронтальному мидрейнджу, констатируем: снизу его полоса частот ограничена частотой 300 Гц фильтром самого фазово-тактичного первого порядка, что всё равно безопасно выше резонансной частоты MM35 Neo в таком оформлении.
Исходно вместо «бороды» был лишь «подбородок»
Пищалки, в принципе, планировалось поставить Morel Supremo Piccolo, но даже в варианте Piccolo в задуманную геометрию без серьёзного курочения торпедо они не вписались. Заменили ближайшими по достоинствам, но обычных, компактных габаритов MT23.
Геометрически фронтальная акустика довольно близко воспроизводит домашнюю, на которую мы, что уж скрывать, часто равняемся, только не часто удаётся. Головки практически вытянулись вдоль единой вертикали. Есть, впрочем, очень заметное отклонение от домашнего канона. Пищалки установлены таким образом, что дальняя оказывается частично перекрытой подиумом мидрейнджа. Это — сознательное решение, а не дань компоновке, так наиболее эффективно используется отражение ВЧ от вплотную расположенного бокового стекла, что в итоге способствует расширению звуковой сцены.
Три излучателя — три технологии установки, но каждая — с элементами фирменного почерка. НЧ-головки в двери просто так, «в лоб», естественно, не вставали, поскольку заметно больше штатных мест по калибру. Штатные «колодцы» нарастили по высоте, одновременно добившись их расширения по диаметру. «Расширительный» элемент — посадочное кольцо из фирменного лысенковского композита: два дюралевых кольца и одно фанерное склеены под давлением эластичным клеем-герметиком, подобным (а может — идентичным, точнее установить не удалось) тому, которым приклеивают стёкла в автомобилях. Так достигается и жёсткость, и демпфирование вибраций одновременно.
Установленый наклонно в передней части ящика сабвуфер вскоре скроется из вида
Подиумы под СЧ — типовые стеклопластиковые конструкции, но с фирменным вибродемпфированным посадочным кольцом. А подиумам пищалок надо было бы дать имя собственное: «им. Евгения Грызунова». Евгений — соавтор (и владелец) системы, которую они сделали совместно с Лысенко и которая принесла Евгению звание чемпиона Европы в 2003 году (не считая прочих многочисленных наград до и после). Евгений решил использовать в качестве материала для ВЧ-подиумов эпоксидный клей-замазку, продающуюся в магазинах сети AGA под названием «холодная сварка для пластика». Прочность и жёсткость этот материал, как выяснилось, порождает необыкновенные. После одного из чемпионатов в Европе был такой казус: судьи сделали Грызунову замечание, что, мол, пищалки у него на хлипких «стебельках», несолидно, и сдёрнули положенное количество баллов за инсталляцию. Приехав домой, Женя решил исправить положение и снял подиумы, действительно, на вид очень субтильные, пищалки отложил в сторону, для установки в усиленные узлы, а эти из любопытства решил сломать. Руками, пассатижами и молотком не удалось. Топором удалось, хотя и не сразу…
Ну вот, с фронтом покончили. Тыл и центр построены на одних и тех же головках, которые, без сомнения, представляют собой вершину развития коаксиальной конструкции: Morel Integra. Одна такая головка «светит» в центр лобового стекла с приборной панели, ещё две работают в апериодике из подиумов на задних стойках.
«Басовая борода» тянется до спинок передних кресел. С этого конца потом будет детский монитор
Сабвуфер… а вот тут начинаются сюрпризы. Где сабвуфер? В багажнике явно нет, даже при поднятом фальшполе отсека запаски видны только усилители. Сабвуфер — в салоне, внутри «бороды», протянувшейся между передними сиденьями. От природы там ничего не было, короткий «подбородок» с селектором коробки обрывался в 20 сантиметрах от центральной консоли, как это делают в минивэнах. Туда вкорячили довольно сложной формы конструкцию, в передней части которой (опять на почерковедческом металлическом фланце) находится 10-дюймовая головка Alpine SWR. Бас, который она воспроизводит, попадает вначале в своеобразный раструб, из которого выходит в салон через зарешёченные окна по обеим сторонам.
Объём ящика — 14 л, как уж не раз было доказано — оптимум для этой головки. В задней части ящика установлен монитор, единственное назначение которого — развлекать дитя владельца с помощью упрятанной под переднее сиденье приставки PlayStation2. Потому и монитор Prology, дитё оно и есть дитё, пока что не разбирается…
Так выглядела центральная панель, пока климат-регуляторы не попросили переехать
Под фальшполом абсолютно свободного багажника пристроены три из четырёх усилителей системы: два четырёхканальных Boston GT40 (весь фронт и тыл) и двухканальный GT22 l для сабвуфера. Ещё один, самый маленький GT20, используется только наполовину: один из его каналов работает на центр. Малышу рядом с запаской места уже не хватило, вообще-то удивительно, как удалось туда впихнуть остальных. Кроме усилителей рядом с запаской живёт ещё и активный кроссовер Phoenix Gold TX2, несмотря на присутствие процессора в системе, он понадобился потому, что на трёхполосный фронт кроссовера процессора не хватает, СЧ/ВЧ пришлось делить внешним устройством.
Кабельное хозяйство в машине — отдельная строка в протоколе графологической экспертизы. Межблочники — только своей выделки, кабель для них предназначался изготовителем для бас-гитар (у Лысенко их две или три, он толк знает), а разъёмы установлены по-фирменному: без внешнего корпуса, который, по убеждению Лысенко, ухудшает характеристики соединителя.
Приёмка системы заказчиком проходила в два этапа. Сначала — исходя из звука и затрат на его получение. Потом дошли до пункта, где числилась победа на соревнованиях. Здесь пришлось подождать до финала России. В итоге работа принята в полном объёме: первое место в классе «Любитель без ограничений» с отрывом от ближайшего преследователя на 36 баллов. Для сравнения: 2-е место от 3-го отделили лишь 2. Тоже узнаваемая деталь почерка…
Подиумы пищалок написаны почерком Евгения Грызунова
Композитное кольцо: жёсткость и демпфирование в одном флаконе
Подиумы среднечастотников — по обычной технологии, но с металлическим кольцом
Общая компоновка акустики приближается к домашнему канону
Пищалки установлены с расчётом на большую долю отражённого сигнала
«Детский» монитор работает только с игровой приставкой, упрятанной под сиденье
Багажник машины с полновесной мультимедийной системой пуст как свисток
Доступ к дистрибьюторам питания предельно прост. Правила это поощряют…
Тыловая акустика также снабжена апериодической нагрузкой
Шнуры — ещё одна завитушка подписи. Корпус — в помойку, термоусадка в бою вернее будет…
Три усилителя удалось устроить по соседству с запасным колесом
Самый маленький усилитель живёт отдельно, за боковой обивкой багажника
SQ
Первое, что бросается «в уши» при прослушивании, — снова почерк. На этот раз — итальянской мануфактуры (хоть и с американскими паспортами) усилителей, славящихся детальностью звучания, даже на привычном «АудиоДокторе» освежались вынужденно подзабытые подробности. Сверхнизкочастотный мотоцикл исправно производил безумный по глубине тона шум из-под лобового стекла, не пытаясь бесчинствовать в салоне. Звуковая сцена устроена любопытно: она как бы слегка развёрнута вправо от водителя, с безукоризненной локализацией источников в пределах, ограниченных крайней левой точкой (почти на боковом стекле) и крайней правой (заметно за боковым стеклом и ближе к его центру). Четвёртый барабан при этом оказывается сантиметров на 12 — 15 смещён вправо, но расстояния между барабанами на слух равны до миллиметра. Гуляющий саксофонист ходит под лобовым стеклом, а заканчивает прогулку на самом краешке приборной панели, даже пробегает мысль: не упал бы ненароком. Блюзовый вокал висит в воздухе, не прикасаясь ни к чему, и вообще на любых записях очень много воздуха.
RTA
Смотрим нижний бас: вот уж почерк так почерк. Никогда в машинах Лысенко не бывает горбов, но здесь — вообще ровная как стол АЧХ, до пределов разрешающей способности прибора. При этом обратите внимание: никакого экстремизма по части общего уровня басов, он скромнее, чем мы часто видим в аналогичных системах, а спад на 20 Гц едва начинается. Естественные нерегулярности на АЧХ носят очень сдержанный характер, предопределивший нейтральное и естественное звучание системы, а откуда взялся воздух — тоже видно, на верхних частотах система показывает пример широкополосности. При шёлковых пищалках, заметьте.