Время СН
Всю молодость кряду не мог понять: как можно Швейцарию сокращённо написать CH. Это с какого же языка надо сокращать?
Однако именно эти две буквы были написаны на номерах автомобилей рядом с крестом на красном фоне, а позже — в доменных именах швейцарских интернет-сайтов. Ко времени Интернета, правда, молодость закончилась, и уже объяснили: Confoederatio Helvetica, латынь, дело давнее, не нам переписывать. Удивление не ушло, только сменило адрес: что конфедерировать в стране с такими габаритами? Это вроде Великого Союза Калуги и Ферзиково.
Набалованы мы пока что пространствами, возникает иллюзия «раз нам просторно, значит мы всесильны». Это не так, это само собой не происходит. Что с успехом доказывают нашим политикам, а теперь предметный урок на эту тему получили и наши автозвуковые спортсмены.
Хочу быть правильно понятым: урок, а не кару, это разные вещи. Кару смиренно принимают, урок — усваивают, а за учёбу, как известно, не переплатишь. Говорил не раз (в том числе в прошлом репортаже, с национального финала) и скажу вновь: все участники Еврофинала из нашей страны становятся национальными героями в момент принятия решения ехать туда, где назначен последний в сезоне поединок на континенте. В этот раз он был назначен в Берне, где когда-то профессор Плейшнер не заметил горшка с геранью на подоконнике. Туда и собрались наши национальные призёры, в общей сложности на 13 машинах. Людей было существенно больше, ехали не отдельные индивидуумы, а действительно команда, чему потом были многочисленные подтверждения, о них в своё время. А пока консульский отдел в переулке Огородной Слободы (вход с Гусятникова, если помните) штемпелевал целую гору паспортов. Потом её же перенесли в германское посольство, от нас ведь на машине с одной визой можно только в Польшу, а там уже были.
Долго ли, коротко ли — доехали все (что уже неплохо, в прошлом году в Афины — не все) до Берна и довольно быстро поняли, что предстоит в ближайшие три дня. Еврофинал в крошечной по нашим меркам столице Конфедерации стал самым большим по масштабу соревнованием за наблюдаемую нами историю. Финальная таблица результатов (с учётом выбывших из борьбы по тем или иным причинам) насчитывала ровно 250 позиций. Начиная с этой отметки счёт уже можно вести на доли тысяч. Четверть тысячи, можете пересчитать. Говорят же про 25 лет «четверть века»…
Что это означало для вновь прибывших? Смотря зачем прибывших. Для участников — непривычно большое число соперников, для судей — кромешный ад, ведь в некоторых классах оказалось не по 8 — 10, а по 18 — 20 машин. И в каких классах — в «Pro Sound Only», например, где в качество звучания вложено всё, собранное по всей Европе, машин было ровно 20.
Ожидать в этих условиях, что наши вот эдак вот приехали и всех надрали, было бы по меньшей мере наивно. Цена занимаемых мест масштабировалась в соответствии с числом специалистов мирового класса, претендовавших на них наравне с нашими соотечественниками, но в гораздо более щадящих условиях. Тем не менее пойдём по списку, около каждого имени в котором — занятое в финале место, а за каждым (или почти) именем и местом — история той или иной степени драматизма. Так что я предупредил: бездумной победной реляции не будет. Будет воздание по несомненным заслугам и, где возможно, попытка анализа причин недостаточного успеха.
Начнём с безоговорочных триумфаторов. Чемпион Европы в классе «Pro 600» — ростовчанин Игорь Мирошниченко. Довольно давно участвуя в соревнованиях на своей малой родине, в этом году он впервые выехал (как спортсмен, а не вообще) из Ростова. Доехав до Москвы, стал чемпионом России, добравшись до столицы Швейцарии — чемпионом континента. Надо бы назвать имя студии, где строили систему Игоря, но её не существует, чемпионская система — стопроцентно «своя игра».
Большущий кубок, вручённый Игорю в положенное время, пригодился ему, к сожалению, и в качестве, без которого он бы охотно обошёлся. Столица хвалёной гельветической конфедерации по некоторым позициям ничем не превосходит Ростов-на-Дону: утром в воскресенье, в последний день чемпионата, у Игоря самым неевропейским образом попятили бумажник с полутора тысячами евро, на которые он рассчитывал как минимум доехать до дома. Так вот: сразу после награждения товарищи по команде накидали в призовой кубок кто сколько. Сколько и кто — останется неведомым, командная выручка — не игра в очко, здесь карты не проверяют. До дома Игорь доехал, значит — хватило…
Почти земляк Игоря, Виктор Шитиков из Каменска-Шахтинского (это тоже Ростовская область, а за невозмутимое и благожелательное спокойствие в команде Виктора прозвали «тихим ростовчанином») в стиле чемпиона, тихо и без нервов взял не только первое место в классе «Multimedia Pro», но и приз абсолютного превосходства «Best of Multimedia».
А понервничать было отчего: совершенно недопустимым образом в восемь часов вечера четверга (то есть за ночные полусутки до начала судейства) всех организаторов поставили перед фактом: судить категорию «Мультимедиа» предписано по новому, только что выпущенному диску. Его не то что участники, главный судья по мультимедиа видел впервые. По большому счёту надо было, конечно, устроить скандал, но это оставили до главной судейской конференции в Фихтельберге в ноябре, а в Берне, каковы бы ни были планы участников и судей на ночь перед стартом, их пришлось пересмотреть: российский судья по мультимедиа Александр Милявский полночи провёл, привыкая к звуку и изображению совершенно нового диска, а участники мультимедийных классов — подстраивая машины под незнакомый прежде материал. Итог: первое место среди профессионалов и второе — среди любителей, его взял Геннадий Курвиц из Екатеринбурга, и в этих условиях серебро дороже иного золота.
Второе место Геннадия Курвица — единственное «серебро» в копилке сборной. Есть ещё одна «бронза», но тоже с очень плотным гальваническим покрытием в 24 карата. Третье место в классе «Expert Unlimited» получила машина новосибирской студии «Эквилон Звук», её представляли Владимир Ячин и Сергей Свирков. По мнению наших судей (напомню: международной категории и входящих в Коллегию главных судей EMMA), машина играет существенно лучше зафиксированного результата, на второе место в классе, как минимум. Сочетание элитных компонентов Pioneer и Brax, помноженное на опыт установщиков, порождает, по выражению экспертов, «английский», точный и аналитичный, по-настоящему хай-эндный звук. Но тут сложились два фактора, в одном из которых сибиряки никак не повинны, а второй можно было поправить. Левый судья звук оценил очень высоко, а правый сказал, что такой звук — «не его», и оценку снизил, в зачёт пошла усреднённая. Но это ладно, с судьёй не спорят. А потерянные 5 баллов оценки за инсталляцию — в полной мере залёт участников. Оценку снизили за то, что штатные провода «Тойоты», подходившие к аккумулятору, имели не то сечение, что предписано исходя из мощности системы. Это вполне можно было оспорить, но сибиряки народ скромный и не стали, хотя давалась «установка на игру»: нас здесь никто с цветами не ждёт, чуть что — посылать за представителями национальной ассоциации, они на площадке находились именно для решения спорных вопросов.
По контрасту с этим европейские аборигены рубились с судьями до последнего и по малейшему поводу. У судившего качество инсталляции в одном из классов Милявского был такой эпизод: когда при рутинной проверке надёжности крепления акустики с неё слетел гриль, прилепленный двумя каплями суперклея, итальянский мастер клеевых соединений закрыл машину и отправился жаловаться главному судье на то, что русский медведь разносит его дорогой автомобиль. Это Милявский-то медведь?! Да у него, как у хирурга, «сердце льва, глаза ястреба, руки женщины». Ну и уши этого… Паганини, в общем.
В итоге у «Эксилона» — «бронза», что само по себе внушает: из Новосибирска в Берн, и чтобы там играло лучше, чем у двух третей национальных чемпионов, прохвативших до площадки соревнований по автобанам не притормаживая. Да и то: кому проиграли сибиряки: Яка Селешу, команда DLS Словения, чей жёлтый New Beetle второй год не сходит с обложек профильных изданий, и немцу с машиной на полном комплекте Pioneer ODR.
Но сейчас даже не об этом. Утром в день соревнований задурила система в машине москвича Алексея Хребтищева (класс «Новичок», но – «Unlimited»). Задурила крайне неприятно: звук стал непредсказуемо метаться по салону, как ошалевшая осенняя муха. Товарищи по сборной, из существенно не новичков, даже наоборот, из числа признанных гуру, бросились помогать найти причину, которая, будь не найдена, означала бы однозначно последнее место в классе или вообще сход. Прочерк.
Национальные гуру (Лысенко и Милявский) не успели даже открыть дверь в «Хонде» Алексея, как получили с размаху по рукам от главного судьи — правила гласят: после регистрации судьи не имеют права вмешиваться в настройку систем участников. Даже путём консультаций. Но другие-то участники имеют, и вот на выручку москвичу пришли три сибиряка: Владимир Ячин, Сергей Цверков и Игорь Шевцов. Общими усилиями они нашли, в чём дело: отошла пайка на плате одного из пассивных кроссоверов, контакт то терялся, то восстанавливался под действием басовых вибраций. По жеребьёвке наш «Новичок без ограничений» судился то ли первым, то ли вторым, тем не менее успели снять кросс, всё запаять и вывести машину на площадку вовремя. В рамках правил.
Место в классе Алексей занял формально пятое, но от четвёртого его отделяет одно очко, от третьего — два. И это в классе из 17 машин. Так что и пятое здесь дорогого стоит. А о командном духе и говорить не приходится, на это — цена особая.
Мы упомянули Игоря Шевцова из Новокузнецка как участника операции по спасению товарища, попавшего в «непропай». Это — одна история. Но у Игоря, видно, талант притягивать к себе историй сразу помногу. Его приключения начались ещё дома: во-первых, визу ему дали только в день отъезда, что дивно успокаивает, кто проходил. Во-вторых, за день до визы и отъезда какой-то новокузнецкий дятел въехал в бочину чемпионской «Тойоты», что пришлось экстренно и бессонно восстанавливать. Бок восстановил, визу получил, до Берна доехал, преодолев при этом наибольшее расстояние между двумя точками: 7 тысяч километров. Это было отмечено специальным призом «The Longest Trip», дополненным радиоуправляемой машинкой, чтобы в другой раз свою поберечь.
Игорь занял четвёртое место в классе «Expert Sound Only». Такое же, как Иван Никитин из Волгограда, чью машину вы видели на обложке. Такое же, как и ещё 15 из 18 участников этого класса. Вот так: 1-2-3-4-4-4-4… и так до конца. Это — результат ещё одного, уже совершенно непростительного промаха организаторов, вернее — судейской коллегии финальных соревнований. Что будет, нет сомнений, поводом для ещё более тяжёлого разговора в Фихтельберге, но факт остаётся фактом: когда судейство было закончено, по невыясненной причине было заявлено, что, цитирую: «оценки за звуковую сцену были выставлены некорректно и потому аннулируются». Три первых места определяются жребием (!), остальным участникам раздаётся по четвёртому. Вот вам и конфедерация…
На четвёртом месте, теперь уже просто на четвёртом, по обычному счёту, оказался обладатель «золотого дубля» национальных первенств Алексей «Аполлон» Рогачёв. Дубль заключается в звании чемпиона EMMA и IASCA, полученных в одном сезоне, второго такого красавчика у нас, кажется, нет. Здесь просто: не хватило везения. Ну ничего, за одного битого знаете, сколько небитых дают на мировом рынке?
На уровне четвёртого места европейские соперники остановили ещё двоих наших спортсменов: екатеринбуржца Сергея Краско и москвича Сергея Торговцева, почему им это удалось — тема отдельного разговора, и, видимо, не с нами, есть мнение, что многие наши национальные призёры в азарте поисков совершенства принялись «ломать» звук в своих машинах после финала России, принцип «не мешай машине ездить» чужд чемпионам. Не всегда коррективы оказываются удачными, а шансов на вторую попытку регламент Еврофинала не даёт.
Шестые места достались всеобщему любимцу Виктору «Кирпичу» Иванову (есть мнение, что машина, при всём её великолепии, в настройках ещё сыровата) и ещё одному сибиряку — Кириллу Устюжанину из Новосибирска. Кирилл попал в «мясорубку» в очень сложном классе, из-за множества протестов, которые так охотно вносят западные участники, там назначалось повторное судейство, в общем, в этой каше Кирилл, шедший на высокое место, оказался оттеснён ниже по списку. Совсем, казалось бы, не повезло екатеринбуржцу Сергею Каплуну: тринадцатое место в классе, правда — из девятнадцати, обойдя финна, голландца и «хозяев поля». Коллеги предложили Сергею считать результат зашифрованным посланием: в следующем сезоне место в таблице должно быть между 1 и 3.
Не только участники и судьи составляли команду, а то, что это была именно команда, теперь, кажется, сомнений не вызывает. Предмет особой гордости — приглашение на финал чемпионата питерской команды Custom’s Club во главе с Игорем Кононенко и на его Porsche Cayenne. Машина, признанная носителем лучшего в Европе звука по итогам сезона 2005 года (а значит, и в течение финальных соревнований года этого), была призвана в Берн, чтобы работать эталоном звучания. Если возникает у судей неясность в трактовке звука — вот вам эталон и образец, освежите в памяти, как это должно быть на самом деле.
Был у сборной и капитан — руководитель отделения EMMA Россия в Екатеринбурге Вадим Тюленев был откомандирован в Берн для набора опыта, а по факту стал неформальным лидером команды, поддерживая её боевой (но не агрессивный) дух. Примерно за этим же поехал и примерно такую же роль сыграл в деятельности сборной нижневартовец Евгений Горбунов, который сейчас активно включился в организацию соревнований и у себя в нефтяном Клондайке, и в других городах нашей бескрайней (особенно за Уралом) родины.
На своём месте в Берне оказалась и бессменный администратор EMMA Россия Полина Кравченко, даже больше чем только на своём: фотографии в этом репортаже по большей части — её камеры дело. Поэтому, надо думать, Алексей Рогачёв, он же «Аполлон», на фото отсутствует, видимо, на семейном совете (а вы не знали?) решили: без кубка не фотографироваться.
А ещё у сборной нашёлся покровитель. Именно это слово, а не набившее оскомину «спонсор» хочется употребить в отношении компании Stinger. Помимо формы, в которую была облачена национальная команда, её члены получили помощь в простой и понятной форме: конвертируемая наличность на дорожные расходы. В весьма внушительном размере и, что важно, в самый нужный момент, когда к окончанию сезона собственные ресурсы кое у кого сильно поиссякли. Респект и уважуха, выберите, что больше нравится (или и то и то).
Подведу всё же итог, как сумею: никоим образом не считаю, что наши спортсмены этот финал проиграли. На самых больших в истории соревнованиях, в самых трудных по сравнению с другими условиях, они сделали максимум того, что могли. А сделать так, чтобы в следующем году могли больше — так за тем и придумана зима…
Для общего представления о том, с чем пришлось столкнуться нашим: машины некоторых европейских участников финала
Кубки в этом году были внушительнее, чем когда-либо прежде. Четырём россиянам удалось оценить их вес
По всеобщему мнению, площадка нынешнего Еврофинала была лучше всех предыдущих, включая ставший эталоном Питер 2003 года
Дмитрий Матвеев: «Ведь предупреждали: чуть что — звать на подмогу…»
Александр Лысенко: «Всё разрулим, не волнуйтесь…»
Далеко не все машины из четверти тысячи удалось поместить внутрь павильонов. Все «громкодуи» из ESPL остались на открытом воздухе
Сергей Каплун (Екатеринбург): на следующем финале — между 1 и 3
Андрей Иванов из питерской группы поддержки добровольно стал «службой экстренной переводческой помощи», выручив этим многих наших участников
Александр Милявский в деле. Сердце льва, глаза ястреба… и так далее
Сергей Свирков и Кирилл Устюжанин, участники автопробега Новосибирск — Берн
Нижневартовец Евгений Горбунов поехал в Берн за опытом. Он у него уже есть. Но нужно ещё…
Porsche Cayenne Игоря Кононенко была приглашена на Еврофинал-2006 в качестве всеевропейского эталона качества звучания
Два чемпиона Европы из России, Игорь Мирошниченко и Виктор Шитиков у машины, получившей спецприз «The Best of Multimedia»…
Владимир Ячин увёз в Новосибирск бронзовую награду в «Expert Unlimited»
Москвич Сергей Торговцев, 4-е место в «Amateur 4000»
…вот за эту систему…
«Кирпичевоз» на российском финале прозвучал лучше, чем на европейском. Виктор, надо думать, знает, почему…
Игорь Шевцов из Новокузнецка на пути в Берн преодолел препятствия больше всех остальных. Включая и километраж
… не без помощи вот этих торговых марок
Плод совместного труда Ивана Никитина и Андрея Вахтина, BMW X5, оказалась на 4-м месте при очень странных обстоятельствах
Игорю Мирошниченко недолго осталось смотреть на происходящее снизу вверх. Скоро огласят результаты
Поболеть за Сергея Краско приехал поборник беспроцессорного звука Валерий Клюев
Геннадий Курвиц (2-е место в «Multimedia Amateur») со своим земляком и неформальным капитаном команды Вадимом Тюленевым
Москвич Алексей Хребтищев на практике испытал, что такое командный дух и сибирский характер
Русский десант с трофеями, их больше четырёх на число специальных призов
Тут все: наши и не наши. А флаг —наш…
Как и в старину, на защиту Родины встают донские казаки: Игорь Мирошниченко (Ростов-на-Дону) и Виктор Шитиков (Каменск-Шахтинский)