Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ОСЬМИНОГ В БОЮ
Стали вспоминать, какая живность была и есть в ротации в нашей отрасли. Енот — был. Американский орёл был и есть. Паук — и вовсе глаза намозолил. Странно, почему обошли вниманием осьминога…
Животное мощное, высокотехнологичное (реактивный принцип, как-никак), эффектное внешне и, что немаловажно, вкусное, если уметь готовить. Все принципы построения качественной мобильной аудиосистемы налицо.
Квадратные «Кикеры» попадают к нам в тест не впервые, изумление конструкцией динамика сменилось просвещённым интересом. Квадратные «Солобарики» по-прежнему не похожи на других. Основную особенность — квадратный диффузор, пытались копировать (где они, копировщики, теперь?), пытались переплюнуть, сделав диффузор треугольным (тот же вопрос остаётся в силе), но потуги эти не покидали формата банального обезьянничества, поскольку за кадром остались (как следует из судьбы упомянутых попыток) технологические аспекты «выхода из круга». То, что они остались в кадре у Stillwater Designs, следует также из практики, об этом нам дано судить по итогам знакомства с другими «квадратами».
Дело в том, что в процессе работы диффузор, даже если он — поверхность вращения, пытается утратить первозданную форму. А уж если не вращения, то с особым успехом. Смотрите: углы квадрата больше удалены от центра, а значит, при том же распределённом усилии со стороны подвеса он будет больше деформироваться. Это с одной стороны. А с другой — квадрат-то не плоский, по каждой диагонали у него излом, иначе говоря, ребро жёсткости. Тогда получается наоборот: подвес по углам квадрата должен быть жёстче.
Так как же быть? Как и насколько, в граммах и миллиметрах? Получается, что изгибную деформацию диффузора надо моделировать самым серьёзным образом, не на калькуляторе. А если диффузор непростого сечения, то задача усложняется, тогда — даже не на персоналке. Одновременно надо рассчитать упругое противодействие подвеса и соответственно требованиям задать его форму. Тем более что подвес не прямолинейный и даже не кольцевой, а — вот ведь напасть какая — угловатый. И, между прочим, в других отраслях квадратные диффузоры не очень и нужны, там проблема «слишком компактных» ящиков вообще не стоит. В общем, скорее всего, именно сложность этой задачи, а не патентные ограничения, отбивает почти у всех изготовителей охоту возиться с «квадратами». К счастью — «почти», но не у всех. И те, у кого не отбило, необходимые деяния совершили с успехом, степень которого можно подтвердить инструментально.
Квадратные «Солобарики» известны давно, весной минуло шесть лет с момента их первого появления на публике. Они как бы разделены на две части: всё, что выше центрирующей шайбы — квадратное, начиная с шайбы, и вниз — круглое. Нынешние L7 помещены в литой корпус, на каждой из четырёх спиц которого мы теперь можем увидеть пластинчатые «жабры», как и на крышках усилителей Kicker. Корпус, надо сказать, не совсем лишён резонансов, но все они начинаются далеко за пределами рабочего диапазона сабвуфера — на слух где-то от 500 Гц. Округлая форма нижней шайбы магнитной системы выдаёт присутствие кольцевой проточки. Диаметр осевого отверстия 25 мм, для катушки калибра 2,5 дюйма это даже экономно. Ну а в отношении магнита экономия была бы неуместна — масса подвижной системы у «пятнадцатого» «Солобарика» — сами знаете какая. (Не знаете? Ну, это мы через пять минут поправим.) Так что габариты магнита 178 х 40 мм.
Фигурная выштамповка на полипропиленовом квадратном (чтоб не забыли) диффузоре лично мне напоминает изготовившегося к атаке осьминога, как его (должно быть) видит атакуемый — геометрия её сложная, более свойственная живой природе, нежели творениям человека. Тело «осьминога», как водится, следует за щупальцами: переходный конус, который передаёт на диффузор усилие от звуковой катушки, своими выступами повторяет его лучевые «впадины». Тем самым авторы разработки не только повысили жёсткость конструкции, но и увеличили длину линии контакта, по которой конус соединён с диффузором. Подвес резиновый, 27 мм — для «пятнашки» это, можно сказать, и не ширина. Зато тем самым конструкторы сберегли площадь диффузора, которая, как мы знаем, напрямую связана с чувствительностью. Степень успеха в максимизации площади диффузора при заданном габарите может быть подтверждена с помощью очень простого измерительного и лишь чуть более сложного вычислительного оборудования. Площадь диффузора оказалась немного больше 0,1 квадратного метра (вот до каких мер дошли из-за «Кикеров») и соответствует круглому диффузору диаметром 360 мм. У нормальной «пятнашки» этот диаметр около 300 мм, ведь калибр головки — величина условная, определяемая габаритным диаметром «по металлу». В углах подвеса можно увидеть по восемь (любимая «осьминожья» цифра) рёбер, именно они создают заветную, найденную методом конечных элементов разницу в гибкости прямой и кривой частей гофра.
Центрирующая шайба плоская, но высота гофров к центру уменьшается. Гибкие подводящие провода плоские в сечении и, между прочим, изолированные снаружи. Каждый из них в двух точках зафиксирован на центрирующей шайбе стежками из толстой нити. Всего проводов, разумеется, четыре, поскольку в катушке две секции по 2 Ом. Окошки, через которые обеспечивается обдув катушки, хорошо видны на фото. Всего их, конечно же, восемь пар.
Надеюсь, мне удалось закрутить интригу вокруг массы подвижной системы, так что вы наверняка ожидаете, что здесь не меньше полкило. Помилуйте, это всё-таки не соревновательный SoloX, а сабвуфер универсального назначения, сбавьте хоть четверть. Сбавили? Вот мы и получили массу «подвижки»: 372 г.
Отметим как достоинство, пусть и не связанное с формой диффузора, решение сделать секции звуковой катушки 2-омными. Мы не раз писали (и готовы сделать это вновь), что формула импеданса 2 + 2 на практике удобнее более распространённой 4 + 4, так как даёт больше простора для мощностного манёвра. При последовательном соединении получается нормальное сопротивление, на которое любой усилитель будет работать мостом, при раздельном подключении секций к двум каналам — тоже всё путём, канал обычного усилителя на такой импеданс рассчитан, а параллельное соединение на 1 Ом — это уже экстрим, предусмотренный, впрочем, в спецификации многих басовых моноблоков. Попробуйте реализовать хотя бы половину этой арифметики, перетасовывая две 4-омные секции, и обломитесь — будет то мало, то много.
Силовой фактор мы определяли как раз при последовательном включении секций, как у нормальной 4-омной головки. Получилось 21 Тл м с копейками (копеек на одну десятую, если кто работает в бухгалтерии). Это много, если будете сравнивать с «пятнашками» из группового теста №2 за этот год, то обнаружите, что этой отметки достиг лишь один участник, у всех остальных было не больше 15 Тл м. Так что опорная чувствительность не запредельная (для своего калибра), но более чем. Чуть позже увидим, что мы можем получить в салоне. Нелинейные искажения (у вас есть таблица в этом же номере, можете проверить) существенно ниже средних для «пятнашек». В этом отношении «Солобарики» не только не требуют каких-либо скидок за «квадратность», но и превосходят многих округлых коллег. Отмечу в дополнение, что искажения возрастают на верхней границе сабвуферного диапазона, и если частоту среза выбрать ниже 90 Гц, показатель искажений станет ещё ниже. А вы, собственно, выше 90 резать и не собирались, ведь так?
Удивительным образом параметров Тиля — Смолла на эту головку мы найти не смогли и полагались (привычно и не без чувства уверенности в себе) на результаты собственных измерений. Головка оказалась с очень низкой резонансной частотой и низкой добротностью, что в совокупности даёт надежду на компактное акустическое оформление. И с огромным эквивалентным объёмом, что эту надежду подрывает. Что окажется сильнее?
Изготовители от однозначного ответа уклонились: для ЗЯ они рекомендуют объём от 42 до 170 л, по принципу «сколько не жалко». Указания по ФИ более предметны, с размерами щелевых тоннелей, приводим результаты моделирования самого маленького и самого большого.
Следуя правилу давать ориентиры на наиболее компактный ЗЯ и наиболее корректный с точки зрения АЧХ фазоинвертор, дополняем заводские советы тремя своими. Минимальный объём, в котором «Солобарик» будет нормально (даже отлично) играть — 35 л. Если нужно больше сверхнизкого баса, объём надо увеличить до 55 л. Музыкальный фазоинвертор потребует существенно большего объёма, 100 л. Чтобы настроить даже такой объём на низкую частоту при достаточно большом сечении тоннеля, его придётся делать щелевым и длинным. Взяв такое же (примерно) сечение щелевого порта, как в одной из фирменных рекомендаций, 5 х 40 см, получим длину около 80 см. Немало, мягко говоря, но и ящик — дай боже, так что поместить одно внутри другого, скорее всего, окажется возможным.
- Номинальный импеданс, Ом 2 + 2
- Допустимая мощность пиковая/RMS (по данным изготовителя), Вт 2000/1000
- Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 89,0
- Максимальная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 96
- Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 2,2
- Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % 2,21
Параметры Тиля — Смолла
- Заявка Факт
- Fs, Гц — 21,2
- Vas, л — 219
- Qts — 0,395
ЧТО
Сабвуфер 15’’
КТО
Kicker S15L7
ПОЧЕМ
$577
ЭТО — ПЛЮС
Невысокие искажения
Серьёзная чувствительность в салоне
Способность работать в компактном ЗЯ
ЭТО — МИНУС
Для «фазика» требуется серьёзный объём
ОДНИМ СЛОВОМ…
Осьминог высшей категории
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 8
Реальная чувствительность 9
Искажения 9
Компактность оформления 8
Итог 43